Вступление
Мы знаем различные приемы развития музыки. Среди них: исполнительские, симфонические, жанровые, динамические, темпові, ладовые и тембру.
Беседа о произведения Эдварда Грига
На уроках музыки звучали произведения норвежского композитора Эдварда Грига. Вспомните, какие именно?
Симфонические пьесы „Утро” и „Свадебный день в Трольхаугені”.
Слушание и анализ пьесы Эдварда Грига
Чтобы проверить свои знания и умения определять приемы развития музыки, прослушаем еще одно из произведений норвежского композитора Эдварда Грига.
Подумайте, что композитор хотел нарисовать средствами музыки.
Какие приемы развития музыки использовал Эдвард Григ?
Композитор передает картину весенней природы. Можно почувствовать свежее дыхание воздуха, касание нежных лучиков солнца, шепот молодой травки, изумления красотой первых весенних цветочков... Создать такой образ композитор смог с помощью изменений динамических оттенков и темпов. Именно поэтому пьеса Эдварда Грига „Весной” является примером динамического и темпового развития музыки.
Продолжение разучивание украинской народной песни
Следующей на уроке прозвучит украинская народная песня „Верховино, свет ты наш”.
В ней выражена безграничная любовь к родному краю, воспетая неповторимая красота природы Прикарпатья. Широкий протяженный пение чередуется с быстрой коломыйкой.
Сегодня мы разучим припев.
Разучивать следует в медленном темпе, чтобы хорошо усвоить затейливую мелодию частушки. Обратите внимание на распевы шестнадцатыми нотами и на необходимость легкости в их исполнении. В быстром темпе этот отрывок сначала спойте на слог «ля», что будет способствовать выражению его танцевального характера, а в дальнейшем - уже со словами.
Виконаймо всю песню в характере с сопровождением!
Караоке. Песня „Верховино, свет ты наш”
Верховино, свет ты наш!
Эй, как у тебя здесь мило!
Как игры вод, течет здесь время,
Свободно, шумно, весело.
Припев:
Ой нет края, края
На ту Верховину!
Кобы мне здесь побыть
Хоть один час!
Эй, что мы там Подолье край!
Нам полонина - Подолье,
А боры - степь, пихта - май,
А зверя голос - свадьба!
Припев:
Черемош, Черемош,
Быстра твоя вода!
Девчоночка хорошая,
Хорошая твоя красота!
Слушания. Г. Майборода. „Гуцульская рапсодия”
Украинский композитор Георгий Майборода ввел в свою «Гуцульскую рапсодию» мелодию песни „Верховино, свет ты наш”.
Прослушайте это произведение полностью, проследите за разнообразными приемами симфонического развития (жанровым, мелодичным, динамичным, темповим и тембровым).
Демонстрация украинской народной песни „Грицю, Грицю, до роботи”
Композитор может использовать разнообразные приемы, чтобы способствовать развитию образа, который воплощен в музыкальном произведении.
Примером этого является украинская народная песня „Грицю, Грицю, до роботи”.
Прослушайте и подумайте, какой характер этого произведения? О чем в нем рассказывается?
Анализ прослушанного произведения
Песня „Грицю, Грицю, до роботи” - шутливый рассказ о ленивого Грица. Делать не хочет, а как есть, то он - первый.
Созданию именно такого образа способствует темповий, динамичный, исполнительский приемы развития.
Интересно, а бывает ли в жизни так, как в этой песне?
Так. Это жизненный образ. Народ даже придумал пословицу про лентяев. Например, „Как ел - то впрів, как делал - то замерз”.
Разучивание песни „Грицю, Грицю, до роботи”
Теперь мы разучим украинскую народную песню „Грицю, Грицю, до роботи” и попробуем выполнить выученный отрывок в характере.
1. «Грицю, Грицю, до роботи!» -
В Грица порванные сапоги.
«Грицю, Грицю, до телят!» -
В Грица ножки болят.
2. «Грицю, Грицю, молотить!» -
Гриша болен делать.
«Грицю, Грицю, врубай дров!» -
А Гриша что-то нездоров.
3. «Грицю, Грицю, делай хлеб!» -
«Кхе, кхе! Что-то охрип».
«Грицю, Грицю, иди кушать!»
«Ой, подождите! Где бы сесть?»
Итоги урока
Сегодня мы увидели, что композитор может использовать разнообразные приемы развития музыки для создания яркого музыкального образа; прослушали произведение Эдварда Грига „Весной”, разучили украинские народные песни „Верховино, свет ты наш” и „Грицю, Грицю, до роботи”.