Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 7 классов

Урок № 21

Тема. Второй признак равенства треугольников и ее применение

 

Цель: добиться от учащихся сознательного понимания синтетической схемы рассуждений как одного из основных способов поиска решения геометрической (и не только) задачи; формировать умения, используя вторую и первую признаки равенства треугольников, применять синтетический способ решения задач на доказательство равенства треугольников и задач, предусматривающих нахождение равных треугольников для доказательства равенства углов или отрезков.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Наглядность и оборудование: набор демонстрационного чертежных принадлежностей; таблица «Признаки равенства треугольников».

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Математический диктант

1. В ΔKNM и ΔPQT KN = PQ; Которая еще условие должно выполняться, чтобы эти треугольники стали равны по второму признаку?

2. В ΔMPQ и ΔLKT Которая еще условие должно выполняться, чтобы эти треугольники были равны по второму признаку равенства треугольников?

3. Докажите равенство Δ ABC и ΔMKС (рис. 1).

 

21-1 Рисунок

 

4. Можно воспользоваться для установления равенства треугольников, изображенных на рисунке 2, одной из известных вам признаков? Почему?

 

21-2 Рисунок

 

Выполнение заданий домашней работы можно проверить выборочно или предоставить учащимся образец правильного решения и поощрить их к объяснению. Усвоение доказательство второго признака равенства треугольников проверяем зависимости от уровня подготовки учащихся.

 

III. Формулировка цели и задач урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Выполнение устных упражнений

1. Найдите на рисунке 3 равные отрезки или углы, используя изученные свойства простейших геометрических фигур.

 

21-3 Рисунок

 

2. Докажите равенство треугольников по второму признаку (рис. 4).

21-4 Рисунок

 

V. Усвоение новых знаний

Методический комментарий

Работать над осознанием нового для учащихся способа рассуждений «от конца к началу» можно на примере такой задачи.

Задача. На рисунке 5 Найдите угол D, если

 

21-5 Рисунок

 

Прежде чем привести решение этой задачи, попытаемся ответить на вопрос: как именно надо рассуждать, чтобы найти путь к нему?

1) Сначала проанализируем вопрос задачи. Нам необходимо найти градусную меру угла D. Очевидно, что для этого следует использовать числовые данные. Мы имеем только одну такую условие: Таким образом, можно предположить, что углы B и D должны быть как-то связаны. Как именно?

2) Заметим, что углы B и D являются углами треугольников ABC и ADC, соответственно, причем оба эти углы противоположные стороне AC. Отсюда возникает идея о том, что углы B и D могут быть равными и их равенство может следовать из равенства треугольников ABC и ADC.

3) Следующий шаг соображений: действительно ли треугольники ABC и ADC равны? Если да, то на основании которой признаки можно доказать их равенство? Здесь нам помогут другие данные задачи - равенство углов: Как вы уже знаете, две пары соответственно равных углов рассматриваются в формулировке второй признаки равенства треугольников, то следует попробовать применить именно ее.

4) Для окончательного определения хода решения задачи осталось ответить на вопрос: каких еще данных нам не хватает для применение второго признака равенства треугольников? Откуда их можно достать? Обратим внимание, что углы 1 и 3 треугольника ABC, а также углы 2 и 4 треугольника ADC являются прилегающими к стороне AC, которая, кроме того, является общей стороной данных треугольников.

Итак, путь определено, и остается только записать решение, повторяя рассуждения в обратном порядке - от 4-го до 1-го пункта.

Важно акцентировать внимание учащихся на выводе, который можно изобразить в виде «обратного» логической цепочки.

Таблица

21-6 Таблица

 

VI. Первичное осознание нового материала

На примере следующей задаче можно еще раз проработать схему рассуждений «от конца к начала». Эту работу можно организовать в малых группах и завершить с обязательной коррекцией.

 

VII. Усвоение умений

Методический комментарий

На уроке продолжается работа по формированию умений применять второй признак равенства треугольников как на готовых чертежах по предлагаемым обозначениями треугольников, так и в случаях, когда учащиеся должны распознавать равные треугольники при наличии равных элементов. Ученики должны записывать равенство треугольников, сохраняя правильный порядок букв в обозначениях равных треугольников, а также на основании равенства треугольников делать выводы о равенстве соответствующих элементов.

 

Выполнение письменных упражнений

Уровень Б

1. На рисунке 6 . Докажите равенство треугольников ABC и FED.

21-7 Рисунок

2. В треугольнике ABC на равных сторонах AC и BC отмечены точки D и E соответственно, причем Докажите, что AE = BD.

3. Отрезки AC и BD пересекаются в точке O, которая является серединой отрезка BD, причем

а) Докажите равенство треугольников AOB и COD.

б) Найдите длину отрезка AC, если AO = 4 см.

В зависимости от уровня учебных достижений учащихся и, если остается время на уроке, можно решить задачи высокого уровня.

Уровень В

1. Треугольники ABC и A1B1C1 уровне. На сторонах AC и A1C1 отмечены точки D и D1 соответственно, причем Докажите, что BD = B1D1.

2. На рисунке 7 ΔABC =ΔDCB. Докажите, что ΔAOB =ΔDOC.

 

21-8 Рисунок

 

VIII. Итоги урока

Какую схему рассуждений вы составили бы для решения задачи? Докажите:BC = B1C1 (рис. 8)

 

21-9 Рисунок

 

IX. Домашнее задача

1. На рисунке 9 Докажите равенство треугольников ABD и DCA.

21-10 Рисунок

 

2. На биссектрисе нераскрывшегося угла A обозначено точку B. Докажите, что прямая, которая перпендикулярна к биссектрисы AB и проходит через точку B, отсекает на сторонах угла равные отрезки.

3*. На рисунке 10 ΔAOD =ΔCOЕ. Докажите, что ΔABE =ΔCBD.

 

21-11 Рисунок

 

Источники:

1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко - Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.