РАЗДЕЛ 7. НОВЕЙШИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ
Новые религиозные движения являются неотъемлемым элементом современного социального развития человечества. Под его влиянием происходит изменение религиозной картины мира. Кризис исторически сложившихся форм религиозного сознания, разочарование в ценностях общества, чувство одиночества, бесцельности жизни, падение популярности традиционных религий, которые уже не соответствуют религиозным потребностям современного верующего, особенно молодого, побуждает человека на поиски лучшего, идеального мира, где можно найти психологическую защиту от действительности, решить обычно невыполнимые проблемы, реализовать мечты и надежды, удовлетворить самые притязательные вкусы и потребности современных искателей истины. Они демонстрируют свой характер ярко, настойчиво и агрессивно, часто выходя за рамки собственно религиозной проблематики.
Возрождение интереса к религиозно-мистических исканий прошлого, возникновение новых религиозно-философских учений, религиозных движений и необычных мистических школ, настоящий взрыв культов второй половины двадцатого и начала двадцать первого века - яркая особенность Нового времени. Пестрота современного богоискания фантастическая. Она характерна для всех частей мира планеты, всех континентов и регионов. Эта „эпидемия” нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает неприятие, резкую критику, с другой - завоевывает немалое количество сторонников. Иногда из ничего вокруг пророка, вчера еще никому не известного, возникают большие религиозные формирования. Ныне наряду с мировыми религиями, религиозными системами с многовековыми традициями действует около 30 тысяч других религиозных учений и культов. Без сведений о них представление о религиозной ситуации в мире будет не полной.
Новейшие религии, неорелигии, новые религиозные течения (НРТ), новые религиозные движения (НРД) - термины, которыми обозначают оформленные во второй половине XX в. новые конфессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились модернистские процессы в религиозной сфере.
Единого взгляда на название и сущность этого явления в религиоведов нет. Проблемное здесь то, что само по себе явление новое, малоисследованное и в каждом регионе, в каждой общественной системе, культуре понимается по-разному. В научной и художественной литературе, средствах массовой информации для его обозначения используется очень большое количество синонимичных терминов: нетрадиционные религии, неорелигии, неокульты, новообразования, псевдорелигии, секты, неосекти, тоталитарные секты, неомістицизм, квазірелігії, внеконфессиональные объединения, религии „Нового века”.
Религиоведами сделано немало попыток дать более-менее четкое определение сущности новейших религий, однако оптимальной их дефиниции пока не выработано. Большинство религиоведов сейчас пользуются стандартным термином - „модернизированная форма религий”.
Анализ процесса эволюции новейших религий показывает, что есть определенные различия в их возникновении в США и в Западной Европе. Если в США они пришли со своей родины (в основном с Востока) вместе с родоначальниками (гуру, учителями), то в Европу, а уже потом и в Украину - с учениками, то есть через посредников.
Если речь идет о причинах возникновения новейшей религиозности, то здесь называют самые разные факторы, среди которых основными можно считать следующие:
- в США и на Западе - как альтернатива существующим традиционным церквям, неудовлетворенность формами их работы, как результат духовных поисков, протест против существующих порядков;
- в посткоммунистических странах (в т.ч. и в Украине) - как протест против
коммунистической идеологии и форма своеобразного дисиденства, в молодые - самоутверждения;
- смена мировоззренческих парадигм, вызванная научно-технической
революцией XX в. и противоречиями постиндустриального общества; повышению общего уровня образованности, что привело к кризису мировоззренческих ориентаций и религиозной картины мира;
- разрыв существующих до недавнего времени связей поколений, в том числе и через
религиозную трансформацию, что влечет за собой отход от религии родителей;
- открытость новейших религиозных течений для последователей любых
вероучений, их демократизм и претензии на духовное объединение человечества;
- оригинальные методики и формы работы, которые они предлагают неофитам - медитации, сеансы йоги, физическое и психическое оздоровление.
Причины, которые обусловили возникновение неорелигий, стали не только движущей силой их развития и большой популярности среди населения. Они получили широкое распространение на всех континентах, ежегодно численно зростають. их можно назвать трансконтинентальными. Так, по данным „Энциклопедии Британіки” (1996), в 1995 г. в мире насчитывалось 121 млн. 297 тыс. сторонников новых религий и около 1 млн. потенциальных последователей. То есть среди 6,5 млрд. населения планеты 2 % - их сторонники. Если с 1980 по 1993 гг. прирост сторонников новых религий составлял 33 %, то, по прогнозам, к 2006 г. рост составит 67 % при 20-процентном росте населения. В одной из давно существующих религий таких изменений не ожидается.
