РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
5. Политическая мысль в конце XIX - начале XX вв.
Выдающееся место в истории общественно-политической мысли в Украине во второй половине XIX в. занимал Михаил Драгоманов (1841 - 1895) - украинский публицист, историк, литературовед, этнограф, фольклорист, основатель политической науки в Украине, отечественного конституционализма. Драгоманов окончил Киевский университет, преподавал в нем всемирную историю. Опубликовал тогда ряд работ, в которых обличал русификаторской политике царизма в отношении нерусских народов, за что в 1876 году он был уволен с должности приват-доцента без права любой государственной службы в пределах Российской империи. Эмигрировал с семьей за границу, сначала в Швейцарии, а позже переехал в Болгарию, где с 1889 г. до конца жизни - профессор Софийского университета. В университете хранится библиотека Михаила Драгоманова, которая насчитывает 4350 томов уникальных книг. Михаил Драгоманов - родной брат матери Леси Украинки - писательницы Олены Пчилки (Ольги Петровны Косач).
Михаил Драгоманов унаследовал традиции Кирилло-Мефодиевского общества и продолжил их. Основой общественно-политических и государственнических взглядов М. Драгоманова стала автономно-федералістська концепция. Унитарное, жестко централизованное государство - это воплощение деспотизма, диктатуры немногих. Федеративное государство базируется на общественном самоуправлении, гарантиях естественных прав и свобод человека, в строгом ограничении централизованного осуществления власти.
Выступая за автономно-федеративный строй, на почве которого могут решаться социально-экономические, государственно-политические и национальные вопросы, М. Драгоманов отмечал, что обзор истории и современной практики европейских народов свидетельствует: автономия политическая и национальная возможна и без государственной обособленности. За то Драгоманов, не видя почвы для государственного украинского сепаратизма, усматривал возможность политической и национальной автономии украинской на Почве земской автономии.
Человек для мыслителя - основа социального устройства, высшая ценность, гарантиями прав которой может быть только свободная самоуправляемая организация (община), конфедерация наподобие швейцарской или федерация вроде американской или английской.
Ведущая идея конституционного проекта, разработанного Драгомановым, - преобразования Российской империи на децентрализованную федерацию, где украинцы создают общину «Свободная союз». Важнейшими задачами общества является обеспечение политических свобод: права человека и гражданина; «неприкосновенность тела для позорных наказаний и смертной казни»; неприкосновенность жилища «для полиции без судебного постановления»; немедленное передача арестованного в руки судебной власти; неприкосновенность частных писем и телеграмм; свобода выбора места жительства и занятий; свобода совести и отделение церкви от государства, государства от церкви; свобода слова, печати, обучения; свобода собраний, митингов и процессов; свобода обращений к властным структурам.
В государственно-правовой концепции Г. Драгоманова предусматривались три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежала двум думам - государственной и союзной. Изменения основных законов должны были вноситься в случае согласия трети голосов членов двух дум и утверждаться Государственным собором, который избирался из состава двух дум, а также делегатами от областных собраний.
Главой государства мог быть император с унаследованной властью или выбираемый председатель Всероссийского государственного союза. Глава государства назначал министров, ответственных перед обеими думами.
Вместе с звеном государственной власти на местном уровне предполагалось самоуправления: общественное (в городах и селах), волостное, уездное и областное, представленное лестнице и сборам, которому были бы подотчетны все должностные лица, кроме судей.
На уровне городов, волостей, уездов и областей избирались думы а из их состава - управы.
К третьей ветви власти - судебной, кроме Верховного суда, входили судебные палаты областных, уездных и городских дум. Статус судей определялся законом. Члены Верховного суда назначались главой государства довічно. им предстояло иметь высшее юридическое образование и практику работы в судебных палатах.
