Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРАЛИ
2. Нравственная культура личности

Культура (лат. cultura - возделывание, культивирование) - совокупность материальных и духовных ценностей, создание и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, включая творческую деятельность по их производству, а также способы их применения и передачи. Узкое понимание культуры означает материальной культуре (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовной культуре (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, литературы, философии, морали, образования и т.д.). Культура-явление историческое, развивающееся в зависимости от смены социально-экономических отношений и политических систем. В противоположность идеалистическим теориям культуры, что отрывают духовную культуру от материальной основы и объясняют ее как продукт духовной элиты, материализм рассматривает процесс производства материальных благ как основы и источник развития духовной культуры и отсюда

следует, что в непосредственных или опосредованных формах культура создается деятельностью трудящихся. Будучи зависимой от материальных условий, духовная культура не изменяется автоматически вслед за материальной основой, а характеризуется относительно самостоятельностью (преемственность), взаимовлияние культур различных народов. Нравственная культура личности неотъемлемая составная часть духовной культуры. Нравственная культура личности - это степень ее моральной социализации, т.е. степень освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей, степень реализации их в деятельности в различных сферах общественной жизни. Иначе говоря, - это достигнутый лицом степень морального развития, который характеризуется усвоенными и реализуемыми в деятельности моральными ценностями. В повседневном словоупотреблении под нравственной культурой чаще всего понимают нравственную воспитанность человека, степень усвоения им нравственных норм, предписаний, требований и их реализацию в своих поступках.

Уровень развития нравственной культуры личности измеряется системой функционально связанных указателей: знание основных моральных правил, требований, предписаний, норм, принципов и идеалов общества; оценку их как социально справедливых, целесообразных, необходимых, таких, способствующих общественному прогрессу и всестороннему гармоничному развитию личности в частности; воплощение их в повседневном поведении, разносторонней деятельности, общении; социально значимую мотивацию поведения и деятельности; соблюдение требований долга и совести в сложных жизненных ситуациях и даже в экстремальных условиях; потребность и способность (способность) к постоянному нравственному самосовершенствованию. Эти содержательные показатели нравственной культуры личности является неотъемлемой составляющей его общей культуры. Главным критерием оценки уровня нравственной культуры выступает реальное поведение человека, его нравственные идеалы, отношение к другим людям, коллективу, обществу, мера гуманности, которую человек проявляет в социальной деятельности и которая выражает степень ее духовно-нравственной свободы в конкретных условиях общественной, моральной необходимости. Основной функцией нравственной культуры личности является регулирование нравственной составляющей любой деятельности и нравственных отношений человека с себе подобными.