Раздел IV
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX вв.
3. Педагогические взгляды Тараса Шевченко
Великий украинский поэт, художник, мыслитель, известный всему миру как выдающийся гуманист, Тарас Григорьевич Шевченко (1814 - 1861) не был профессиональным педагогом. Однако в своих произведениях он высказал очень ценные мысли по вопросам образования и воспитания детей, многие из которых не потеряли актуальности и сейчас, когда возрождаются народоведение и народная педагогика.
Тарас Шевченко родился в семье крестьянина - крепостного. Восьмилетнего Тараса отец отдал в науку к дьяку - учителя, где парень за 2 года изучил грамматику, часослов, псалтырь. Шевченко рано остался сиротой, батрачил. 1832 г. был отдан в обучение к «разных живописных дел цехового мастера» Ширяева в Петербурге. В 1838 г. его выкупили из крепостничества. Тогда же Шевченко был зачислен в петербургскую Академию художеств, где учился под руководством К. Брюллова и за повнював пробелы своего образования. В период обучения в Петербурге Тарас Шевченко начал писать свои первые поэтические произведения. в 1840 году был издан его сборник украинских стихов под названием «Кобзарь». Она содержала лирические стихи, полные любви к жизни и к людям труда, к родному краю и его истории. Прогрессивные российские и украинские критики приветствовали выход «Кобзаря», называли его событием уникального значения в истории украинской литературы. Как заметил Ю. Луцкий, в нем украинский язык достигла литературной неотразимости.
В произведениях на историческую тему поэт показал борьбу украинского народа против социального и национального порабощения. Антикріпос ницко направленность в стихах «Кобзаря» 1840 года еще не всегда выступала на первый план, но в последующих произведениях (поэма «Гайдамаки», цикл «Три лета») она стала ведущей. Критикуя существующий крепостнический строй и самодержавие, Тарас Шевченко обнаружил необыкновенную гражданскую смелость. Когда он в 1843 и 1845 г. посетил Украину, везде его приветствовали земляки как национального пророка. 1845 г. Шевченко получил звание художника и вернулся в Украину. Работал в Киевской археографической комиссии. в 1846 г. поступил в тайной политической организации - Кирилло - Мефодиевского общества, целью которого было упразднение самодержавия, образование независимого Украинского государства и введения в ней широкой народного образования. Тарас Шевченко проникся идеями Кирилло-Мефодиевского братства, воплощал их в своих стихах. После разгрома Кирилло - Мефодиевского братства в 1847 г. Тараса Шевченко арестовали именно в ту пору, когда он собирался выехать в Италию для студий по живописи.
За составление «революционных и в высокой степени смелых стихов» и «вызывающее оскорбление царской семьи» был заключен в Петропавловской крепости, а затем отдан в солдаты на 10 лет. Царь Николай И собственной рукой дописал до приговора: «под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».
Лишь в 1857 г. царь Александр II вернул поэту волю. В течение последних лет жизни Тарас Шевченко много работал. В его произведениях, как и раньше, звучат не только лирические, но и антикрепостнические, антисамодержавні мотивы. в 1860 году было официально признано его успехи в живописи: ему присвоили звание академика. Похоронен поэт, по его завещанию, над Днепром, на Чернечей горе в городе Каневе.
Тарас Шевченко не писал специальных педагогических трудов, однако его проза, поэтические произведения и живопись имеют несомненное воспитательное зна чення. им свойственна глубокая народность, гуманизм, любовь к родине, обличительный пафос, образность. В своих произведениях Тарас Шевченко нарушал морально-этические темы, рассуждал о важности семейного воспитания, образования и образованности в жизни человека, о роли народных традиций и фольклора в становлении высоконравственной личности.
Проблемы воспитания и образования Тарас Шевченко связывал с тяжелой судьбой угнетенного украинского народа. Собственное сиротское детство оставило глубокий след в душе поэта. Он видел, что такая судьба уготована многим детям крепостных. Личная жизнь Шевченко не сложилось и его мечта иметь собственных детей не осуществилась. Поэтому тема любви к детям, страдания за их судьбу звучит в его стихах и прозаических произведениях как выражение личного чувства и одновременно как социальный протест. В одном из писем к Б. Залесского (1853) он писал: «...я так любил детей, что не насмотрелся бы на верный след ангела». А в повести «Княгиня» замечал: «ничем нельзя так быстро задобрить моего украинского земляка, как прижать его ребенка». Любовь к детям, по убеждению Тараса Шевченко, присущая всем хорошим людям: «страстно любит маленьких детей, а это верный признак сердца кроткого, незлобивого». Поэт любил детское общество, охотно общался с детьми, читал им, угощал сладостями. В детском круге он отдыхал. Взамен дети платили ему искренней любовью и привязанностью. Счастье Шевченко отождествляет с семейным уютом, с образами детей и матери, доброй, любящей жены (повесть «Музыкант»).
