Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ІНТРАІНДИВІДУАЛЬНА ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ: ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие

Восприятие происходит на основе чувственных данных ощущений. Во время восприятия все ощущения синтезируются, создавая целостные образы предметов и явлений. Но восприятие в то же время не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и осмысления воспринятого, и - в определенном смысле - также чувства и эмоции по этому поводу. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности, которая воспринимает.

ВОСПРИЯТИЕ - это отражение в психике человека предметов и явлений окружающей среды в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно предстает как целостное отражение предметов и явлений при их непосредственного воздействия на органы чувств. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции, чувства.

Как и ощущения, восприятия возникают только в случае непосредственного воздействия объектов на анализаторы.

Физиологическую основу восприятия. Физиологической основой восприятия является сложная аналитико-синтетическая деятельность всей коры головного мозга.

Важную функцию в процессе восприятия выполняет вторая сигнальная система, которая определяет содержание человеческого восприятия. Она делает предмет, который воспринимают, словесным сигналом; определяет понимание першосигнальних раздражителей, придает восприятию человека произвольного характера, связывает восприятие с активностью личности. Вторая сигнальная система способствует осознанию и осмыслению предметов, которые отображаются. Она регулирует процесс формирования человеческого восприятия.

В восприятии отражаются предметы действительности в совокупности различных свойств, качеств и признаков. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие взаимодействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных и т.д.



Восприятие выполняет следующие функции:



• общего ориентирования (в познании, поведении, эстетике);

• оценивание (оценку местонахождение релевантных объектов, их форм, величины, физических свойств расположения друг относительно друга, ситуативного значения, поведенческого, символического или эстетического содержания);

• познавательная (отражение новых предметов и явлений, их сущности, связей между ними и т.п.);

• контроля практической деятельности (при создании новых объектов);

• регулятивная (регулирование поведения и деятельности в процессе взаимодействия с предметами и явлениями).



Свойства и виды восприятия. Восприятие каждого нового предмета осуществляется на основании имеющихся знаний и опыта человека. Человек воспринимает предмет или явление в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимыми являются не сами составляющие, их взаимосвязи.

Наиболее важными особенностями восприятия являются:

• предметность;

• целостность;

• структурность;

• константність;

• апперцепція;

• осмысленность;

• избирательность;

• иллюзия.



Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свое содержание, природу, назначение.

Предметность играет важную роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильнее отображения.

Целостность восприятия заключается в том, что образы отражаемых предметов и явлений предстают в сознании в единстве многих качеств и свойств.

Воспринимая объект, мы выделяем его признаки, аспекты, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

Структурность восприятия проявляется в том, что, отражая предметы и явления в целостности, человек выделяет в них различные элементы, компоненты, подсистемы и т.д.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Например, на основе приобретенного опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, придает им определенной структуры, сформированности. Воспринимая отдельно самолеты, взлетная полоса, ангары, радиотехнические средства и прочее, мы определяем объект как аэродром.

Константність - это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, которые воспринимаются.

Константність формируется в процессе предметной деятельности и является необходимым условием жизни человека. Константність восприятие обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константно, то во время каждого шага, поворота, движения, каждой смены освещения мы бы имели дело с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.

Апперцепція - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний.

Апперцепція - одна из важнейших особенностей восприятия. Не именно глаз воспринимает, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляет конкретный живой человек. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету восприятия.

Следовательно, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек осведомлен с определенным объектом, то полнее, точнее и содержательнее является ее восприятие этого объекта.

Осмысленность восприятия заключается в том, что отраженные предметы и явления сравнивают с прошлым опытом человека, сведениями и знаниями о них, на основе чего возникает соответствующее отношение к ним.

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение есть в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний.

В акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенного обобщения, предмет определенным образом соотносится с другими предметами. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность восприятия заключается в том, что во время отражения предметов и явлений происходит выделение одних относительно других. Это происходит под влиянием предыдущего опыта человека, его склонностей, интересов, установок и потребностей.

Выделение объекта определяют прежде всего его объективные свойства и условия, в которых он воспринимается. К ним относится контраст объекта с фоном. На это обращают внимание во время подбора формы, цвета, буквенного шрифта для выделения пешеходного перехода, транспортных знаков.

Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искаженно, ошибочно отражают объекты, которые действуют на анализаторы. Иллюзии могут приводить различные причины. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличающихся от предыдущих, ситуациях.

Существует немало иллюзий, вызванных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Они имеют самые разнообразные причины: произведенные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения.

Но какой бы сложной не была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.

Классификация восприятия. Восприятие разделяют на виды по нескольким основаниям.

По ведущим анализатором выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кінестезичне, обонятельное и вкусовое.