НРТ, что появились в Украине, унаследовали все те черты, которые характеризуют модернизированные религии вообще в любой стране (универсализм, синкретизм, ориентация на общий мистический опыт, открытость к последователям различных религий и религиозно-философских систем, авторитаризм лидера движения, жесткая организационная структура религиозных общин). В то же время, украинским НРТ присущи и определенные специфические признаки: их появление совпало с периодом религиозного возрождения, что может рассматриваться как проявление плюрализации религиозной жизни; медлительность процесса распространения. По данным Государственного комитета Украины по делам религий, по состоянию на 2004 год в Украине зарегистрировано 5 0 их направлений, 1582 организации неорелигий, из которых 1112
- харизматические общины.
Все неорелигии, несмотря на их разнообразие, имеют общие особенности и признаки.
Прежде всего отметим, что им присуща своеобразная социально - психологическая ориентация, при которой сторонники НРТ прибегают к самоизоляции от семейных и социально-групповых связей, бывших
ценностей и предпочтений. Это достигается разнообразными средствами психического воздействия, установлением специфических правил и норм поведения членов общины, выработкой своеобразной техники контроля за ними, а также максимальной насыщенностью программы различными групповыми мероприятиями, которые проводятся в течение суток с целью отвлечения их от позаобщинних дел. Делается все так, чтобы каждая минута верующего была заполнена. Для сторонников этих учений характерно демонстративное бегство от действительности, неприятие существующего социального строя, отстранение от политической жизни.
Возглавляет религиозную общину харизматичный лидер - лицо, наделенное мистическими качествами. Ему приписывают роль особого спасителя, посланника Божьего, мессии. С помощью активных методов воздействия на личность он может подавлять ее волю и сознание. Иногда верующие поклоняются ему, а не Богу. Он имеет неограниченную власть, отличается безудержным самозвеличенням. Устанавливая правила и нормы поведения для членов общины, он сам их не всегда соблюдает и живет в гораздо лучших условиях, чем рядовые члены сообщества.
Сторонники неорелигий - это в основном люди в возрасте от 18 до 45 лет, имеющих достаточно высокий образовательный ценз, причем в основном это горожане, выходцы из семей служащих, интеллигенции, военнослужащих, с невысоким или средним уровнем материальной обеспеченности. Причина нахождения убежища в неорелігіях - нарушение социальных связей, разочарование в последствиях своей деятельности, потеря перспективы самореализации, поиск четко организованного образа жизни, твердых моральных правил поведения.
Исповедуя свои вероисповедальные доктрины и обрядово-культовую практику, сторонники неорелигий разоблачают традиционные религии как ложные, неприемлемы, поэтому условно их можно считать „неопротестантськими”
Как правило, новые религии и культы строятся на принципе синкретизму. их неофитам предлагаются учения, заимствованные из религиозно-культурных традиций разных народов и разных времен; они впитывают в себя элементы христианства, буддизма, ислама, индуизма, а также оккультизма, спиритизма, теософии, антропософии, астрологии и др. Причем каждое учение НРТ претендует на универсальность и исключительность своих доктрин.
Проповеди лидеров нетрадиционной религиозности сводятся, в конечном итоге, к предсказанию конца света. Часто члены общины отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, меняют место жительства и даже собственные имена.
Особенностью культов есть также типичный побудительный мотив в карьере лидеров - нажива за счет рядовых членов групп. При этом руководители неорелигий часто не гнушаются даже эксплуатацией своих сторонников, лишая их самого необходимого. Члены религиозных общин безвозмездно работают, передают в фонд братства свои сбережения и ценные вещи. За счет этого у предводителей НРТ накапливаются большие богатства.
Дискуссионным в религиоведении остается пока вопрос, на основании каких критериев этот тип религий можно называть „новыми”. Зарубежные и отечественные религиоведы по-разному подходят к определению соответствующих временных рамок.
