Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КЛАСС СОЦИАЛЬНЫЙ - основная форма социальной стратификации общества, ключевое понятие полит, экономии, истории, социальной философии, политологии, социологии. К. с. формируется и утверждается как результат радикальных социальных, полит, и экон. трансформаций XVII - XVIII ст., а также изменений в организации труда и образе жизни значительной части населения. Индустриальному обществу отвечали главные социальные типы (классы) и основные действующие лица - буржуа, землевладельцы, пролетарии. Понятия "класс" становится центральным в марксизме. Согласно К.марксу класс является основным элементом экон. структуры, в которой доминирующая роль принадлежит промышленности. Неравенство, а точнее даже противоположность экон. статусов впоследствии дополняется осознанием неровности вообще всех жизненных условий и шансов, образа жизни, открытием факта разительных отличий в восприятии и истолковании действительности, в повседневных привычках и предпочтениях. В полет, процесс класс включается как носитель определенных интересов и потребностей, а потому становится субъектом истор. деятельности, собственно Л.с. Принадлежность к классу, таким образом, обусловливает, а также объясняет действия индивидов. В 80-х гг. амер. социолог Э. Райт наиболее последовательно отстаивает тезис о релевантность понятия "класс" в анализе неравенства в развитых странах в конце XX в. В современной конфліктол. перспективе (Г. Дарендорф) классы определяются как совокупности индивидов, которые располагают примерно одинаковыми по объему властными полномочиями и имеют общие полет, интересы.

По М. Вебером, класс является продуктом класифікаторської деятельности социолога, поскольку реальным бытием обладают лишь отдельные индивиды, не надособові образования. Поэтому "класс" - это просто совокупность людей , находящихся в одинаковой ситуации на рынке труда, то есть в "классовой ситуации", поэтому и сходство поведения обусловлена одинаковыми обстоятельствами, но отнюдь не "интересами и потребностями класса". Усовершенствованный англ. социологами (Дж. Голдторп) подход М. Вебера к возможностям эмпирической фиксации классовой ситуации, позволил им говорить о устойчивые навыки идентификации себя с классом - взрослым населением Великобритании, то есть считать его чем-то из разряда довольно реального. И не в последнюю очередь потому, что с классом связанная совокупность устойчивых характеристик, воплощенных в повседневном поведении.

П. Бурдье, как и М. Вебер, также считает класс "бумажной" конструкцией социолога. Индивиды действительно могут быть сгруппированы в общности (классы) на основе сходства места, положения в разных "полях" социального пространства, то есть по признаку примерно равного доступа к экон., полет., культурного и символ, капиталов. Однако отсюда не следует, что такая общность будет действовать как единый субъект, как целенаправленная сплоченная группа. Все, что может позволить себе социолог, так это признать зависимость между объективным положением общности (класса) в багатокоординатному социальном пространстве и совокупностью ее ценностных ориентаций, способностью отличать и классифицировать - габитусом - в определении П. Бурдье. Реальная же поведение общности обусловлена объемом, структурой и соотношением конкретных капиталов.