Процесс восприятия обычно осуществляет ряд взаимодействующих анализаторов. Преимущество того или иного анализатора в восприятии определяется характером самого объекта.

В основу второго типа классификации восприятия возложена формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют следующие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

За активностью восприятия разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренное восприятие вызвано особенностями окружающих предметов: их яркостью, расположением, необычностью; интересом к ним человека. Идя по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим яркие витрины, воспринимаем различные запахи и т.д. В непреднамеренном восприятии не существует заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевое усилие.

Преднамеренное восприятие имеет другую характеристику. Осуществляя его, человек ставит перед собой цель, прилагает определенных волевых усилий, чтобы лучше реализовать свой умысел, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятием, например, слушание доклада, просмотр тематической выставки книг.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - это отражение в психике человека расположения, величины, формы, объемности, удаленности друг от друга предметов и явлений на земле и в небе.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.

Найінформативнішою признаку, которую необходимо выделить, во время ознакомления с формой, контур. Это осуществляется с помощью движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предмета.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека. Оно осуществляется путем взаимодействия анализаторов, которыми мы отражаем другие аспекты явлений объективной действительности.

Большое значение в восприятии времени принадлежит кінестезичному аналізаторові. Он выполняет важную роль в восприятии ритма. Под ритмом понимают ряд раздражителей, которые последовательно сменяют друг друга и имеют периодический характер.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ - это отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно дает возможность ориентироваться в относительных изменениях во взаимном расположении и взаимоотношении предметов окружающей действительности.

Сведения о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Установить, в какую сторону летит самолет, с какой скоростью он движется, куда направлен удар врага можно на основании опыта пространственной ориентации.

Иллюзия движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, во время фиксированного взгляда. Восприятие движения осуществляется зрительным, слуховым и кінестезичним анализаторами.

В процессе познания окружающей действительности восприятия может перейти в наблюдение.

НАБЛЮДЕНИЕ - это целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.

Наблюдательность - это умение выделять характерные, однако едва заметные особенности предметов и явлений. Она формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.



Контрольные вопросы:

• Раскройте сущность інтраіндивідуальної под структуры личности.

• В чем проявляется познавательная деятельность личности?

• Какие психические процессы обеспечивают чувственное познание мира?

• Какие психические процессы обеспечивают абстрактное познание мира?

• Что такое раздражитель?

• Что входит в інтраіндивідуальної под структуры личности?

• Связь между составляющими інтраіндивідуальної под структуры личности?

• Что понимают под сенсорными процессами?

• Раскройте единство и различие понятий «когнитивная сфера личности» и «познавательная сфера личности».

• Дайте определение понятия «ощущение».

• Что представляют собой органы чувств?

• Что является физиологической основой ощущений?

• Что такое рефлекторная дуга?

• Каким образом происходит процесс ощущения?

• Охарактеризуйте екстероцептивні ощущения.

• Охарактеризуйте інтероцептивні ощущения.

• Охарактеризуйте пропріоцептивні ощущения.

• Какие разновидности ощущений вы знаете? Охарактеризуйте их.

• В чем проявляются свойства ощущений?

• В чем проявляются общие закономерности ощущений?

• Что представляет собой абсолютный порог чувствительности?

• В чем проявляется порог различения?

• Что такое верхний абсолютный порог чувствительности?

• Каким образом оказывается нижний абсолютный порог чувствительности?

• Что представляет собой адаптация?

• В чем проявляется сенсибилизация?

• Каким образом проявляется взаимодействия ощущений?

• Что такое контраст ощущений?

• В чем проявляется синестезия чувств?

• Что представляет собой психический познавательный процесс восприятия?

• На основе чего происходит восприятие предметов и явлений?

• Какое физиологическое основание восприятия?

• Какие свойства восприятия?

• Каким образом классифицируют восприятия? Охарактеризуйте классификацию восприятия ведущими анализаторами.

• В чем проявляется восприятие пространства?

• В чем проявляется восприятие времени?

• В чем проявляется восприятие движения?

• Когда восприятие переходит в наблюдение?

• Какие основные типы восприятия и наблюдения вам известны?

• Какие функции восприятия?

• Охарактеризуйте образ восприятия.

Литература:

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленингр. у-та, 1974. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. акад. С. Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

Общая психология: Учеб. пособ. / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинская, С. В. Огороднийчук и др. - К.: А. Г. Н., 2002.

Леонтьев А. Н. Эволюция психики. - М., 1999.

Лурия А. Г. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1975.

Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

Мясоед П. А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-е изд., испр. - К.: Высшая шк., 2004.

Основы психологии / под общ. ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Психология / под ред. Г. С. Костюка. - К.: Рад. школа, 1968.

Психология: Учебник / под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-е изд. - К.: Лыбидь, 2001.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

Шостак В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983.