В произведениях Тараса Шевченко много детских образов, наделенных яркими психологическими характеристиками. Писатель подробно описывает условия, в которых происходит формирование личности, наглядно показывая, как безответственное воспитание морально калечит человека (повести «Варнак», «Музыкант» и др.).
Так, сын графа из повести «Варнак» испорченный с детства сознанием собственного титула и богатства. Его природные способности приглушенные халатностью матери. Уже в детстве он понимает, что ему не обязательно иметь знания и быть добродетельным. Титул и богатство обеспечат его будущее. Безделье, привычка пользоваться чужим трудом, по мнению Тараса Шевченко, вызывает моральное вырождения.
Выразительные образы детей Тарас Шевченко вывел в своих живописных работах: «Цыганка - гадалка», «Мальчик с собакой в лесу», иллюстрации к поэме «Слепая», «Хата вдовы на Украине», «Крестьянская семья», «На поселении», «Дети Репниных», иллюстрации к поэме «Невольник», «В Киеве», «В Решетиловке», «Крестьянское подворье». На ссылке созданные рисунки «Кибитка казахов на берегу Аральского моря», «Мальчик - натурщик», «Казахский мальчик дремлет у печки» и другие, на которых с любовью и сочувствием художник изобразил убогих детей казахов с невинными глазами, которые еще не поняли нищей жизни и вод-одновременно не представляют другого. Своим творчеством Тарас Шевченко пытался привлечь внимание общества к их судьбе.
Семьи и семейному воспитанию детей Тарас Шевченко придавал важного значения. При этом он особо акцентировал внимание на роли матери:
В нашем раю на земле
Ничего лучшего нет,
Как тая иметь молодая
Со своим ребеночком малым.
...И перед ней помолюсь,
Как перед образом святым
Той матери святой,
Что в наш мир бога принесла...
Когда поэт говорит о святые материнские чувства, о любви детей к родителям, к матери, его слово приобретает чрезвычайной силы. Ничего в мире нет более светлого, чем любовь к матери: «слово "мама" - великеє найкращеє слово».
В то же время он показывает, что семья, в которой между супругами нет согласия, где родители избалованы богатством, легким жизнью, не может дать детям достойного воспитания (повести «Несчастный», «Варнак»),
Решающее значение в формировании личности Тарас Шевченко предоставлял труда. Он с любовью описывает дружные, крепкие семьи, что чаще всего состоят в простых людей, которые живут с своего труда. В этих семьях во взаимоотношениях между супругами и детьми чувствуется теплота, духовная близость, взаимоуважение и любовь. В дружной семье легче преодолевать жизненные невзгоды.
Самыми счастливыми могут быть семьи, которые имеют детей. Быть матерью - большое счастье.
Тарас Шевченко позорит матерей, которые пренебрежительно относятся к своим материнским обязанностям. Чаще всего это аристократки, которые детей сбывают на нянек, а сами погружаются в светскую жизнь (повесть «Прогулка с удовольствием и не без морали»).
Материнские чувства женщин из народа описывает Тарас Шевченко в поэме «Сон». Молодая мать вынуждена жать пшеницу на барщине и, чтобы не оставлять дитя без присмотра, она берет его с собой в поле; бедная вдова отыскивает возможность отдать сына в школу, чтобы он получил лучшую долю; обманутая девушка подбрасывает свое дитя состоятельным людям, а сама идет к ним наймичкой, чтобы всю жизнь быть возле своего ребенка. Рисуя образ матери, ее преданность детям, силу ее любви, Тарас Шевченко подводит к мысли, что мать - это первая естественная воспитательница своего ребенка. Если маги не выполняет своего естественного и сус-пильного обязанности, она заслуживает осуждения как преступница перед собственным ребенком и обществом. Дети, оставленные на волю стихийного семейного воспитания, могут быть в дальнейшем отвергнуты обществом. К тому же семейное воспитание не может заменить собой воспитания общественного. Чтобы вырастало поколение, подготовленное к взрослой жизни, способно раскрыть заложенный в нем потенциал способностей и талантов, семейное воспитание имеет далее дополняться общественным.
