Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА III. «ОБЩАЕМСЯ С ОТКРЫТЫМИ СЕРДЦАМИ»

 

УРОК 20 В чем проявляется милосердие.

 

Тема. В чем проявляется милосердие.

Цель: дать определение понятий «милосердие», «альтруист», «эгоист»; научиться приводить примеры милосердия в поступках; научить детей анализировать свои поступки, различать в них проявление эгоизма.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись фрагмента из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (IV действие, 1 картина, песенка Юродивого «Месяц едет, котенок плачет»).

Эпиграф: «Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, что живет в нас к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем» (Б. Мандевиль, английский сатирик 17 ст.).

Высказывания: «Большая душа никогда не бывает одинокой» (Г. Роллан).

«Милосердие является орудием абсолютного знания» (Ж.Блондель, известный французский политолог, профессор Европейского института во Флоренции).

«Кость, брошенная собаке, не имеет милосердие; милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее» (Дж. Лондон, американский писатель). «Милосердие, так же как и разум, является одной из основ нашего знания» (Ж. Бернанос, французский писатель 20 в.).

«Поджечь дом, чтобы поджарить себе яичницу, в характере эгоиста» (Ф. Бэкон, английский философ).

Ключевые понятия: милосердие, сочувствие, человечность, чуткость, альтруизм, эгоист.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое милосердие.

2. Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом.

3. Как сострадать и проявлять милосердие словом и делом.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем занятии мы говорили о том, что значит уважать других. Речь шла о таких понятиях, как уважение, самоуважение, толерантность, нетерпимость. Дайте определения этих понятий. (Ответы детей.)

А сейчас я предлагаю вам выполнить тест и проверить, насколько вы толерантны.

Тест «толерантный ли вы человек?»

1. Или неприятная для вас ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что такой же план уже предложили ваши друзья?

а) Да;

б) нет.

2.вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Почему вы отдаете предпочтение?

а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) Да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас сразу лица, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) Если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи?

а) Вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) Вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятным, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) Да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который(-ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) Вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое

поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) Не обращаете внимания;

б) спорите.

Подведение итогов:

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

0-4 балла. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы не находились может сложиться такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Одновременно вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резкие, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.

14-18 баллов. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дома вы должны были прочитать параграф учебника по теме «Что значит уважать других» и предложить толерантное разрешение конфликта между баскетболистами и футболистами. (Дети предлагают свои толерантные способы решения конфликта.)

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Что значит уважать других».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Есть толерантность обязательной предпосылкой мирного сосуществования людей в современном мире? (Вариант А. Так.)

Есть нетерпимость проявлением достоинства и самоуважения? (Вариант Б. Нет.)

3-4. Допиши предложение.

Нежелание и неумение терпеть другого называют, (нетерпимостью).

Уважение всегда активна, она несовместима с... (хамством, наглостью, презрением).

5-6. Рассмотри рисунки. Какая из ситуаций является свидетельством нетерпимости? (Рисунок Б.)

7-8. Напиши десять самых важных, по твоему мнению, слов по теме урока. (Толерантность, нетерпимость, уважение, наглость, пренебрежение, самоуважение, достоинство, доброжелательность, уважение, милосердие.)

9-10. Прокомментируй быль представленными вопросами.

Есть непонимание достаточной причиной для неприятия чего - или кого-нибудь? Почему? (Нет. Если существует нечто, что другие поддерживают, то оно имеет право на жизнь. Некоторым людям нужно самосовершенствоваться, развиваться, становиться образованными, чтобы это понять.)

Есть неодинаковые мнения, убеждения, вкусы основанием для конфликтов? Почему? (Нет. Сколько людей - столько мнений. Следует толерантно относиться к взглядам других людей, избегать конфликтов.)

11-12. Сформулируй три установки, которые, по твоему мнению, способствуют формированию толерантного поведения.

(1. Найди в человеке его лучшие черты.

2. Никогда не осуждай и не критикуй.

3. Не ставь себя выше других.

4. Признай право другого человека быть не таким, как ты.

5. Учись понимать другого человека.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Вспомните рассказ «Скорпион». О какой из общечеловеческих ценностей этот рассказ? (О милосердии.)

Гениальный украинский поэт Т. Шевченко писал: «Человек в нищете и беде, какой бы не был национальности и какую бы не исповедовала религию, является для меня родным братом».

Вы знаете, что Т. Шевченко был еще и художником? Рассмотрите в учебнике репродукцию его картины «Байгуші» (с. 113) и дайте ответ на вопрос в задании 1. (Ответы детей.)

Информация для учителя

Слово «байгушем». Даль внес в свой словарь с таким определением: «нищий из кочевых инородцев, что обнищали, кыргыз». Казахское слово «байгус» переводится как бедняга, бедный.

Глубокое сочувствие к обездоленным казахов, и особенно маленьких нищих, нашло отражение в работах «Байгуші под окном», «Байгуші» и других произведениях Т. Шевченко.

