Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 9 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

9.2. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

Трубопроводный транспорт является самым экономичным средством транспортировки жидкого топлива, горючего и технологического газа, различных химических продуктов. Это относительно новый вид транспорта. В Украине он возник в 20-е годы в Прикарпатье, где впервые был построен газопровод Дашава - Стрый - Дрогобыч (1924 г.).

В Украине действуют нефтепроводы Долина (Ивано-Франковская обл.)- Дрогобыч (Львовская обл.), Битков-Надворная (Ивано-Франковская обл.), Качановка-Ахтырка (Сумская обл.), Тнідинці-Прилуки (Черниговская обл.)- Кременчуг (Полтавская обл.)- Херсон, Кременчуг-Черкассы, Самара-Ли - сичанськ-Кременчуг-Херсон, который через Снегиревку подведены до Одессы. Через него поступает в Украину сибирская нефть. Через территорию западных областей (Волынской, Львовской, Закарпатской) в 1963 г. проложено европейский нефтепровод «Дружба». В 1975 г. вступил в строй нефтепродуктопровод Кременчуг-Лубны-Киев.

Нафтопровідним транспортом сейчас поставляется 93,6% всей нефти, которую потребляет Украина. Нафтопровідний транспорт Украины имеет 12 основных нефтепроводов 2,6 тыс. км длиной. Диаметр трубы - 720 мм. Система нефтепроводов обеспечивала доставку нефти в основном из России. Однако в связи с резким уменьшением добычи нефти в России возникла потребность в закупке на мировом рынке.

Разрабатывается несколько вариантов транспортировки нефти. Самый оптимальный - в порты Одесса и Южный танкерным флотом из стран Ближнего Востока и южного Средиземноморья, ее перевалка в Одессе и перекачка по нефтепроводам на нефтеперерабатывающие заводы Херсона, Кременчуга и Лисичанска. Частично нефть переработки на Одесском нефтеперерабатывающем заводе, что требует его реконструкции. Эта схема обеспечивает экономическую независимость Украины благодаря возможности закупки нефти у нескольких государств и транспортировки ее непосредственно в Украину без транзита через другие страны.

Сеть нефтепроводов способна обеспечить обратное поставки нефти из Одессы. Однако необходимо строительство второй нитки нефтепровода, усиление ряда нефтепроводе для пропускания большого объема нефти: Одесса-Снигиревка (от 19 до 45 млн. т); Снигиревка-Кременчуг (от 26 до 37 млн. т), а также переоборудование насосных станций для реверса нефти.

Одновременно возникает потребность в создании государственного запаса нефти около 15 млн. т. В Украине есть геологические формации, благоприятные для создания подземных хранилищ такого объема (Днепропетровско-Донецкая впадина, Украинский кристаллический щит).

В перспективе важное значение для обеспечения Украины нефтью будут поставки из стран Ближнего и Среднего Востока. Поставляться она танкерами до Одесского порта, где через нефтетерминал будет попадать на Одесский нефтеперерабатывающий завод и через систему нефтепроводов - на Херсонский, Кременчугский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. Строительство нефтепровода из Одессы до нефтепровода «Дружба» способствовало бы поставкам нефти из этих регионов и Азербайджана в страны Центральной и Западной Европы с предоставлением Украиной транспортных услуг.

Для более эффективного функционирования отрасли нужно будет модернизировать нефтепроводы от Одессы до Херсона и Кременчуга, что позволит увеличить объемы транспортировки, обеспечить реверс нефти.

Газопроводный транспорт. Крупнейшие газопроводы Шебелинка-Харьков, Шебелинка-Брянск, Шебелинка-Днепропетровск-Кривой Рог - Одесса-Кишинев, Шебелинка-Диканька - западные районы Украины. Из Прикарпатья идут газопроводы на Чехию, Словакию и Польшу. Через крайнюю восточную часть Украины проходят трассы газопроводов Северный Кавказ - Москва, северокавказский газ потребляют также в Донбассе.

В Украине создана сеть продуктопроводов: аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса, етиленопровид о. Чепель (Венгрия)-Калуш.

Газопроводный транспорт Украины ранее обеспечивал доставку газа из России (79%), Туркменистана (5%) и 16% за счет его добычи в Украине. Теперь сетью газоснабжения охвачено 45% городских и 8% сельских населенных пунктов Украины, чего явно недостаточно.

Общепринятыми в европейских странах есть ограничения импорта энергоносителей из одной страны 30-40% общей потребности. В этих условиях следует рассмотреть наряду с традиционными источниками поставки газа в Украину и альтернативные, в частности закупку иранского газа, поставлять можно несколькими путями. Первый - построить транзитный газопровод из Ирана через Кавказ в Украину. Вариант дорогой, кроме того, он не дает гарантии надежности поставок в связи со сложной политической ситуацией в Закавказье. Второй - использование иранского газа, закупленного Украиной потребителями Закавказья с компенсацией поставками российского газа в Украину в соответствующих объемах вместо поставок их на Кавказ. При этом значительно сокращается транспортная работа, а новое строительство ограничивается сооружением газопроводов в Украине и Азербайджане. Третий - поставка иранского газа транзитом по газопроводу через Турцию на экспорт в страны Бал - канского полуострова, Юго-Восточной и Восточной Европы. Сейчас в эти страны через Украину из России транспортируется 22 млрд. м3 природного газа. В случае замещения его можно было бы оставлять в Украине. Кроме того, газотранспортные системы на территории Болгарии и Румынии, которые высвобождаются при этом, дают возможность подавать реверсом в район Измаила на Юг Украины дополнительно 16-22 млрд. м3 газа, что с учетом газа, что остается, обеспечит суммарные поставки газа в Украину объемом в 44 млрд. м3 в год. При этом длина трассы нового газопровода на территории Ирана и Турции по сравнению с первым вариантом сокращается в 1,5 раза. Реализация проекта поставки иранского газа в Украину объемом 25 млрд. м3 через страны СНГ будет нуждаться 3,4 тыс. км труб диаметром 1400 мм.

Основной задачей действующей системы газопроводов, протяженность которых составляет 33 тыс. км, остается поддерживать их в работоспособном состоянии. Предполагается завершить сооружение газопроводов Тула-Шостка-Киев, Торжок-Долина, Марьяновка-Херсон-Крым, Джанкой-Феодосия - Керчь, Глебовского подземного хранилища газа - Симферополь-Севастополь. Необходимо и в дальнейшем подавать газ для обеспечения потребностей малых городов и сельских населенных пунктов. Учитывая, что металлургические заводы Украины обеспечивали трубами весь бывший СССР, их мощностей должно хватить для обеспечения собственной нефтяной и газовой промышленности.

Объекты транспортной сети, имеющие общенациональное значение, следует инвестировать из государственного бюджета, а также привлекать иностранных инвесторов, средства клиентуры, акционерных обществ.

Сетью газоснабжения охвачено примерно 50% городских поселений и лишь 8% сельских, что очень мало по сравнению с европейскими странами. В перспективе Украина должна расширить количество стран-поставщиц газа. Значительная роль в этом будет принадлежать Ирану, который имеет огромные залежи газа и заинтересован в торговли с Украиной. С целью решения этой проблемы возможно строительство газопроводов в Украину через Закавказье и Северный Кавказ. Есть и другой вариант поставок газа из этих регионов - морским транспортом в сжиженном природном (сжиженном) виде.