5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 21
Тема урока. Ритмичная упражнение с использованием пауз. Разучивание песни В. Шаинского "Голубой вагон".
Слушание музыки. И часть Третьей симфонии "Героической" Л. ван Бетховена
Цель урока: закреплять с учащимися умения и навыки воспроизведения ритмических упражнений; развивать ритмический слух и музыкальную память; воспитывать интерес к программной музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудиозапись, портрет Л. ван Бетховена, репродукция скульптуры И. Пинзеля „Святой Юрий на вздыбленном коне поражает дракона”.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
III. Ритмичная упражнение.
Размер упражнения?
- Что он означает?
- Как называются доли в 4 - дольном размере?
- Проплескаємо упражнение считая на 1и 2и 3и 4и.
(Дети похлопывают упражнение. Желающих опитую индивидуально).
IV. Разучивание песни стоит начать
1. 3 беседы о их любимые мультфильмы, в которых очень много детских песен.
Российский композитор Владимир Шаинский писал музыку к мультфильмам, в частности „Чебурашка и Крокодил Гена”. Сегодня мы изучим с вами, дети, одну из таких песен: „Голубой вагон”. Вы ее послушаете и скажете, что является основной темой текста песни: рассказ о поезде или, возможно, нечто другое.
2. Художественный показ песни.
3. Беседа по прослуханим произведением.
Голубой вагон
Слова Е. Успенского
Музыка В. Шаинского
Украинский текст Н. Забилы
Подвижно
- Итак, основная мысль содержания текста - это движение вперед, преодоление всех препятствия. Жить весело и строить счастливое будущее.
4. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом. Обращаю внимание на размер при ключи, паузы, которые встречаются, и репризу. Слежу, чтобы дети, распевая, не выкрикивали, поскольку песня по характеру веселая и знакомая.
VI. Слушание музыки.
Беседа.
Изобразительное искусство - это живопись и скульптура, которая изображает зримые предметы. Музыка больше передает душевное состояние человека и то, как она относится к окружающему миру. Ни один вид искусства не можно заменить другим, а лишь дополнить друг друга, усиливая восприятие тех или иных образов.
Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор, тоже написал программное произведение. Это Третья симфония, которая имеет название „Героическая”. Само слово „герой” имеет большое значение. Герой - это человек, который отвоевывает право на свободу, равенство, любовь, счастье. И все это композитор изобразил в симфонии с помощью музыкальных средств. Слушая И часть, взгляните на репродукцию скульптуры И. Пинзеля „Святой Юрий на вздыбленном коне поражает дракона”, что олицетворяет победу добра над злом.
- Какими средствами музыки изобразил своего героя Л. ван Бетховен?
- Чем воспользовался скульптор И. Пинзель, изобразив своего героя?
- Усиливает музыка Бетховена образное восприятие скульптуры?
(Слушание произведения, впечатления детей).
VI. Итог урока.