Непосредственным откликом на произведения о нищих детей-казахов стали слова С. Сераковського: «Твои киргизята прекрасные! Ты воплощаешь идеи. сочувствия и помощи».

Учитель. Кто изображен на заднем плане картины? (Сам художник.) Могут ли такие чувства, как чуткость, милосердие, устареть? (Нет, ведь они относятся к общечеловеческим моральным ценностям.)

В опере М. Мусоргского Борис Годунов является персонаж Юродивый. Это обездоленный человек. Обидеть такого человека - большой грех. Мальчишки отняли копеечку у Юродивого. И музыкальная характеристика этого персонажа основана на интонациях народных причитаний и плачей. Послушайте фрагмент этой сцены. (Дети слушают.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема нашего урока звучит так: «В чем проявляется милосердие». Сегодня мы попробуем дать определение понятий «милосердие», «альтруист», «эгоист»; научиться приводить примеры милосердия в поступках; научиться анализировать свои поступки, различать в них проявление эгоизма.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое милосердие.

Учитель. Прочитайте и объясните, как вы понимаете пословицу, выписанные на доске. (Объяснения детей.)

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Что такое милосердие» (с. 113-114).

На основании текста определите составляющие понятия «милосердие». (Милосердие - деятельное добро, то есть такое, которое проявляется в наших поступках.

Оно является воплощением высокой любви к ближним.

Милосердны те, которые делятся знаниями, опытом, терпеливо переносят ложь, прощают и не держат зла.

Милосердие основывается на таких качествах, как отзывчивость, внимательность, доброжелательность.

Тот милосердный поступок, который свидетельствует об уважении к человеку.)

Милосердие - желание помочь каждому, кто нуждается в помощи, без выгоды от этого.

Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому горю, до чьих-то переживаний.

Человечность - искреннее, доброжелательное отношение к людям; внимательность к чужим нуждам.

Чуткость - внимательность и душевное отношение к людям.

Учитель. Прочитайте былины об украинских писателей и подумайте, о которых проявления милосердия вы узнали из рассказов. (с. 114-115). (Дети выполняют задание.)

Работа в группах.

Учитель объединяет детей в пять групп и предлагает выполнить задание 3 (с. 115). За ним группы получают ситуацию для обсуждения. Каждая группа должна составить такое продолжение выбранной ситуации, чтобы оно свидетельствовало о милосердное отношение. (Дети выполняют задание.)

2. Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом.

Работа с учебником.

Прочитайте текст на странице 116 «Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом» и выпишите определения понятий «альтруизм», «эгоист». Альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей, готовность ради этого отречься от собственных интересов.

Эгоист - человек, который пренебрегает интересами других людей ради собственных.

Прочитайте дома буддийскую притчу «Горчичное зернышко» на страницах 116-117 учебника и подумайте, почему, помогая другим, человек помогает тем самым себе.

3. Как сострадать и проявлять милосердие словом и делом.

Учитель. Главное в милосердии - это не быть равнодушным к чьей-то судьбы, вовремя прийти на помощь. Я прочитаю вам миниатюру великого педагога В. Сухомлинского, потом вы ответите на мой вопрос.

«Три недели не был Сергей в школе: болел. Соскучился за товарищами, учителями. Радостный, возбужденный, пришел мальчик в школу после болезни. Вот и его парта, вот и товарищи.

Думалось Сереже: в глазах ребят он увидит радость и удивление. Но глаза их были спокойны и неподвижны. Сосед по парте, Колько, спросил:

- А ты выполнил задание на сегодня?

- Выполнил, - тихо сказал Сергей и заплакал».

Учитель. Почему Сергей заплакал? (Через равнодушие детей, соседа по парте, ведь ему было безразлично, что Сережа выздоровел после продолжительной болезни.)

Самые страшные люди - люди безжалостные, равнодушные к чужой беде, черствые и неблагодарные. Человек в своей жизни много ошибается, учится на своих ошибках, страдает, переживает, любит, ненавидит. Это и должно быть так. У человека должны быть чувства, она не должна превращаться в робота. Человек должен уметь сочувствовать другому, быть милосердной, потому что она красивая в своем милосердии!

Работа с учебником.

За нехваткой времени эта работа может быть задана домой.

Прочитайте на страницах 117-118 воспоминания Д. Малакова и подумайте, о которых проявления милосердия вы узнали из прочитанного отрывка

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. выводы.

• Объясните, как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа к уроку, и выражение на доске. (Объяснения детей.)

• Какие черты присущи альтруїстові? Относите ли вы себя к таким лицам?

• Как можно проявить человечность, милосердие? Приведите примеры из жизни.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф учебника (с. 113-119.) Выучить определения основных понятий урока.

Подумать над буддийской притчей «Горчичное зернышко» на с. 116-117. (Почему, помогая другим, человек помогает тем самым себе?)

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «В чем проявляется милосердие».

Знать десять библейских заповедей.