РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 3. КРОВЬ И ЛИМФА
УРОК 20. Группы крови. Переливание
крови
Образовательная цель: сформировать представление
про группы крови, резус-фактор и их значение для переливания крови; развивать
умение работать со справочной литературой, рисунками, схемами, таблицами.
Основные понятия и термины: группы
крови, резус-фактор, резус-конфликт, аглютиногени (антигены), агглютининов
(антитела), гемолиз, донор, реципиент.
Оборудование: таблица «Кровь»,
раздаточный материал, дополнительная литература.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Графический диктант «Тропа Хомы
неверного».
Того, кто во всем сомневается,
называют Фомой неверным. А мы верим, что ...
1. Внутренняя среда организма -
кровь, лимфа и тканевая жидкость.
2. Эритроциты - безъядерные клетки
крови.
3. Тромбоциты - кровяные пластинки
крови.
4. Тромбоциты - красные тельца, что
содержат гемоглобин.
5. Тромбоциты принимают участие в
свертывании крови.
6. Для свертывания крови нужен
калий.
7. При свертывании крови растворенный
белок фибриноген превращается в фибрин (нерастворимый белок).
8. Гепарин - вещество,
препятствует зсіданню крови.
9. У больных гемофилией способность
до свертывания крови увеличена.
10. Гемофилия - наследственная болезнь.
II. Мотивация учебной деятельности.
Потеря большого количества крови
приводит к нарушению постоянства внутренней среды организма. Как можно
компенсировать потерю большого количества крови?
Папа Римский Иннокентий VIII, который
не хотел стареть, приказал влить себе кровь от троих юношей, что стало причиной
смерти всех четверых. Почему? Об этом вы узнаете на уроке.
III. Изучение
нового материала.
1. История переливания крови.
(Сообщения учащихся). Еще в давние времена делали попытки переливания крови больным,
которые потеряли много крови. Кровь использовали как целебный напиток: больным
давали пить кровь животных или здоровых людей. Французская королева Мария Медичи
(XVII в.) решилась пить человеческую кровь, чтобы избавиться от больной старости.
Исцеление королева-кровопийца не нашла.
Впервые доказал возможность оживить
животное переливанием крови английский анатом Лoyep (1666 p.). После смерти собаки в обезкровленого
его сосуды влили кровь от другой собаки. Животное ожила.
Впервые удачное переливание крови от
человека к человеку произошло 1819 г. в Лондоне. Через 13 лет в России врач
Вольф сделал успешное переливание крови женщине, которая умирала после родов. Но
в дальнейшем - неудачи. Подсчитали, что всего на земном шаре проведено 1247
переливаний, из них 176 закончились смертью.
2. Группы крови. Переливания крови.
(Рассказ учителя с использованием таблиц.)
а) Открытия Карлом Ландштейнером
(австриец) в 1900 г. (Нобелевская премия в 1930 г.) и чехом Яном Янским
(1903 г.) четырех групп крови по системе АВО.
1901 г. - в эритроцитах найдено два
антигены (А и В), а в плазме - антитела (α и β).
б) Распространение групп крови среди людей.
Группа крови
|
Европа
|
Американские индейцы
|
Азия
|
И (О)
|
43%
|
80%
|
Преобладают люди с III и IV
группами крови
|
II (А)
|
47%
|
20%
|
III (В)
|
6%
|
Практически нет
|
IV (АВ)
|
4%
|
Практически нет
|
в) Группы крови животных.
Почему попытки переливания крови животных
человеку приводили к гибели больных (XVII ст.)?
Анализ таблицы «Группы крови животных».
Животные
|
Группы крови
|
Орангутанг
|
I , II, III, IV
|
Шимпанзе
|
I , II (180%)
|
Свинья
|
II, III
|
Собака
|
I, II, III
|
Юшка
|
I, II, III
|
Крокодил
|
III
|
Змея
|
II, III
|
Лягушка
|
II, III, IV
|
г) Возможные варианты переливания
крови.
Агглютинация - склеивание эритроцитов
когда встречаются одноименные аглютиногени и агглютининов (А и α), (В и β).
Работа с таблицей (работают парами).
Впишите в таблицу соотношения агглютининов и аглютиногенів при переливании
крови. Выясните, человек с какой группой крови может быть универсальным донором,
универсальным реципиентом.
Кровь донора
|
Кровь больного (реципиента)
|
И α
и β
|
II А и β
|
III В и α
|
IV А и В
|
И α
и β
|
|
|
|
|
II А и β
|
|
|
|
|
III В и α
|
|
|
|
|
IV А и В
|
|
|
|
|
д) Наследование групп крови.
Решения задачи, пояснения
учителя.
Женщина с i группой крови вышла замуж
за мужчину с IV группой крови. Какие группы крови будут иметь их дети?
е) Резус-фактор. Резус-конфликт.
В 1940 г. в крови макаки - резус
найдено белок-резус. У европейцев - 85% кровь Rh+, а 15 % - Rh-.
При переливании крови,
кроме групп, необходимо учитывать еще и резус-фактор.
Формирование понятия резус-конфликт.
Рассказ учителя.
3. Донор - почетное звание.
(Сообщение учеников о том, кто может быть донором, сохранения донорской крови,
искусственная кровь.)
В годы Великой Отечественной войны
донорами стали 5,5 млн. человек, раненым больным было перелито 1700 т крови.
Донорская кровь нужна и в мирное время. Одна операция на сердце требует
дополнительно 5-6 л крови.
IV. Закрепление
изученного материала.
Беседа:
- В классе учится 30 учеников. Или
одинаковая у них кровь?
- Можно переливать кровь одного
человека другому?
- Почему может возникнуть
резус-конфликт?
- Можно ли создать искусственную кровь?
V. Домашнее
задачи.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Подготовить реферат о 1.1.
Мечникова.