Наиболее удачными и методологически выверенными можно считать классификации, которые разделяют новейшие религиозные течения и движения на семь групп (В.Лубський, Л.Филипович, А.Черній): неохристиянство (Богородичная церковь, мормоны, Новоапостольская церковь, Церковь Христа, Новая церковь или Церковь Нового Иерусалима, харизматические церкви); религии ориенталистского направления (Международное Общество Сознания Кришны (МТСК), Трансцендентальная медитация (ТМ), центры Шри Чинмоя, Ошо-центр, последователи Шри Сатьи Саи Бабы, Вселенская чистая религия или Сахаджа йога, Дзен - буддизм, Нитирэн, Всемирная вера Бахаи); синтетические религии (Великое Белое Братство (ВББ), Церковь объединения, Церковь Унификации, Аум Синрике или Учение истины АУМ); эзотерические объединения (теософия, антропософия, Братство Грааля); неоязычестве - рідновірство (Родная вера, Рунвера, Собор родной веры, Ладовіра); сайентологические (наукологічні) движения (Дианетика или саентология, Наука разума, Христианская наука); сатанизм.
В учебнике дается характеристика наиболее известным и распространенным из них.
7.1. Неохристиянство
К этому классу относятся религиозные течения, возникшие в рамках традиционного христианства с целью приведения его к требованиям времени. Эти течения рунтуються на Библии как на основном віросповідному источнике и на лице Иисуса Христа как на центральной фигуры своих религиозных доктрин. Они критикуют ортодоксальное христианство за отход от первоначальных традиций; объявляют свою церковь исключительно истинным, відроджувальним движением евангельского христианства, даже мессианским в спасении Христовой веры. Последователи совершенстве владеют текстом Библии с разрешением ее свободного прочтения и собственной интерпретации. Эти интерпретации возносятся в ранг вероисповедных источников (дополнительные писания, откровения), тем более авторитетных по Библии. Для них характерно признание Иисуса Христа наравне со своим лидером - руководителем церкви, который считается пророком, посланником Бога.
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)
Церковь Иисуса Христа святых последних дней была основана в США в 1830 г. Иосифом Смитом. По его утверждению ангел Мороний, который явился ему, указал место, где находились золотые таблицы с древними письменами книги пророка времен Ветхого Завета Мормона. “Книга Мормона” подает жизнеописание двух древних народов, которые покинули Израиль и переселились в Америку. Она, а также труды Смита “Учение и Заветы”, “Драгоценная жемчужина”, английский перевод Библии короля Иакова составляют мормонский канон.
Вероучение мормонов вобрало христианские, исламские, буддистские, древнегреческие и древнеримские религиозные традиции, толкования самого Смита. Мормоны считают себя богоизбранным людьми и надеются, что попадут в Царство Божье на обновленной земле, которая получит райскую красоту в Сионе (Новом Иерусалиме) на Американском континенте. Мормон, якобы, написал книгу на золотых таблицах, которые закопал, а они как раз в нужное время и были явлены Иосифу Смиту.
С опубликованием “Книги Мормона” собственно и начинается история мормонской церкви. В ее уставе говорится, что лидером, как бы, должно стать провидец, переводчик, пророк, апостол Иисуса Христа, и старейшина церкви через волю Божью. Естественно, что единственной кандидатурой на лидерство был именно И. Смит. А видение ему появлялись очень часто и именно такие, которые были ему выгодны. Например, когда Иосиф задумал обзавестись женским гаремом, ему сразу было видение Господне: “Я приказываю моей рабе Эмми Смит (жена Иосифа) слушаться и подчиняться моему рабу Иосифу и никому другому. И когда она ослушается этого повеления, будет уничтожена... И пусть моя раба Эмма Смит примет всех тех, которые были даны моему рабу Иосифу...” И Эмма должна была смириться с багатошлюбністю Иосифа. Женщин у Смита было не меньше 30.
Известно также, что детей он имел только от семи женщин.
в 1844 году Иосиф объявил себя кандидатом в президенты США, утверждая, что мормоны должны властвовать над всеми, а его следует провозгласить королем и короновать. Закончилось это печально. Часть мормонов, возмущенная дерзостью Смита, отделилась от него и создала свое издательство и типографию, где начали выпускать антисмітівські материалы. Смит организовал разгром типографии. В это дело вмешались официальные власти и Смита вместе с его братом посадили в тюрьму. Второго дня в тюрьме вторглась разъяренная толпа. Иосиф Смит вместе с братом были застрелены. Причем они тоже имели оружие и отстреливались. Сам Иосиф Смит сумел ранить трех человек.
После смерти Смита был объявлен мучеником, а движение мормонов неуклонно рос. Новым главой мормонов стал Брігхам (Брайам) Янг. Он возглавил большое мормонское переселения до Соленого озера (штат Юта).
Брайам Янг имел 70 жен и 56 детей. 3 того времени многобрачие стала основным догматом мормонской веры, а тех, кто выступал против этого, считали недостойным.
