РАЗДЕЛ 9
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
9.4. РАЗВИТИЕ СЕТИ ТРУБОПРОВОДОВ
Одним из важнейших направлений повышения производительности трубопроводов является
увеличения в них давления. В первых магистральных трубопроводах поддерживался
рабочее давление 12-25 кг/см2, позже строились трубопроводы
рассчитаны на давление 50-56 кг/см2, современные трубопроводы работают с
давлением 75-100 кг/см2.
Таким образом и развитие трубопроводного транспорта связано с увеличением этих
параметров. Принимая во внимание целый ряд преимуществ, которые имеет трубопроводный
транспорт при транспортировке определенных грузов, это развитие было необходимым.
Трубопроводы имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами транспорта
при транспортировке нефти и нефтепродуктов, главным образом газа:
•
расстояние перекачки, как правило, более короткая, чем при транспортировке
летними путями или железной дорогой;
•
низкая себестоимость транспортировки (в 2 раза меньше, чем водными путями и в 3
раза - чем железнодорожными путями);
•
сохранность груза благодаря полной герметизации процесса транспортировки;
•
полная автоматизация операций налива, перекачки и слива продукции;
•
меньшие удельные капиталовложения;
•
отсутствие, при условии соответствующей изоляции, негативного воздействия на окружающую
среду;
•
непрерывность процесса перекачки;
•
малая зависимость от климатических условий;
•
малая численность необходимого персонала.
К недостаткам трубопроводного транспорта следует отнести его узкую
специализацию. Для рационального использования нужен устойчивый поток жидкости.
Не полностью решена проблема перекачки по трубам згустілих нефтепродуктов
(мазута, масла).
Следовательно, развитие трубопровода в течение XX века и базировался на решении
определенных проблем: наиболее оптимальном использовании преимуществ, исследовании условий
прокладка трубопроводов в различных географических, климатических условиях. Развитие
трубопроводного транспорта основывается на принципах магістралізації: концентрация
потоков нефти, увеличение диаметров труб трубопроводов и увеличение их
производственных возможностей.
К началу Великой Отечественной войны в СССР было построено ряд трубопроводов,
что соединили основные районы добычи нефти с большими пунктам ее потребления: Грозный-Туапсе
(644 км), Баку-Батуми (823 км), Армавир-Трудовая (880 км), Гурьев-Омск (709
км), Ишимбай-Уфа (168 км).
Во время Великой Отечественной войны потребности в ресурсах резко выросли, были
построены нефтепроводы Астрахань-Саратов (650 км), Оха (о. Сахалин) - Софийском
(390 км). На конец войны общая сеть трубопроводов СССР составляла 4400 км.
Из таблицы 9.1 видно, что основная масса работ по прокладке трубопроводов в
СССР проводилась во второй половине XX века и к его концу темпы построения
несколько замедлились, что связано с проблемами внутри государства, после которых
СССР прекратило свое существование.
Таблица
9.1
Показатели
|
1913
|
1940
|
1950
|
1980
|
1985
|
1988
|
Грузооборот
нефтепроводов и продуктопроводов, млрд. ткм
|
0,3
|
3,8
|
4,9
|
1813
|
2443
|
2918
|
Перекачки
нефти и нефтепродуктов, млн. т
|
0,4
|
7,9
|
15,3
|
627
|
631
|
663
|
Средняя
расстояние перекачки 1 т груза, км
|
750
|
1297
|
969
|
1910
|
2195
|
2351
|
Длина
сети нефтепроводов и продуктопроводов, тыс. км
|
1,1
|
4,1
|
5,4
|
69,7
|
81
|
86
|
Длина
газопроводов, тыс. км
|
-
|
-
|
2,3
|
131
|
174
|
208
|
Газопроводы, как разновидность трубопроводного транспорта, более молодые. Первые
газопроводы в СССР строились в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1944
года было принято решение о строительстве первого газопровода Саратов-Москва,
длиной 800 км, что начал работу в июне 1946 года. В 1956 году введен в действие
газопровод Ставрополь-Москва протяженностью 1254 км и с трубами диаметром 720 мм.
