Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЧЕРВИ

 

УРОК № 19

 

Тема. Разнообразие и значение кольчатых червей.

Цель: рассказать о роли червей в экосистемах и жизни человека.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать роль червей в экосистемах и жизни человека.

Базовые понятия и термины: кольчатые черви, багатощетинкові черви, малощетинкові черви, пиявки, роль червей.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

Iэтап .Організаційний

ІІ.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Вы уже много что знаете о кольчатых червей. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Значение кольчатых червей в природе

Школьники, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, отметят, что дождевые черви, например, передвигаясь в почве, разрыхляют и перемешивают его. Затягивая в норки растительные остатки, они обогащают ее перегноем. На 1 га почв может жить почти 4,5 млн дождевых червей. Они ежесуточно пропускают через себя примерно 250 кг почвы. Установлено, что при высокой численности дождевых червей на участке хорошо растут растения и дают высокие урожаи. Дождевые черви - пища многих наземных животных. их поедают кроты, ежи, лягушки, жабы, скворцы.

Учитель продолжает рассказ о том, какое значение имеют другие кольчатые черви.

Много видов пресноводных малощетинковых червей, например обычные трубочники, что живут в иле рек, прудов и озер, имеют большое значение в питании карпа, карася и других рыб. В немалой роль этих червей в биологической очистке воды. Пропуская через свой пищеварительный канал ил, они освобождают водоемы от избытка органических веществ. Количество трубочників в водоемах значительная, особенно в реках и прудах, находящихся в пределах города. Здесь на 1 м2 дна может скопиться почти 100 тысяч этих червей. Массовые скопления трубочника бывают заметны с берега водоема, как ярко-красные пятна на буром фоне ила. Трубочник - хороший корм для аквариумных рыб. Добывают его способом промывки ила, взятого вместе с червями, на дрібночарункових ситах.

Нереиды и другие морские черви - основная пища многих видов рыб, крабов и других обитателей моря.

2. Значение кольчатых червей для человека

Плоские и круглые черви приносят человеку только вред, вызывая различные болезни. А вот спасает человека представитель типа Кольчатые черви - медицинская пиявка. В сороковых годах XIX века во Франции вживалимайже 25 миллионов пиявок. Перед тем как использовать пиявок для лечения, их заставляют голодать три-четыре месяца. При «укусе» пиявка надрезает кожу, после чего остается характерная треугольная ранка.

Есть кольчатые черви, которых человек использует в пищу. Так, жители островов Фиджи и Самоа с нетерпением ждут поры, когда начнется размножение червя палоло.

Вот как описывает эту ситуацию Игорь Акимушкин: «Первые палоло появляются перед рассветом. Волны кишат палоло. их миллионы! Вода стала желто-бурой. Черви начиненные икрой. А с островов спешат к палоло люди: на лодках-катамаранах, под парусами, плывут на плотах, на бревнах, везут с собой большие корзины. Ловят палоло сетками, черпаками, руками. Спешат наловить побольше: через час-два наступит конец роїнню, палоло пойдут на дно. На берегу уже горят костры, и начинается пир! Палоло жарят, сушат, квасят, солять. едят и сырыми. Говорят, что вкусом палоло напоминает нежнейшие устрицы с приправой из мускатного ореха».

Использует человек для своих целей и дождевых червей. их с успехом расселяют в разные соответствующие для них места с целью улучшения структуры почвы. Это явление получило название зоологической мелиорации.

В Финляндии дождевых червей используют для переработки сточных вод вместе с отходами деревообрабатывающих предприятий. Также «работают» дождевые черви и на переработке навоза. Экскременты дождевых червей обогащают почву органическими веществами. А самих червей человек использует в качестве хорошего корма для промысловых рыб и птиц.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 77, 78, знакомясь с разнообразием кольчатых червей.

Потом они читают текст параграфа на с. 76-79 и отвечают на вопросы 1-3 на с. 79.

После этого учащиеся заполняют таблицы 6, 7 на с. 80.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 26-27].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 79, при необходимости записывают выводы в тетрадь. Затем школьники самостоятельно знакомятся с рубрикой «Наука и ученые» и выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию». В тетради [Из, с. 28-29] ученики выполняют задачи.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 19, ответить на вопросы 4, 5 после параграфа на с. 79, прочитать «Энциклопедическую вставку» на с. 82, 83 и выводы на с. 84.

В тетради [3, с. 26-27] выполнить задание.