5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 19
Тема урока. Тон, полутон, пение упражнений. Разучивание украинской народной песни "В Черное море наш Днепр течет". Слушание музыки. Первая симфония И. Карабица ("Дума")
Цель урока: закрепить с детьми понятие „тон и полутон” на мелодичнім вправе; развивать музыкально-ритмический слух и вокальные навыки; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: баян, магнитофон, фонозапис, репродукция картины М. Дерегуса „Дума про казака-бандуриста”.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
3. Напоминание правил пения.
II. Распевки.
1) пение гласных одной высоты;
2) пение попевки „Тона и полутона”.
Тона и полутона
III. Актуализация опорных знаний.
- Поет поспівку, дети, вы уже вспомнили, что такое тон и полутон. Кто даст определение этих понятий?
- Между какими степенями всегда есть полутон?
- Вот взгляните на клавиатуру фортепиано (чтобы ученики могли почувствовать на слух расстояние между звуками, предлагаю послушать, как звучит тон и полутон), полутон находится ближе, а тон - расстояние шире.
IV. Для лучшего усвоения этих понятий
1. Перехожу к нотному тексту песни ,3 Черное море наш Днепр течет”.
- Посмотрите, дети, на нотный текст песни, встречаются здесь тона и полутона?
- В каком такте? Просольфеджуйте.
Размер песни?
- Что он означает?
Знак при ключе?
(Си бемоль).
В Черное море наш Днепр течет
Украинская народная песня
Решительно
2. Впереди атаман идет,
Впереди атаман идет,
Под ним конек, ой да под ним конек,
Под ним конек и сумненький идет. Дважды
3. Ой ты конь, конь вороной,
Ой ты конь, конь вороной,
Скажи, коню, ой да скажи, коню,
Скажи, конь, чего ты грустный? Дважды
4. Как же мне веселому быть,
Как же мне веселому быть,
Как степями, битыми путями
На Вкраину враги идут. Дважды
5. Не страшна нам в лютім боя смерть,
Не страшна нам в лютім боя смерть,
Бой приносит, ой да бой приносит,
Бой приносит славу, свободу и честь! Дважды
- Таким образом, в шестом такте расстояние ля - си бемоль будет півтоном, и его надо спеть так (показываю).
2. Художественный показ песни.
3. Разучиваю песню по фразам, работаю над дыханием, дикцией, чистотой интонирования.
V. Слушание музыки.
Сегодня на уроке мы послушаем еще одно произведение искусства: фрагмент второй части „Первой симфонии” украинского композитора Ивана Карабица, что имеет название „Дума”. Что такое думы, вы уже знаете. Это историческое произведение, в котором воспевается история нашего народа, выдающихся людей, безымянных героев.
- Кто выполнял и создавал думы?
(Кобзари, бандуристы, лирники).
- Посмотрите на рисунки этих инструментов и на картину Михаила Дерегуса „Дума про казака-бандуриста”. Бандуристы ходили по городам и весям, и в своих думах воспевали всю правду о жизни украинского народа. Вокальный прием, который применяли кобзари, составляя думы, называется речитативам. Музыка „Думы” напоминает песню лирника. Протяжное, наспівне звучание виолончели передает характер печальной драматической рассказы народного певца.
Слушая, сравните эти два произведения искусства и скажите:
- Существует ли между ними сюжетный связь?
- Она передает те чувства кобзаря, которого вы видите на репродукции картины?
- Репродукция картины черно - белая. Какими цветами вы бы ее раскрасили, или, возможно, оставили бы такой?
- Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор для раскрытия сюжета?
Повторное слушание.
VI. Итог урока.