Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 21. Факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле. Приспособления организмов к условиям существования

 

Цель: систематизировать знания учащихся о живой и неживой природе; определить факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле, развивать навыки работы с дополнительной информацией; воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: различные предметы и объекты, которые могут демонстрировать примеры живой и неживой природы (комнатные растения, коллекция горных пород, аквариум с обитателями и др.), распечатки карточек «Интересные факты о растениях» и «Интересные факты о животных».

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Жизнь на Земле существует везде: и на самых высоких горных вершинах и в самых глубинах океанов, и в самых суровых условиях песчаных и ледовых пустынь, в жерлах вулканов. Благодаря же почему на Земле можно наблюдать такое многообразие живого? Без чего невозможно было бы существование и развитие живых существ?

 

III. Актуализация опорных знаний

Все живые существа на планете очень разные, но всегда интересные, а иногда просто фантастические. (См. приложение 1 и приложение 2. Выборочное чтение) Трудно точно сказать, сколько существует видов живых существ. По подсчетам ученых: растений - около 350 тыс. видов, животных - 1,5 млн. видов, микроорганизмов - 75 тыс. видов. Главная цель нашего урока - выяснить, благодаря чему на Земле существует жизнь.

Интересный и сложный мир, что нас окружает, охватывает множество объектов природы: это люди, и цветы, и горы, и птицы, и машины, и реки, и книги и др. (Перечень продолжают ученики, а учитель записывает его на доске.)

Попробуйте разделить перечисленные объекты на две группы. Почему вы объединили именно эти объекты вместе? Что в них общего? Что отличного?

 

Живая природа

Иежива природа

Люди, цветы, птицы

Горы, реки, озера

 

 

 

Чем же объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы? Ученые до этого времени так и не пришли к общему мнению. Поэтому только попытаемся определить основные признаки живого (составление «ассоциативного куста»).

 

 

IV. Изучение нового материала

Почему именно на нашей планете существует жизнь? Ответить на этот вопрос можно, только обобщив много информации про разнообразные природные факторы.

Положение Земли в Солнечной системе оптимально. Земля не так сильно накаляется, как ближайший к Солнцу Меркурий, но и не так сильно охлаждается, как далекий Сатурн. Планеты-гиганты притягивают крупные космические тела, и они не падают на нашу планету.

Солнце дает нашей планете свет и тепло. «Магнитный щит» и озоновый экран защищают планету. Наличие водяного пара будет способствовать регулированию температурного режима воздуха.

Воздушная оболочка Земли имеет оптимальный газовый состав (азот, кислород, водород, вода и т.д). Живым организмам кислород необходим для дыхания, азот - для образования живых клеток. Такая воздушная оболочка защищает поверхность Земли от опасного прямого солнечного излучения, падение космических тел (астероидов, метеоритов и др.).

Вода - удивительный и наиболее распространенный минерал на Земле. Воды на Земле очень много (если взглянуть на карту, она покрывает 71 % площади земного шара). Вода есть везде: в воздухе в виде пара, облаков, кристаллов льда; под землей; на полюсах - Северном и Южном. Вода незаменима, поскольку все живые организмы содержат в себе ее большое количество.

Так, тело человека на 65 % состоит из воды, рыбы - на 75 %, яблоко - на 80 %, морковь и огурец - на 95 %, медуза - на 99 %.

Растения получают воду из почвы, животные едят растения или утоляют жажду из рек и других водоемов. Все многообразие жизни на Земле, все продукты питания, которые потребляет человек, наконец, создаются растениями из углекислого газа и воды.

Обсуждение способов приспособления растений и животных своей местности к условиям существования (птицы перелетные и зимующие, зимняя спячка ежей, змей, медведей и др.).

Все живые организмы, пытаясь выжить, приспосабливаются к условиям окружающей среды. Приспособление (адаптация) - результат длительного взаимодействия живых организмов с окружающей средой, что помогло им выжить. Адаптируясь к определенным условиям, организм меняет не только свои привычки, внешний вид, но и даже строение.

Демонстрация и обсуждение рисунков, где изображены варианты приспособления живой природы к условиям среды: растения и животные пустыни; арктические животные и растения.

Вывод. В течение беседы учащиеся определяют, что наличие воздуха, воды, солнечного тепла и света - условия существования жизни на планете.

Наша планета - уникальна: воздух, вода, солнечное тепло и свет идеально подходят для жизни всего живого. Таким образом, без солнечного тепла и света жизни на Земле было бы невозможным. Зеленые растения используют солнечный свет, преобразуют его, получая питательные вещества (далее этот процесс мы рассмотрим более подробно). Животные не наделены такой способностью, поэтому питаются растениями или другими животными.

 

V. Закрепление новых знаний

Работа в тетрадях

Ученики, используя приложения 1, 2, объясняют приспособления растений и животных к окружающей среде.

♦ Как вы считаете, почему кит за 2 с вдихує так много кислорода?

♦ Почему водяная лилия с Амазонки имеет такое большое листьев?

♦ Почему у дикого фикуса такие длинные корни?

♦ Почему в теле гусеницы так много мышц?

♦ Почему пингвин не летает?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать текст учебника.