ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЧЕРВИ
УРОК № 19
Тема.
Разнообразие и значение кольчатых червей.
Цель:
рассказать о роли червей в экосистемах и жизни человека.
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы,
позволяют иллюстрировать роль червей в экосистемах и жизни человека.
Базовые
понятия и термины: кольчатые черви, багатощетинкові черви,
малощетинкові черви, пиявки, роль червей.
Тип
урока: комбинированный.
Ход урока
Iэтап .Організаційний
ІІ.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Обсуждение
вопрос
Вы уже
много что знаете о кольчатых червей. Как вы думаете, какую роль они играют
в природе?
Изучение нового материала
Рассказ
учителя с элементами беседы
1. Значение
кольчатых червей в природе
Школьники,
отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, отметят, что дождевые
черви, например, передвигаясь в почве, разрыхляют и перемешивают его.
Затягивая в норки растительные остатки, они обогащают ее перегноем. На 1 га
почв может жить почти 4,5 млн дождевых червей. Они ежесуточно пропускают
через себя примерно 250 кг почвы. Установлено, что при высокой численности
дождевых червей на участке хорошо растут растения и дают высокие урожаи.
Дождевые черви - пища многих наземных животных. их поедают кроты, ежи, лягушки,
жабы, скворцы.
Учитель
продолжает рассказ о том, какое значение имеют другие кольчатые черви.
Много
видов пресноводных малощетинковых червей, например обычные трубочники, что
живут в иле рек, прудов и озер, имеют большое значение в питании карпа,
карася и других рыб. В немалой роль этих червей в биологической очистке воды.
Пропуская через свой пищеварительный канал ил, они освобождают водоемы от избытка
органических веществ. Количество трубочників в водоемах значительная, особенно в реках
и прудах, находящихся в пределах города. Здесь на 1 м2 дна может
скопиться почти 100 тысяч этих червей. Массовые скопления трубочника бывают
заметны с берега водоема, как ярко-красные пятна на буром фоне ила.
Трубочник - хороший корм для аквариумных рыб. Добывают его способом промывки
ила, взятого вместе с червями, на дрібночарункових ситах.
Нереиды
и другие морские черви - основная пища многих видов рыб, крабов и других
обитателей моря.
2.
Значение кольчатых червей для человека
Плоские
и круглые черви приносят человеку только вред, вызывая различные болезни. А вот
спасает человека представитель типа Кольчатые черви - медицинская пиявка. В сороковых
годах XIX века во Франции вживалимайже 25 миллионов пиявок. Перед тем как
использовать пиявок для лечения, их заставляют голодать три-четыре
месяца. При «укусе» пиявка надрезает кожу, после чего остается характерная
треугольная ранка.
Есть
кольчатые черви, которых человек использует в пищу. Так, жители островов Фиджи и
Самоа с нетерпением ждут поры, когда начнется размножение червя
палоло.
Вот как
описывает эту ситуацию Игорь Акимушкин: «Первые палоло появляются перед рассветом.
Волны кишат палоло. их миллионы! Вода стала желто-бурой. Черви начиненные икрой.
А с островов спешат к палоло люди: на лодках-катамаранах, под парусами,
плывут на плотах, на бревнах, везут с собой большие корзины. Ловят палоло
сетками, черпаками, руками. Спешат наловить побольше: через час-два
наступит конец роїнню, палоло пойдут на дно. На берегу уже горят костры, и начинается
пир! Палоло жарят, сушат, квасят, солять. едят и сырыми. Говорят, что вкусом
палоло напоминает нежнейшие устрицы с приправой из мускатного ореха».
Использует
человек для своих целей и дождевых червей. их с успехом расселяют в разные
соответствующие для них места с целью улучшения структуры почвы. Это явление получило
название зоологической мелиорации.
В
Финляндии дождевых червей используют для переработки сточных вод вместе с
отходами деревообрабатывающих предприятий. Также «работают» дождевые черви и на
переработке навоза. Экскременты дождевых червей обогащают почву органическими
веществами. А самих червей человек использует в качестве хорошего корма для
промысловых рыб и птиц.
IV.Узагальнення, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся
Работа с учебником
Школьники
работают с рисунками на с. 77, 78, знакомясь с разнообразием
кольчатых червей.
Потом
они читают текст параграфа на с. 76-79 и отвечают на вопросы 1-3 на с.
79.
После
этого учащиеся заполняют таблицы 6, 7 на с. 80.
Работа
с тетрадью
Выполнить
задания в тетради [3, с. 26-27].
V.Самостійна работа учащихся
Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 79, при
необходимости записывают выводы в тетрадь. Затем школьники самостоятельно
знакомятся с рубрикой «Наука и ученые» и выполняют задания рубрики
«Готовимся к тематическому оцениванию». В тетради [Из, с. 28-29] ученики выполняют
задачи.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 19, ответить на вопросы 4, 5 после параграфа на
с. 79, прочитать «Энциклопедическую вставку» на с. 82, 83 и выводы на с. 84.
В тетради [3, с. 26-27] выполнить задание.