Урок № 20
Тема. Второй признак равенства треугольника
Цель: добиться понимания
учениками второго признака равенства треугольников и понятие «сторона и прилегающие к ней
углы треугольника».
Сформировать у учащихся
первичные умения:
·
находить
на готовых рисунках и в треугольниках, заданных названием своих вершин, соответствующие
стороны и прилегающие к ней углы;
·
делать
выводы относительно равенства треугольников по найденным стороной и равными прилегающими
углами;
·
воспроизводить
содержание теорему, выражающую второй признак равенства треугольников и применять
этот смысл к решению задач на доказательство равенства треугольников.
Тип урока: усвоение знаний,
умений и навыков.
Наглядность и
оборудование: набор
демонстрационного чертежных принадлежностей; таблица «Признаки равенства треугольников».
ХОД УРОКА
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
Вопрос
к классу
1. Могут ли три угла
треугольника быть прямыми? Почему?
2. Вне прямой a дано
точку. Сколько через нее можно провести:
а) прямых;
б) прямых,
параллельных a;
в) прямых,
перпендикулярных к a;
г) перпендикуляров
к прямой a.
Как изменятся
ответы на вопросы, если точка будет лежать на прямой?
Домашние упражнения
проверяем выборочно, остановившись на важных и сложных моментах.
III. Мотивация
учебной деятельности. Формулировка цели и задач урока
Задача.
В
треугольнике Постройте
треугольник A1B1C1 , в котором Что можно сказать
о треугольники ABC и A1B1C1. Почему?
Методический комментарий
На самом деле признаки
равенства треугольников в определенном виде применялись учениками еще в 5 классе под
время изучения темы «Треугольник» (в решении задач на построение по стороной и
прилегающими к ней углами, в частности).
Поэтому,
предложив ученикам смысл подобной задачи и получив ответ на вопрос
(ΔABC = ΔA1B1C1), получим
противоречие между результатом, который явно существует (равенство треугольников) и аппаратом,
что позволяет аргументировать эту равенство (соответствующего признака равенства треугольников
еще не доказано). Это противоречие и является основой мотивации деятельности учащихся, а также
толчком к целеполаганию.
IV.
Актуализация опорных знаний
Выполнение
письменных упражнений
По приведенным
коротким записью сформулируйте развернутое утверждение:
поэтому ΔABC =Δ
A1B1C1;
б) AB = A1B1,
AC = A1C1, поэтому ΔABC =Δ A1B1C1.
V. Усвоение новых
знаний
План изучения
нового материала
1°. Формулировка и
доказательство второго признака равенства треугольников.
2°. Примеры
применение второго признака равенства треугольников.
Методический комментарий
Методика преподавания
второй признаки равенства треугольников аналогична к изложению первого признака,
то есть основывается на представлении об уровне фигуры как те, что совпадают при
наложении и на аксиомах откладывание отрезков и углов.
Результатом работы
изучение нового материала может стать схема 2, подается в таблице «Признаки
равенства треугольников».
VI. Первичное
осознание нового материала
Формированию устойчивых
умений применение второго признака равенства треугольников должна предшествовать работа
с выработки умения «видеть» «трио»-сторону и прилежащие к ней углы. Поэтому на
первом этапе уделяем больше внимания именно задачей на распознавание
элементов треугольников, названных во втором признаке равенства треугольников.
Выполнение устных
упражнений
1. В треугольниках ABC и
Которую
равенство необходимо добавить условия, чтобы равенство данных треугольников можно было
доказать по второму признаку?
2. В треугольниках ABC и
Которую
равенство необходимо добавить условия, чтобы равенство данных треугольников можно было
доказать по второму признаку?
3.
Или
можно утверждать, что ΔABC = ΔDEF, если AB = DE,
4. Если сторона и сумма
прилегающих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и сумме
прилегающих к ней углам второго треугольника, то такие треугольники равны. Или
правильное это утверждение?
Выполнение
письменных упражнений
1. На рисунке 1 изображен
пары равных треугольников (рис. 1 а, б, в). Дайте обоснование равенства ΔABC
=ΔA1B1C1 в каждом случае.
2.
По
данным рисунка 2 докажите равенство треугольников ABC и A1B1C1.
3.
На
рисунке 3 Докажите
равенство треугольников AOB и DOC.
Во время
решения задач, в которых требуется доказать равенство треугольников и некоторые
равенства соответствующих элементов заданы явно, ученики должны найти по условию и
свойствами геометрических фигур уровне элементы, которых не хватает (например,
общую сторону; равенство углов на основании определения биссектрисы угла или
свойства вертикальных углов и т.д.).
VII. Итоги урока
На рисунке 4 обозначено
две пары соответственно равных элементов Δ ABC и Δ A1B1C1.
Какая пара элементов должна быть ровной, чтобы ΔABC =Δ A1B1C1:
а) по первой
признаком равенства треугольников;
б) по второй
признаком равенства треугольников?
VIII. Домашнее
задача
Выучить формулировки
и доказательство второго признака равенства треугольников.
Устно выполнить
упражнения.
1. В треугольниках ABC и
KMN AB = KM, Которую
равенство необходимо добавить условия, чтобы равенство можно было доказать по второй
признаком?
2. Можно
утверждать,что ΔMNK = ΔDEF, если NK = EF, Письменно решить задачи.
1. Начертите острый
угол A и проведите его бісектрису AD.
а) От луча DA по
разные стороны от прямой DA отложите равные углы и отметьте точки B и C - точки
пересечения сторон построенных углов со сторонами угла A.
б) уровне
треугольники ABD и ACD? Как это доказать?
2. На рисунке 5 Докажите равенство
треугольников ABD и CDB.
Источники:
1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко
- Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.