Под общественным воспитанием Тарас Шевченко понимал общения детей со сверстниками и взрослыми, ознакомление с окружающим миром, трудом, бытом. Большое внимание уделял трудовому воспитанию. Только в труде человек сможет обрести настоящее удовольствие. Бездействие и пассивность - величайшее зло.
Средствами художественного изображения Тарас Шевченко определяет свой идеал воспитания личности. Это человек с многогранными знаниями и высокими моральными качествами, честная, трудолюбивая, добрая, с чувством достоинства и гражданственности, которая способна применять свои знания в жизни, умеет ценить искусство, любит труд.
В формировании личности имеют значение и природные задатки и способности, привычки, приобретенные в детстве. В повести «Музыкант» писатель сравнивает двух сестер, которые попали в разные условия воспитания. Под различными жизненными влияниями выросли две разные натуры. Наталья - добрая, умная, человечная. Лиза - эгоистичная, властная и жестокая. Среди сюжетных линий повести «Близнецы» также есть подобная. Одинаковые в детстве за своими наклонностями и интересами ребята начинают все больше отличаться. Ведь сила впечатлений, наклонностей, привычек, приобретенных в раннем детстве, имела временное, не решающее значение. Значительно более влиятельными оказались воспитательная система учебного заведения и социальное окружение. Жизнь ставит над близнецами педагогический эксперимент: один из них - Зося - попадает в развращенное среда кадетского корпуса, которое формирует из него розпутника, человека без морали. Другой - Ватя - в гимназическом среде, а затем в университете живет серьезными учебными делами и в конце концов вырастает порядочным человеком.
Следовательно, организации обучения и воспитания в гимназии Тарас Шевченко отдавал предпочтение перед кадетським корпусом. Воспитание, по его мнению, должен быть положительным, отвечать интересам общества.
Тарас Шевченко старался распространения грамотности среди народных масс, усматривал в образовании «первый свободный луч света, который может проникать в сдавленную кругами невольничью голову». Он подчеркивал, что общая грамотность народа - «огромное благо». Кобзарь горячо одобрял идею создания воскресных школ. Находясь в Киеве, он принимал участие в обсуждении вопроса об их организации, как делал это и позже, вернувшись в Петербург, заботился о создании для них учебно-педагогической литературы. Поскольку эти школы существовали на добровольные пожертвования, поэт назначил в их пользу определенную часть тиража своего «Кобзаря», выпущенного в 1860 г., и регулярно передавал часть своих средств. Он лично интересовался харьковскими воскресными школами, переписывался с деятелями этих школ. В своих письмах, в частности, Тарас Шевченко просил передать большое количество экземпляров «Кобзаря» для воскресных школ.
Тарас Шевченко часто критиковал недостатки обучения и воспитания в различных учебных заведениях царской России. В повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» он подчеркивал, что «образование должно обогащать, а не обворовывать сердце человеческое». Осуждая тогдашнюю систему образования, Тарас Шевченко в повести «Капитанша» писал, что ничего не знает аморальнее и отвратительнее сельского писаря, который грабит бедного крестьянина. Писарь - лентяй и пьяница - развращает простодушного труженика, потому что он священное писание читает.
Он стремился быстрее «помешать школу», построить учебно-воспитательный процесс на новых началах, мечтал о народную школу, которая бы давала прочные знания, способствовала умственному и физическому развитию ребенка, а учитель был бы хорошим наставником.
Великий Кобзарь был уверен, что обучение и воспитание детей должно опираться на родной материнский язык, народные традиции, фольклор, на достижения прогрессивной демократической педагогики.
Вопросы образования и воспитания занимают видное место и в дневнике Тараса Шевченко, где он высказывал свои замечания, в частности относительно эстетического воспитания. Так, о Нижегородский институт благородных девиц записал: «Все это плохо, но вот что отвратительно. В залах института, кроме лав и грозного изображения самодержца, ни одной картинки, ни одной гравюры. Где же эстетическое воспитание женщины?».
Как видим, художник постоянно высказывал заинтересованность вопросами народной педагогики, воспитания подрастающего поколения, роли матери и семьи, женского образования и др. Тарас Шевченко выступал за образование женщины наравне с мужчиной.
