РАЗДЕЛ 6. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
6.3. Ислам
Ислам (от араб. - покорность, предание себя Богу) - самая молодая мировая религия. Возникла в VII в. в Аравии и во многом определила идейное и культурное жизни значительной части населения Азии, Африки и частично Европы. Характерной чертой ислама является его роль как социального и культурного регулятора общества, где все стороны жизни человека регламентируются религией. Появление ислама стало событием мировой истории. Он оказался идеологическим выражением многих глубинных процессов, которые происходили не только в Аравии, но и во всем Ближнем Востоке, и дал толчок их развитию, дал людям новые ценностные ориентиры, новые надежды, а господствующим кругам - новое идейное оружие для сохранения своей власти.
Рождение ислама в Аравии было вызвано как обще - историческими причинами, так и реальным ходом духовной и социальной истории Аравийского полуострова. В это время здесь происходила смена эпох. Распались древние государства, ослабла традиционная транзитная торговля, появились новые социальные слои, рушились многочисленные длительные связи. Под влиянием иудаизма и христианства формировались монотеистические представления. В это время возникают новые формы общественной и духовной жизни, активно идет процесс этнической и культурной консолидации арабов, формируется единая арабский язык.
Идеи, близкие к исламу, проповедовали разные люди в разных местах Аравии. Однако только Мухаммед сумел превратить туманные, смутные идеи в доктрину, что захватила людей. Он сумел создать общину верующих, организовать ее, дать ей цель, сочетающей духовное и материальное направление. Мухаммед покорил своей общине всю Аравию и указал пути дальнейшего расширения и развития. Он оставил после себя священное писание - Коран, традиции организации государственности, направления решительной борьбы за расширение сферы влияния своей веры. Ислам объясняет все эти успехи волей и выбором Аллаха. Историческая наука видит здесь классический образец сочетания объективных обстоятельств и потребностей общества с деятельностью выдающейся исторической личности, без которой реализация объективных потенций общественного и культурного развития невозможна.
Мухаммед (Магомет - 570-639 гг.) в 610 г. объявил себя посланником единого Бога Аллаха. Аллах вроде бы приказал ему идти к людям и проповедовать им могущество единого Бога, бороться с многобожием, царившее среди жителей Аравии. Считается, что Мухаммед сначала боялся своих видений, во время которых с ним якобы говорил сам Аллах и ангел Джебраїл. Однако люди, которые его окружали, убедили в том, что он - пророк и посланник Аллаха. Эта вера стала важнейшим догматом для всех его сторонников и последователей. В 622 г. Мухаммед и его приверженцы переселились в г. Ястриб (будущее м. Медина). С этого времени мусульмане (преданные исламу) ведут летоисчисление своей религии. Основные положения вероучения:
1. Вера в единого Бога Аллаха и его посланников - Мухаммада и Алі. их дополняют пророки, ангелы, демоны, которые почитаются как боги;
2. Почитание „Священного писания” - Корана, в котором рассказывается о сотворении мира, страшный суд, содержатся сказания о пророках, указания, которые регулируют семейные отношения, и т.д.;
3. Почитание „Сунны”, которая дополняет Коран и является сводом рассказов
о деяния, поступки, биографию Мухаммеда. Сунна является основой фікхи
- мусульманского правоведения и шариат - комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых угодное Аллаху;
4. Ежедневная пятикратная молитва (намаз): на рассвете, в обед, в 15 часов дня, при закате солнца и перед наступлением ночи. Перед намазом выполняется ритуальное омовение водой или песком;
5. Уплата налога (зак'ят) в пользу бедных, сейчас на пользу общины. Дополняет зак'ят садак - добровольное пожертвование;
6. Соблюдение поста (уразы). В течение 9-го месяца (рамазан) по лунному календарю (лунный год короче солнечного на 11 дней) мусульманин от рассвета до наступления темноты не ест и не пьет и может это делать только с наступлением ночи. Теперь это требование упрощен для некоторых категорий людей, в том числе - беременных женщин;
7. Хождение на молитвы до Мекки и Медины (хаджж), покаяние в грехах и приобщения к святым (паломники получают название „Хаджи” - тот, кто совершил подвиг благочестия);
8. Священная война с неверными (джихад или газават).