В конце прошлого века Юта должна была получить .статус штата, а вместе с этим возможность для его жителей избирать и быть избранными в органы власти. Но по законам США многоженство запрещалось. Нужно было делать выбор между откровением и нелегальным положением. Поэтому тогдашнему главе мормонов, как всегда, явилось провидение, согласно которого многоженство отменялось. Однако до настоящего времени существуют формирование мормонов, которые признают многоженство.
Мормоны почитают своего Бога Элогима, отрицают непорочное зачатие Христа от Девы Марии. Они считают, что Бог Элогим в физическом теле спустился на Землю и обычным способом зачал там своего первородного сына Иисуса, который обещал Второе пришествие и Царство Божие на земле.
Церковь имеет четкую иерархическую организацию, своеобразно трактует Троицу. По учению мормонов Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой являются отдельными, отличными друг от друга ипостасями Верховного Божества. Они верят в дар говорения на “іномовах” и возможность его истолкования. В церкви признаются четыре таинства: крещение по достижении 8-летнего возраста, для рукоположения священников, брак в двух разновидностях - земной и вечный, причащение хлебом и водой. Члены Церкви мормонов рассматривают себя не как рабов Бога, а как Его детей, не курят, не употребляют алкоголя, чая, кофе, наркотиков, даже кока-колы, потому что в ней есть кофеин. Общинами мормонов руководит президент, который считается пророком. Он управляет с помощью 12 апостолов.
После смерти первого пророка Иосифа Смита было еще 12 пророков. Ныне пророком церкви Эзра Тафт Бенсон. Дважды в год у мормонов бывают общие собрания, на которых избираются должностные лица.
Важной частью мормонского культа есть храм, вход в который немормонам строго запрещен. Есть помещения для посетителей, где людей радушно принимают, но в храм не пускают. При храме есть две тайных комнаты: в одной проводится “посвящение”, в другой - проходит “закарбовування брака”.
При крещении мормон получает новое имя, которое известно только ему и Богу. Когда наступит воскресение из мертвых, Бог позовет мормона тайным именем, он услышит это имя и воскреснет. Те же, кто такого имени не получили, воскреснуть не смогут.
После воскресения мужчины-мормоны позовут по имени своих женщин. Женщины, услышав свои имена, тоже воскреснут.
Мормонская церковь очень богата, ее капитал составляет более 30 миллиардов долларов. Все члены ее обязаны платить десятину, то есть 10% от всего заработка. Большие прибыли церковь получает от банковской, страховой, гостиничной и иной деятельности мормонов.
Всю жизнь мормонов строго регламентировано, каждый день расписан до мелочей. Верующий обязан дома иметь летний “неприкосновенный” запас продовольствия, который ежегодно обновляется. Эти продукты хранят на случай тяжелых времен перед Вторым пришествием Господним, когда народ будет умирать от голода. Таким образом мормоны легко смогут пережить последние времена.
Основной центр мормонов - м. Солт-Лейк-Сити (США, Юта). Общее количество членов в более чем 150 странах составляет более 10 млн. В Украине действует 57 общин.
Новоапостольская церковь возникла в Англии в 1832 году как результат религиозного движения за возрождение первоначального учения Христа. Центром церкви является Цюрих (Швейцария). В иерархии Новоапостольской церкви существуют такие духовные звания (служение): первоапостол, окружной апостол, апостол, епископ, окружной староста, окружной евангелист, пастор, евангелист, священник, диакон, младший дьякон, прихожанин. Первоапостол занимает важное положение в новоапостольской церкви. Он является высшей инстанцией во всех делах. Верующие видят в нем наместника Господа на Земле. Апостол в переводе с греческого означает „посланник”, „уполномоченный представитель”. Церковные служители - епископ, староста, пастор и проповедник не являются штатными и ведут безвозмездно богослужения, кроме своей профессиональной деятельности. Новоапостольці признают три таинства как таинства: крещение водой, зачеканки Святым Духом, причастие. Если Святое крещение водой и Святое причастие могут осуществлять в храме священнослужители по заданию апостола, то Святое зачеканки, то есть крещение Святым Духом, а значит, приобщения к членов Новоапостольской церкви - только апостол. Он же осуществляет ординацию священнослужителей на определенные виды деятельности. Традиционной одеждой священнослужителей есть черный костюм и белая рубашка. Богослужения в новоапостольських храмах состоит из вступительной молитвы, проповеди Слова Божьего, исполнение таинств и заключительной короткой молитвы. Сопровождается богослужения игрой органа и пением гимнов. Основой веры новоапостолів является Библия. Официальным символом (эмблемой) Новоапостольской церкви является высокий прямой крест на фоне Солнца, что восстает над волнами водной поверхности.