Великий Кобзарь выражал надежду на то, что политическое и социальное освобождение народных масс станет естественным следствием широкого подъема культурно-образовательного уровня народа. В меру своих сил он стремился приобщиться к созданию необходимых учебных книг на украинском языке. Начал с создания букваря, предназначенного не только для обучения грамоте, но и чтобы дать некоторые знания. К сожалению, кроме букваря, не успел больше ничего написать. «Букварь Южнорусский» Тарас Шевченко написал уже будучи тяжело больным. Это был передовой для своего времени учебник для воскресных школ. Он содержал алфавит с заглавными и строчными буквами, цифры и упражнения на чтение. По этому букварю впервые ученики должны были сначала изучить звуки и буквы в алфавитном порядке. После этого переходили к чтению целых слов.
Особенностью Шевченкового букваря было отсутствие в нем упражнений на чтение отдельных слогов, которые не соединяются в конкретные слова. После изучения азбуки ученики читали микротексты, где слова делились на склады с обозначением ударения. Затем переходили к связных текстов, которые составили еще одну отличительную особенность этого учебника. За обязательные для учебной литературы того времени религиозные тексты правили отрывки из «Псалмов Давыдовых», переведенных Тарасом Шевченко, кроме них, для упражнения в чтении автор вместил в букваре народные думы, поговорки и пословицы поучительного характера.
Это первый учебник для обучения грамоте в украинских школах, написанный на родном языке. Он стал значительным событием в развитии народного образования. Тарас Шевченко старательно подготовил структуру, содержание, методический аппарат учебника, в котором отражены передовые педагогические идеи того времени, применяются принципы народности, доступности, заинтересованности. Идеи, утверждал Тарас Шевченко в своем «Букваре», вошли в золотой фонд отечественной педагогики.
Приведенные в букваре Тараса Шевченко краткие, меткие, остроумные и доходчивые народные высказывания полны мудрости и нравственного содержания. В них критикуются праздность, паразитизм, жажда к обогащению, лицемерие, коварство. Пропагандируются честность, правдивость, чувство коллективизма, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Букварь отличается жанровым разнообразием материала для чтения. Его содержание направлено на осуждение морали эксплуататорских классов. Тарас Шевченко-ко умело сочетает требования народной и научной педагогики в обучении и воспитании детей. Учебный материал букваря способствовал обогащению лексики, развитию мышления и речи, памяти, навыков, приобретению необходимых знаний об обществе и природе в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Букварь был выпущен тиражом 10000 экземпляров. Средства от его продажи направлены на развитие воскресных школ. Реакционные круги приложили немало усилий, чтобы помешать распространению этой книги в украинских селах и городах, где она могла принести наибольшую пользу.
Поэт был хорошо знаком с жизнью, бытом и обычаями украинского народа. Его внимание всегда привлекали народные традиции, обряды. Описывая их, он не только увлекался, но и постоянно выражал стремление улучшить жизнь обездоленного народа, применяя элементы этнопедагогики в воспитании детей.
С большой симпатией изображает Кобзарь украинского крестьянина в своих произведениях. Он тщательно выписывает черты национального характера, подчеркивая внешнее спокойствие, степенность и одновременно веселый юмор, чувство собственного достоинства, патриотизм, гуманное отношение к людям, особенно к детям. Описывая черты народного характера, Тарас Шевченко отмечал, что нация без своей собственной, принадлежащей только ей, характерной черты похожая на кисель, лишенный вкуса.
Тарас Шевченко хорошо знал, высоко ценил и использовал в своем творчестве украинский фольклор. Про «Запорожскую старину» И. Срезневского он писал в письме к П. Королева: «Добрая книга. Спасибо вам и Срезневскому. Я думаю кое-что из нее сделает». Он дал высокую оценку этнографическим трудам А. Метлинського, П. Кулиша и других. «Прислал мне из Питера куренной Панько Кулиш книгу своей работе, названной «Записки о Южной Руси», написанную нашим языком. Такой доброй книги на нашем языке еще не было отпечатано. Здесь живо вылитый и кобзарь, и гетман, и запорожец, и гайдамака, и вся древняя наша Украина как на ладони показана».
Тарас Шевченко высоко ценил работу педагога, считая, что к ней следует допускать только людей честных, добросовестных. Известно, что до ссылки Тарас Шевченко сам имел намерение стать учителем рисования в Киевском университете. Он был утвержден в должности, но стать к своим обязанностям учителя и воспитателя он не успел.
В поэме «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...» Тарас Григорьевич искренне призывал: «Учитесь, читайте, и чужому учи-тесь, й свого не цурайтесь...»
Тараса Шевченко заслуженно называют народным поэтом. Его педагогическое наследие также адресована народа. В ней размышления о том, как просветить украинский народ, как помочь ему выбрать лучшую судьбу, как воспитать Человека в человеке.