Учение о пророчестве как основную форму посредничества между Богом и человеком - одна из главных сторон мусульманского миропонимания. Пророков, признаваемых исламом - это персонажи Ветхого и Нового Заветов (Моисей - Муса, Адам, Иисус - Исса и др.), а также герои других ближневосточных легенд. Идейные расхождения среди мусульман привели к тому, что уже в середине VII в. образовалось не менее пяти религиозно-политических группировок. Это сунниты, шииты, хариджиты, мурджиїти, мутазиліти. В основе этого раскола лежали различные представления о природе верховной власти - имамата (института руководства мусульманской религиозной общиной, в котором совпадают власть светская и власть духовная) и роли имама (от араб. „амма” - „стоять впереди” - духовный руководитель, глава мусульманской общины, человек, который руководит молитвой в мечети) - главное в разделении мусульман на суннитов и шиитов.
Большинство мусульман являются суннитами (их в 2,7 раза больше, чем шиитов). Признают не только Коран, но и святость Сунны. По их представлениям, Суна (букв. „обычай”) является одним из источников права, наряду с Кораном. Суна - это мусульманский священный перевод рассказов об изречениях и деятельность пророка Мухаммеда. Они не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али (четвертый праведный Халиф, двоюродный брат и зять Мухаммеда) и особое право его потомков на имамат. Светского и духовного главу мусульман, по их мнению, должны избирать члены общины.
Шииты (от „ши'ат Али” - „партия Али”) - последователи второго по числу последователей направление в исламе. Главная особенность их заключается в том, что они признают единственными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков, которые вроде бы имеют исключительное право на верховную власть - имамат. В шиитской Суни - другие переводы и другие толкования. Шииты верят в возможность переселения душ.
По численности ислам занимает второе место после христианства и имеет преобладающее влияние в Африке и Азии. На сегодня почти каждый пятый в мире - мусульманин. Ежегодные темпы роста мусульман в последние десятилетия в среднем составляют 35-40% или 50 млн. Этот рост связан, прежде всего, с экономическим и демографическим бумом, который переживает исламский мир. Если в начале века ислам насчитывал 216 млн. последователей (12,3% населения планеты), то в начале третьего тысячелетия - 1,3 млрд. (21,7% от общей численности населения Земли), то есть количество приверженцев ислама выросла в 6 раз. По прогнозам, на ближайшие два десятилетия исламский мир возрастет (по демографическим критериям) где-то на 1,7%.
Ислам в Украине имеет давнюю историю. Его массовое распространение концентрируется преимущественно в Крыму, который был ісламізовано во времена Золотой Орды. В период Крымского Ханства, до завоевания его Россией, ислам имел все условия для развития. В дальнейшем мусульманство испытывало притеснения со стороны светской и духовной власти империи, а впоследствии - Советской тоталитарной системы, особенно во время депортации крымских татар. Сейчас происходит возрождение ислама в Украине. На начало 2004 г. здесь действовало 477 религиозных организаций, в том числе 467 общин, которые обслуживало 436 священнослужителей. В структуру ислама входит 7 учебных заведений, 90 воскресных школ, 5 периодических изданий. За годы независимости Украины сеть ислама выросла на 93,14 %. Единой организационной структуры ислама в Украине не существует. Сегодня действуют 4 автономных центры: Духовное Управление мусульман Украины (ДУМУ), Объединение независимых мусульманских общин (ОНМГ), Духовное Управление мусульман Крыма (ДУМК), Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ). Больше всего общин в Духовного Управления мусульман Крыма (331).
Ключевые понятия: апостолы, Будда, буддизм, Иисус Христос, католицизм, греко-католицизм, ислам, конфессия, Коран, космополитизм, Мухаммед, Новый Завет, православие, протестантизм, мировые религии, Ветхий Завет, Трипитака, Троица, униатство, христианство.