ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 20. ЧИСЛО И ЦИФРА 5. ОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛА ПРИЛІЧУВАННЯМ 1. ПОНЯТИЕ «ПЯТЫЙ». КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И ПОРЯДКОВАЯ СЧЕТ. «СОСЕДИ» ЧИСЛА. НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 5
Цель: ознакомить учащихся с образованием числа 5 и цифрой 5; учить писать цифру 5, сравнивать числа в пределах 5; упражнять учащихся в порядковій и количественном счете; развивать мышление; воспитывать внимательность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселый счет
• На лужайке среди лозы,
Спрятались две козы,
А тут стоят еще две
В густой обильной траве.
Посчитаем вместе,
Сколько всех тех коз вместе?
• В класс зашел Мишка,
А за ним - Петько,
А за ним - Галинка,
А за ней - Яринка,
А позади - Игнат.
Сколько здесь малышей?
2. Игра «Цепочка»
- Посчитайте от 1 до 10; от 5 до 1; от 1 до 5; от 5 до 10; от 3 до 6.
3. Игра «Закончи предложение»
• Если Антон выше, чем Кирилл, то Кирилл...
• Если Катя сидит справа от Анны, то Анна сидит...
• Если Игорь живет дальше от школы, чем Оля, следовательно, Оля живет...
• Если сестра старше брата, то брат...
• Если буханка хлеба дороже, чем батон, то батон...
• Если осенью холоднее, чем летом, тогда летом...
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Вступительное слово учителя
Сколько пальцев на руке
Можно сожмут в кулаке?
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
- Какое число будем изучать на уроке?
2. Работа по учебнику (с. 27)
Задача 1
1) Беседа по рисунку.
- Скольких животных встретил лошадь?
- Сколько их теперь? Который по порядку лошадь? Каким был бык? А козенятко?
- Как образовалось число 5? Какой цифрой обозначают число 5?
2) Ознакомление с печатной цифрой 5.
Вот и вышла погулять
На бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку баранкой согнула.
Задание 2
- Сколько всего скейтов? Каким по порядку желтый скейт? а синий? А если считать справа налево?
Задание 3
- Назовите «соседей» числа 2; 3; 4.
Задание 4
- Заполните пропуски в предложениях.
- Рассмотрите поезд. Кто сел в вагончик с цифрой 4? В какой вагончик слева направо села цифра 5? А справа налево?
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с наборным полотном
- Сколько бабочек слева? справа?
- Как получили число 5?
2. Сравнение чисел в пределах 5 [на основе материала для счета)
- Сравните числа каждой пары, используя слова «больше», «меньше», «равно».
4 5 5 > 3 5 = 5
3. Игра «Найди цифру 5»
4. Ознакомление с рукописной цифрой 5
1) Объяснение учителя.
- Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого півовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно к центру клетки. С этой точки пишут малый правый полуовал - такой же, как второй элемент в цифры 3. Затем вверху слева направо пишутся последний элемент (слегка изогнутая палочка вниз). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.
2) Написание цифры в воздухе под счет «раз-и, два-и».
3) Написание в тетради.
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Загадка
Стоит хлев на четверо овец,
А на пятую - отдельно. (Варежка)
- Какую цифру и число изучали на уроке?