РАЗДЕЛ 9
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
9.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА
В наше время нефте - и продуктопроводы классифицируют, как магистральные, подводящие и
промышленные. В газовой промышленности различают магистральные и местные
газопроводы.
Трубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, знакомые нам из древних
времен. Это были водопроводы, которые в наше время имеют огромное распространение. Но они
не считаются транспортными коммуникациями. В современной транспортной терминологии
под трубопроводным транспортом понимают трубопроводы в комплекте с другими
средствами, которые предназначены для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.
Трубопроводный транспорт имеет самую низкую себестоимость транспортировки грузов.
Техническая база современного трубопроводного транспорта включает:
•
трубопровод - это линейная магистраль из сваренных и изолированных труб с средствами
электрической защиты. Разновидностью линейной части являются наземные и подземные
переходы через реки, озера, протоки, болота, автомагистрали, железной дороги, имея,
однако более сложную конструкцию;
•
перекачивающие и компрессорные станции для транспортировки жидкостей и газообразных
продуктов по трубопроводу, в качестве основных (начальных), и промежуточных
станциях;
•
линейные узлы, оборудование для соединения или разъединения параллельных или
пересекающих магистралей и перекрытия отдельных участков линий при ремонте;
•
линии электроснабжения, если силовые агрегаты (насосы, компрессоры) имеют
электрический привод;
•
линии связи для передачи необходимой информации, которая обеспечивает нормальное
функционирования системы.
В систему технического оборудования нефтепроводов входят сооружения и оборудование
для зневожування и дегазации нефти, особые емкости. Также решается задача
промежуточного подогрева нефтепродуктов для уменьшения их вязкости. К такого типа
«горячих» нефтепроводов относят уникальный нефтепровод
Мангиншлак-Поволжье-Украина, протяженностью 2500 км. Здесь парафіністи нефти
подогреваются до температуры +50°С. Соответственно на газопроводах сооружаются компрессорные
учреждения сжатия газа, учреждения для очистки газа, оборудования для придания
разного запаха, распределительные станции и прочее. Значительный эффект для повышения
пропускной способности газопроводов дает охлаждения до 70° ...75°С.
Управление работой этих станций - дистанционное и осуществляется с главной насосной
станции. В нефте - и газотранспортных системах используются стальные сварные
трубы диаметром от 520 до 1020 мм.
Для низконапорных труб следует применять пластмассовые трубы, которые, как минимум,
в 6-8 раз легче стальных и не подлежат коррозии.
Большая проблема - сохранность труб от внешней и внутренней коррозии. Для
внешней защиты сейчас применяется покрытие горячим битумом и
обматывание бумагой. Такой метод ненадежен, требует дополнительного оборудования для
разогрев битума, нанесение его на трубы и обматывание бумагой. Полимерные
пленки существенно уменьшают трудности при изоляции труб, их наносят непосредственно
на трубопрокатных заводах. Готовые, еще горячие трубы, покрывают несколькими слоями полиэтиленовой
пленки и эпоксидной смолой, в результате чего образуется прочный защитный слой
толщиной 3...4 мм. Трубы укладывают в траншеи глубиной до 1 м от верхнего
образующей трубы. Работы по подготовке траншеи и укладки в нее трубопровода
выполняются с помощью комплекса специальных машин. В отдельных случаях
трубопроводы укладывают на поверхность земли или поднимают на эстакады, а при
пересечении водных преград проводят по дну реки, озера или протоков.
Рядом с трубопроводами, которые применяются для транспортировки жидких
углеводородов и природного газа, являются сооружения трубопроводов для перекачки ряда
других грузов. В числе этих грузов можно назвать: этилен, жидкий аммиак,
растворы соли. В начале 80-х годов был построен большой трубопровод
Тольятти-Одесса для транспортировки аммиака.
На трубопроводах большой длины промежуточные перекачивающие и компрессорные станции
строят через 100-150 км. В качестве перекачивающих агрегатов применяют
поршневые или центробежные насосы с электрическим, дизельным или газотурбинным
поводом. Газокомпресори также имеют преимущественно елекричний или газотурбинный
повод. Единичная мощность силовых агрегатов составляет 4-6 тыс. кВт, в отдельных
случаях достигает 10 тыс. кВт и более.
