5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 20
Тема урока. Лад, мажорный лад, пение упражнений. Работа над песней "В Черное море наш Днепр течет".
Слушание музыки. О. Бородин. И часть Второй симфонии ("Богатырской")
Цель урока: закрепить с учащимися понятия „порядок” на знакомых музыкальных произведениях, учить определять их на слух; развивать ладо-тональный слух, вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к классической музыке и живописи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, фонозапис, портрет А. Бородина, репродукция картины В. Васнецова „Богатыри”.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
1) пение звукоряда до мажор, определения устойчивых ступеней;
2) пение тонического трезвучия.
III. Актуализация опорных знаний.
Мы только розспівалися с вами в мажорном звукоряде. Кроме звукоряда, вы знаете, что мажорным может называться строй.
Лад - это постоянный взаимосвязь звуков между собой
(Наигрываю мажорный и минорный лады).
- Есть ли разница между двумя музыкальными примерами?
(Есть, потому что в мажорном ладе и минорном расстояние между ступенями неодинакова).
Порядок, в котором расстояние между III - IV вв. и VII - VIII составляет полутон, а между всеми другими тон, называется мажорным.
Давайте на примере обозначим тона и полутона, пропев мажорный звукоряд.
(Пение попевки „Лад мажор").
Лад мажор
ИV. Работу над песней продолжаю, изучая следующие куплеты. Слежу за сдержанным, наспівним исполнением песни. Определяю характер, в котором нужно ее выполнять.
(Желающих опитую на оценку).
V. Слушание музыки стоит продолжить беседой о тесной взаимосвязи нескольких видов искусства, в частности живописи, литературы и музыки.
Хотя каждый художник в своем произведении изображает душевные переживания, чувства, изображает красоту природы, но если их совместить, то все они имеют единое целое - совершенство.
Музыка может создаваться композитором как по сюжету, так и без него.
Музыка, созданная по определенным сюжетом, называется программной музыкой.
Именно к таким произведениям относятся „Зима” А. Вивальди, „После просмотра Куинджи” Ю. Щуровського. Сегодня вы познакомитесь еще с одним программным произведением. Это Вторая симфония А. Бородина, которая имеет название „Богатырская”. Сейчас вы, дети, послушаете И часть этой симфонии и одновременно рассмотрите репродукцию картины русского художника Виктора Васнецова „Богатыри”.
Этими произведениями художники переносят нас в глубину веков, описывая образы русских богатырей, их силу, отвагу, могущество. Мы слышим, будто старый певец Боян ведет рассказ о них и переносит нас в прошлое.
(Дети слушают и размышляют над вопросом).
- Помогает ли музыка „Богатырской” симфонии понять дух эпических героев-богатырей, изображенных на картине Васнецова?
VI. Итог урока.