Именно в послевоенные годы темпы добычи и перекачки нефти и нефтепродуктов
значительно выросли, что можно связать с восстановлением государства, с открытием и началом
освоение крупных месторождений нефти в районах Поволжья и Урала. Поэтому проводились
работы по строительству новых трубопроводов. В 1960-1964 годах в системе
трубопроводного транспорта был создан крупнейший по длине и мощности
трубопровод «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм. Длина первой
очереди трубопровода составила 5116 км. В первой половине 70-х годов была введена в
строй вторая ветка. Таким образом, общая протяженность трубопровода составляет более чем
10 тыс. км. Он начинается в районе Куйбышева, пересекает Волгу, проходит
недалеко от Брянска и по территории Беларуси до Мозыря. Далее трубопровод
разветвляется. Южная ветвь проходит через территорию Украины в Словакию
и идет до Братиславы с ответвлением к Венгрии. Северная часть направлена
через территорию Польши в Германию, обеспечивает некоторые заводы этих стран сырьем.
В то же время обеспечивает Полоцкий завод в Беларуси и морские порты Балтики.
Была создана сеть трубопроводов для поставки нефти в Тюмени, Омска,
Анжеро-Судженська, Уфы и др. Следует подчеркнуть следующие из них: Усть-Балык -
Апьментьєвськ длиной 2200 км, введен в действие в 1973 году; Самотлор-Куйбышев,
введен в действие в 1976 году, длиной 2263 км. В 1975 году было начато и по 3
года закончено строительство газопровода Оренбург - Западная граница,
длиной 2750 км и трубами диаметром 1420 мм, для усиленного экспорта газа в
страны Западной Европы.
С расширением добычи сибирского газа был построен целый ряд
трубопроводов, имеющих огромное значение. Среди них такие крупнейшие, как
Медвежье-Пунга-Центр (более 3000 км), Помары-Центр И (более чем 3400 км),
Помары-Центр II (примерно 3400 км), Пунга-Новопсков (3600 км), Помары-Ужгород
(4450 км) и др.
Таким образом, на территории бывших республик СССР развитие сети трубопроводов
идет путем доставки нефти и нефтепродуктов в Европейскую часть для содействия
условий экспорта и обеспечения всех потребностей населения, 79% его проживает в
Европейской части современной России.
Также трубопроводный транспорт получил достаточно большое развитие в США. Здесь он
создан для транспортировки нефти и нефтепродуктов, добываемых не только
в США, но и импортируются из других стран. Среди них Канада, Венесуэла и др.
Система трубопроводного транспорта здесь развита очень хорошо и выполняет огромную
роль в экономике страны.
Трубопроводы стран Западной Европы, как правило, подают нефть от морских
портов до нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в районах потребления
нефтепродуктов. После открытия месторождений нефти в Северном море, запасы которых
оцениваются в 3,5 млрд. м3 нефти, с 1875 года развернулось массовое
строительство трубопроводов от месторождений до береговых баз с подводным
прокладкой. Цена таких трубопроводов в 10 раз превышает расходы на
аналогичные наземные конструкции, но высокие цены на нефть и небольшая длина
трубопроводов делает их рентабельными.
Высокие экономические и технические показатели эксплуатации трубопроводного транспорта
при перемещении жидкостей обусловили разработку трубопроводных систем для
транспортировка сыпучих грузов в воде или другой жидкости. Общая длина
таких трубопроводов в мире достигает примерно 500 км. В основном они
используются для транспортировки угля и рудных концентратов в водном
среде. Крупнейшим среди них является трубопровод Блэк-Месса (США) длиной 437
км. В Украине такой трубопровод используют в Кривом Роге. Длина его 3
км, предназначенный для транспортировки железорудного концентрата.