Перед газопроводным транспортом становится проблема поставок газа на большие
расстоянии, под большим давлением 100-120 атм (10-12 МПа). Отмечено, что в первых
магистральных газопроводов поддерживалось рабочее давление 12-25 атм. Решением этой
проблемы является увеличение рабочего давления в трубах при том же диаметре газопровода
(1420 мм).
Построенные по трассе и в конце газопроводной магистрали разподільні станции,
снижают давление газа и подают его в разподільну сеть потребителям.
Высокие экономические и технические показатели эксплуатации трубопроводного транспорта
обусловили разработку трубопроводных систем для транспортировки штучных грузов в
воде или другой жидкости.
Общая протяженность таких трубопроводов в мире достигает около 500 км. В
основном они используются для транспортировки угля и рудных
концентратов в водной среде.
Главным принципом работы установки является перекачки водновугільної пульпы с
концентрацией угля до 50%. В Украине такого рода трубопровод
используется в Кривом Роге, его длина 3 км и он предназначен для
транспортировка железно-рудного концентрата. При использовании трубопроводного
гидротранспорта для перемещения рудных концентратов, в отличие от угля, не
возникает необходимость в создании дополнительных систем для подготовки пульпы.
Целесообразность сооружения каждой линии трубопровода для перемещения твердых
веществ должно рассматриваться в зависимости от наличия железных дорог в данном районе,
степени их перегруженности, обеспеченности водой и от других конкретных условий.
Также следует иметь в виду, что практически полная автоматизация всех технологических
процессов на трубопроводном гідротранспорті обеспечивает снижение трудовых затрат
по сравнению с перевозками по железной дороге.
Одной из важнейших задач является обеспечение безаварийности функционирования
жидкостных и газовых трубопроводных систем. Незаметное влияние сырья грозит
значительными катастрофами, нарушениями экологического состояния местности. Для
выявление необходим строгий контроль за исправностью труб и подходящее для
этого оборудования. Учитывая значительную протяженность трубопроводов, возникает проблема
наиболее скоростного поиска неисправностей и более более частой их инспекции. В
этом отношении определенный интерес представляет метод дистанционного обнаружения
испорченных газопроводов с помощью лазерного анализатора, который устанавливается
в самолете, на котором облетают необходимые трассы трубопроводов. Сейчас много
магистральных трубопроводов оборудованы телемеханічними устройствами и атоматами,
которые позволяют включать вахту людей на промежуточных перекачивающих и
компрессорных станциях. Такие системы не только обеспечивают оптимальное
функционирования трубопроводов по всем заданным параметрам, но и ведут записи и
обмен выполненной работы, одновременно анализируют производственную и экономическую
деятельность.
В последние годы получил распространение трубопроводный контейнерный пневмотранспорт,
который, как и трубопроводный гідротранспорт, имеет существенные преимущества по сравнению с
другими транспортными средствами - высокую скорость доставки, непрерывность
технологического процесса, полную автоматизацию труда и высокую ее производительность,
исключение потерь груза, независимость от погодных и климатических условий.
Контейнерный пнемотранспорт используется в основном для обеспечения
промышленных сочетаний. Системы трубопроводного контейнерного пневмотранспорта -
это трубопроводы, в которых с потоком воздуха, создаваемого специальными станциями,
передвигаются контейнеры на колесах со скоростью 50-60 км/ч. Кроме того,
системы имеют станции погрузки и разгрузки, автоматическое управление и
другие средства и устройства. Они могут перевозить значительные объемы сыпучих грузов
от 1 до 5 млн. т в год на расстоянии 10-15 км. Системы, как правило, двухтрубные:
по одному трубопроводу движутся груженые контейнеры, во втором
противоположном направлении - пустые или с другим грузом.
Эффективность трубопроводного транспорта возрастает с увеличением диаметра труб. В
нефтетранспортных и газотранспортных системах используются, как правило,
прямошовные стальные трубы различного диаметра: в первой половине XX века
преимущественно 520-1020 мм, в 70-е годы 1220 мм, в 80-е 1420 мм, применяют
также трубы диаметром 1620 мм и 2000 мм, изучается возможность прокладки
гигантских труб диаметром 2500 мм и более, но применение таких труб
затрудняет совершенствование средств механизации работ.