Новоапостольская церковь, по ее статистике, насчитывает более 60 тыс. приходов почти в 200 странах при количестве последователей около 8 млн. Приходы церкви определенной страны или региона образуют апостольский округ, которым руководит окружной апостол.
В Украине сейчас функционирует 59 общин; образовано апостольские округа с центрами в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Запорожье, патронируемых определенными округами Германии и Швейцарии. Общины Новоапостольской церкви действуют почти во всех областях Украины, но наиболее активны они в Киеве и Харькове. В Киеве в 1995 году ими построена единственная в Украине культовое сооружение в Березняках. Церковь издает журнал „Наша семья”.
Харизматические общины составляют особую группу НРТ, вероучение которых очень близко к протестантскому, особенно к пятидесятнического.
Название течения происходит от понятия „харизма” (от греч. - милость, благодать, Божий дар), что означает надиленисть какого-либо лица (харизматического лидера - пророка, проповедника, вождя, политического деятеля) особыми качествами надприродності, исключительности, непогрешимости, святости в глазах сторонников или последователей. Харизматическое движение зародилось в США (штат Канзас) в 1901 г. в среде пятидесятников, от которых принял догмат о „крещении Святым Духом” и такой элемент культа как „глосолалія” (разговор на іномовах). Средством достижения „говорение на иных языках” (незнакомых, таинственных, ангельских) под воздействием Духа Святого является коллективная молитва, что вводит верующего в состояние крайней экзальтации или транса. „Говорение на языках” считается кульминационным моментом крещения Духом Святым, свидетельством его живого присутствия в молитвенном собрании, актом непосредственной их встрече с Богом, проявлением Божьей благодати. Поэтому „крещение Духом Святым” является центральным догматом и кульминационным пунктом религиозной жизни харизматов, которые главным образом ориентируются на третью ипостась Бога на Святой Дух. Харизматы считают, что харизму может получить каждый крещен при общении со Святым Духом. Главное - правильно молиться. А потому молитвенная практика овладения этой „особой” молитвой является одним из важнейших моментов религиозной жизни харизматов. Девять даров Святого Духа, которые можно получить, харизматы классифицируют по принципу тройственного: дары откровения - мудрость, знание, умение различать духов; дары силы-вера,чудотворения, исцеления; дары языка - пророчество, говорение на иных языках (глосолалія), толкование иномов. Последняя группа даров вважється наиболее доступной и распространенной. „Принятие Святого Духа” или „крещение Святым Духом”, как и говорение на разных языках - свидетельство „богоизбранности”. Учение о прославлении Бога является основой культовой практики харизматов. Харизматы не имеют единого віроповчального источника, единого авторитета или катехизису. их вероучение опирается на священный текст: Деяния апостолов (2. 24; 8. 14-20; 9. 17-18; 10. 44-46; 11. 15-17); I Послание к Коринфянам ап. Павла (12. 7-13; 12. 27-28); Евангелие от Матфея (3. 11), от Иоанна (20. 22). Распространена теологическая доктрина “Полного Евангелия”, которая требует, чтобы каждый верующий в своей жизни определенной мере повторил жизнь Сына Божьего.
Общие молитвенные собрания проводятся, как правило, в больших арендованных помещениях. В харизматических церквях почти не используется символика. Одним из основополагающих принципов организации является семейная (“домашняя”) церковь. Харизматические церкви в основном работают „по месту жительства”, что является одним из факторов их быстрого роста. Возглавляет общину пастор. Он организует жизнь общества, проводит воскресные молитвенные собрания. В его отсутствие эту работу проводит „лидер прославления”. Общины харизматического толка в среднем насчитывают 300-400 чел., большинство из которых - женщины. Сегодня это одна из деноминаций, что развивается наиболее динамично.
По данным Государственного комитета по делам религии, в Украине в 2004 году действовало 1112 харизматических общин (2,3 % всех протестантских общин), из которых 481 подчинялась Церкви Полного Евангелия, 34 общины входят в состав Церкви Живого Бога (Винницкая, Львовская, Закарпатская области с центром в Мукачево). Сеть общин харизматов имеет устойчивую тенденцию к росту - с 27 в 1992 г. до 1112 - на 2004 год. Наиболее распространенный харизматическое движение в Юго-Восточном регионе.