Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан (Федор) Александрович (1868 - 1920) - рус. философ, социолог и юрист. В юношеские годы увлекался марксизмом, позже испытал большое влияние баденской школы неокантіанства. С 1895 по 1899 гг. изучал право и философию в Берлине и Страсбурге, работал в семинаре Г. Зиммеля и В. Віндельбанда. В 1898 г. в Страсбурге защитил докт. дис. на тему: "Общество и человек", которая была издана на нем. языке в Берлине в 1899 г 3 1917 г. - профессор Киевского ун-ту.

В докт. дис. К. исследует основные понятия социальных наук: общество, государство, личность, сусп. дух и др. По К., принципами социального бытия является психическое взаимодействие людей, в результате которой образуются формы группового сознания, что является основой социальной дифференциации. Формирование и трансформация коллективного сознания подпадающих под действие закона причина - следствие. Коллективном сознании противостоит нормативно-ценностная сознание, которая представлена в нормах права, этики и логики и развивается телеологічно. Основная задача соціол. знания причинно-разъяснительный подход в понимании сусп. Жизни.

В дальнейшей эволюции своих взглядов К. отказывается от идеи возведения социальных явлений психических процессов и в своей основной работе "Социальные науки и право" сосредотачивает свои усилия на разработке методол. базиса "строго наук, социологии". По К., наук, социология должна опираться на три основных понятия : "общего", "необходимого" и "должного". Понятие "общего" освобождает социологию от анализа конкретных истор. событий и дает основание для применения понятия причинности. Понятие причинности позволяет упорядочить соціол. категории в единую систему, а понятие надлежащего - провести дифференциацию природных и социальных процессов.

Конкретное воплощение методол. программа К. нашла в разработанном им учении о праве, в котором есть два важных методол. принципы: причинная и ценностный - делится на соціол., психол., догматический и нормативный. На уровне соціол., и психол. подходов право рассматривается как причинно-обусловленное явление, включенное в структуру социальных связей и отношений. Догматический и нормативный принципы являются продолжением ценностного подхода, они апеллируют к идеализированной сущности права.

В своей полет, деятельности К. отстаивал идеи автономии укр. культуры. В дискуссии с П. Струве ("Русская мысль", 1911 - 1912 г.) К. подверг резкой критике его высказывания относительно несамостоятельности и второстепенности укр. культуры, ее неспособности творить в рамках нац. языка.

Тв.: Gesellschaft und Einzelwesen. Berlin, 1899; Социальные науки и право Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.