Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 4. Музыка и визуальные образы

Урок 20

Тема урока. Лад, мажорный лад, пение упражнений. Работа над песней "В Черное море наш Днепр течет".

Слушание музыки. О. Бородин. И часть Второй симфонии ("Богатырской")

 

Цель урока: закрепить с учащимися понятия „порядок” на знакомых музыкальных произведениях, учить определять их на слух; развивать ладо-тональный слух, вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к классической музыке и живописи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, фонозапис, портрет А. Бородина, репродукция картины В. Васнецова „Богатыри”.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы.

 

II. Распевки.

1) пение звукоряда до мажор, определения устойчивых ступеней;

2) пение тонического трезвучия.

 

III. Актуализация опорных знаний.

Мы только розспівалися с вами в мажорном звукоряде. Кроме звукоряда, вы знаете, что мажорным может называться строй.

Лад - это постоянный взаимосвязь звуков между собой

(Наигрываю мажорный и минорный лады).

- Есть ли разница между двумя музыкальными примерами?

(Есть, потому что в мажорном ладе и минорном расстояние между ступенями неодинакова).

Порядок, в котором расстояние между III - IV вв. и VII - VIII составляет полутон, а между всеми другими тон, называется мажорным.

Давайте на примере обозначим тона и полутона, пропев мажорный звукоряд.

(Пение попевки „Лад мажор").

 

Лад мажор

 

 

ИV. Работу над песней продолжаю, изучая следующие куплеты. Слежу за сдержанным, наспівним исполнением песни. Определяю характер, в котором нужно ее выполнять.

(Желающих опитую на оценку).

 

V. Слушание музыки стоит продолжить беседой о тесной взаимосвязи нескольких видов искусства, в частности живописи, литературы и музыки.

Хотя каждый художник в своем произведении изображает душевные переживания, чувства, изображает красоту природы, но если их совместить, то все они имеют единое целое - совершенство.

Музыка может создаваться композитором как по сюжету, так и без него.

Музыка, созданная по определенным сюжетом, называется программной музыкой.

Именно к таким произведениям относятся „Зима” А. Вивальди, „После просмотра Куинджи” Ю. Щуровського. Сегодня вы познакомитесь еще с одним программным произведением. Это Вторая симфония А. Бородина, которая имеет название „Богатырская”. Сейчас вы, дети, послушаете И часть этой симфонии и одновременно рассмотрите репродукцию картины русского художника Виктора Васнецова „Богатыри”.

Этими произведениями художники переносят нас в глубину веков, описывая образы русских богатырей, их силу, отвагу, могущество. Мы слышим, будто старый певец Боян ведет рассказ о них и переносит нас в прошлое.

(Дети слушают и размышляют над вопросом).

- Помогает ли музыка „Богатырской” симфонии понять дух эпических героев-богатырей, изображенных на картине Васнецова?

 

VI. Итог урока.