Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 9 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

9.4. РАЗВИТИЕ СЕТИ ТРУБОПРОВОДОВ

Одним из важнейших направлений повышения производительности трубопроводов является увеличения в них давления. В первых магистральных трубопроводах поддерживался рабочее давление 12-25 кг/см2, позже строились трубопроводы рассчитаны на давление 50-56 кг/см2, современные трубопроводы работают с давлением 75-100 кг/см2.

Таким образом и развитие трубопроводного транспорта связано с увеличением этих параметров. Принимая во внимание целый ряд преимуществ, которые имеет трубопроводный транспорт при транспортировке определенных грузов, это развитие было необходимым.

Трубопроводы имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами транспорта при транспортировке нефти и нефтепродуктов, главным образом газа:

• расстояние перекачки, как правило, более короткая, чем при транспортировке летними путями или железной дорогой;

• низкая себестоимость транспортировки (в 2 раза меньше, чем водными путями и в 3 раза - чем железнодорожными путями);

• сохранность груза благодаря полной герметизации процесса транспортировки;

• полная автоматизация операций налива, перекачки и слива продукции;

• меньшие удельные капиталовложения;

• отсутствие, при условии соответствующей изоляции, негативного воздействия на окружающую среду;

• непрерывность процесса перекачки;

• малая зависимость от климатических условий;

• малая численность необходимого персонала.

К недостаткам трубопроводного транспорта следует отнести его узкую специализацию. Для рационального использования нужен устойчивый поток жидкости. Не полностью решена проблема перекачки по трубам згустілих нефтепродуктов (мазута, масла).

Следовательно, развитие трубопровода в течение XX века и базировался на решении определенных проблем: наиболее оптимальном использовании преимуществ, исследовании условий прокладка трубопроводов в различных географических, климатических условиях. Развитие трубопроводного транспорта основывается на принципах магістралізації: концентрация потоков нефти, увеличение диаметров труб трубопроводов и увеличение их производственных возможностей.

К началу Великой Отечественной войны в СССР было построено ряд трубопроводов, что соединили основные районы добычи нефти с большими пунктам ее потребления: Грозный-Туапсе (644 км), Баку-Батуми (823 км), Армавир-Трудовая (880 км), Гурьев-Омск (709 км), Ишимбай-Уфа (168 км).

Во время Великой Отечественной войны потребности в ресурсах резко выросли, были построены нефтепроводы Астрахань-Саратов (650 км), Оха (о. Сахалин) - Софийском (390 км). На конец войны общая сеть трубопроводов СССР составляла 4400 км.

Из таблицы 9.1 видно, что основная масса работ по прокладке трубопроводов в СССР проводилась во второй половине XX века и к его концу темпы построения несколько замедлились, что связано с проблемами внутри государства, после которых СССР прекратило свое существование.

 

Таблица 9.1

Показатели

1913

1940

1950

1980

1985

1988

Грузооборот нефтепроводов и продуктопроводов, млрд. ткм

0,3

3,8

4,9

1813

2443

2918

Перекачки нефти и нефтепродуктов, млн. т

0,4

7,9

15,3

627

631

663

Средняя расстояние перекачки 1 т груза, км

750

1297

969

1910

2195

2351

Длина сети нефтепроводов и продуктопроводов, тыс. км

1,1

4,1

5,4

69,7

81

86

Длина газопроводов, тыс. км

-

-

2,3

131

174

208

 

Газопроводы, как разновидность трубопроводного транспорта, более молодые. Первые газопроводы в СССР строились в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года было принято решение о строительстве первого газопровода Саратов-Москва, длиной 800 км, что начал работу в июне 1946 года. В 1956 году введен в действие газопровод Ставрополь-Москва протяженностью 1254 км и с трубами диаметром 720 мм.

Именно в послевоенные годы темпы добычи и перекачки нефти и нефтепродуктов значительно выросли, что можно связать с восстановлением государства, с открытием и началом освоение крупных месторождений нефти в районах Поволжья и Урала. Поэтому проводились работы по строительству новых трубопроводов. В 1960-1964 годах в системе трубопроводного транспорта был создан крупнейший по длине и мощности трубопровод «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм. Длина первой очереди трубопровода составила 5116 км. В первой половине 70-х годов была введена в строй вторая ветка. Таким образом, общая протяженность трубопровода составляет более чем 10 тыс. км. Он начинается в районе Куйбышева, пересекает Волгу, проходит недалеко от Брянска и по территории Беларуси до Мозыря. Далее трубопровод разветвляется. Южная ветвь проходит через территорию Украины в Словакию и идет до Братиславы с ответвлением к Венгрии. Северная часть направлена через территорию Польши в Германию, обеспечивает некоторые заводы этих стран сырьем. В то же время обеспечивает Полоцкий завод в Беларуси и морские порты Балтики.

Была создана сеть трубопроводов для поставки нефти в Тюмени, Омска, Анжеро-Судженська, Уфы и др. Следует подчеркнуть следующие из них: Усть-Балык - Апьментьєвськ длиной 2200 км, введен в действие в 1973 году; Самотлор-Куйбышев, введен в действие в 1976 году, длиной 2263 км. В 1975 году было начато и по 3 года закончено строительство газопровода Оренбург - Западная граница, длиной 2750 км и трубами диаметром 1420 мм, для усиленного экспорта газа в страны Западной Европы.

С расширением добычи сибирского газа был построен целый ряд трубопроводов, имеющих огромное значение. Среди них такие крупнейшие, как Медвежье-Пунга-Центр (более 3000 км), Помары-Центр И (более чем 3400 км), Помары-Центр II (примерно 3400 км), Пунга-Новопсков (3600 км), Помары-Ужгород (4450 км) и др.

Таким образом, на территории бывших республик СССР развитие сети трубопроводов идет путем доставки нефти и нефтепродуктов в Европейскую часть для содействия условий экспорта и обеспечения всех потребностей населения, 79% его проживает в Европейской части современной России.

Также трубопроводный транспорт получил достаточно большое развитие в США. Здесь он создан для транспортировки нефти и нефтепродуктов, добываемых не только в США, но и импортируются из других стран. Среди них Канада, Венесуэла и др. Система трубопроводного транспорта здесь развита очень хорошо и выполняет огромную роль в экономике страны.

Трубопроводы стран Западной Европы, как правило, подают нефть от морских портов до нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в районах потребления нефтепродуктов. После открытия месторождений нефти в Северном море, запасы которых оцениваются в 3,5 млрд. м3 нефти, с 1875 года развернулось массовое строительство трубопроводов от месторождений до береговых баз с подводным прокладкой. Цена таких трубопроводов в 10 раз превышает расходы на аналогичные наземные конструкции, но высокие цены на нефть и небольшая длина трубопроводов делает их рентабельными.

Высокие экономические и технические показатели эксплуатации трубопроводного транспорта при перемещении жидкостей обусловили разработку трубопроводных систем для транспортировка сыпучих грузов в воде или другой жидкости. Общая длина таких трубопроводов в мире достигает примерно 500 км. В основном они используются для транспортировки угля и рудных концентратов в водном среде. Крупнейшим среди них является трубопровод Блэк-Месса (США) длиной 437 км. В Украине такой трубопровод используют в Кривом Роге. Длина его 3 км, предназначенный для транспортировки железорудного концентрата.