Принцип федерализма был основополагающим во взглядах М. Драгоманова. Политической форме организации общественной жизни должна быть федерация, состоящая из самоуправляющихся общин. Украина также должна быть федеративным образованием, которое состоит из 20 земель и в свою очередь входить в построенной на федеративных началах России. Лучшая форма политической жизни - ассоциация гармонично развитых личностей в Украине - «громадовская социализм», «громадовская труд», которые «должны иметь украинскую одежду». Самоуправление является основой основ движения к полной справедливости, к социализму, к главной цели - «возвращение украинской нации к семье культурных наций».
Не отрицая революционных методов в борьбе с самодержавием и переходе к новому общественному строю, Г. Драгоманов отдавал предпочтение эволюционному развитию общества. Осуществление социалистического идеала возможно только в определенной постепенности и за высокого развития масс, а потому и достигнет более с помощью умственной пропаганды, чем кровавых восстаний.
Рассматривая политическую мысль в Украине во второй половине XIX ст., нельзя не вспомнить Сергея Подолинского (1850-1891), одного из первых популяризаторов экономического учения Карла Маркса в Украине. С. Подолинский был лично знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом, поддерживал с ними переписку, но марксистом не стал, считая их учение неприемлемым для условий России. Идеал Сергея Подолинского - общество, в котором народ сам будет управлять всеми экономическими и культурными делами, организовывать выборную администрацию уездов, волостей, руководящие федеральные органы, создавать народные суды, «общественное казачество» (полицию), к которой будет причастен каждый гражданин, годный к военной службе.
По проекту С. Подолинского, Украина будущего должна быть сначала демократической республикой добровольно объединенных общин, а потом стать членом всенародной свободной союза - международной федерации. В отличие от М. Драгоманова, который выступал за эволюционный переход к социализму, С. Подолинский средством такого перехода считал революцию в форме вооруженного восстания: в Западной Европе - пролетариата при поддержке крестьянства, а в Восточной - крестьянства при поддержке беднейшего городского населения.
Политические взгляды Ивана Франко (1856-1916) - выдающегося украинского писателя, публициста, общественно-политического деятеля, автора около трех тысяч произведений, следует анализировать в контексте тогдашней исторической обстановки и обострения борьбы трудового крестьянства и рабочих Западной Украины против социального гнета.
Политические взгляды И. Франко эволюционировали от громадовского социализма и увлечение марксизмом к позициям национальной демократии и критики марксизма. В начале общественно-политической деятельности И. Франко увлекался марксизмом, прежде всего экономическим учением Маркса (перевел 24 раздел первого тома «Капитала» на русском языке), с марксистских позиций анализировал тогдашний капитализм в статьях «Кто есть рабочий?», «На кого работаем?», «О социализме» и др.
И. Франко негативно относился к идеям диктатуры пролетариата, «государственного социализма», жесткой централизации всей общественной жизни, хотя в закономерности и неизбежности замены капиталистического строя социалистическим был твердо убежден. Относительно социализма, то его признаками, по мнению И. Франка, должны быть: содружество людей труда; отсутствие государства как силы принуждения, давления сверху на народ. Будущее общество - это подлинное народовластие, а не формальная демократия. Не отвергая радикальных методов коренной перестройки общества, Франко все больше склонялся к мысли, что идеалы рабочих следует осуществлять по принципу: «Без насилия и кровавых потрясений». По мнению И. Франко, государство в привычном смысле слова за социализма исчезнет. Что же заменит государство при социализме? Государство и политику заменит деятельность самих общин. Там государства в нынешнем понимании не будет, ибо над народом не будет управы сверху, но сам народ снизу (т.е. от общин) управляет сам собой, работает сам на себя, сам образується и сам обороняется.
Отношения между гражданами, объединениями и народами основываются на громадівсько-федеративном принципе, который по своему содержанию предусматривает федерацию при сохранении наиболее полной автономии личности, общества, народа. Самостоятельность, утверждал И. Франко, отнюдь не означает полного отделения Украины от России. Самостоятельность возможна в союзе с Россией, если последняя вступит в федеративной структуры. Для И. Франко будущая Украина - это развитая, высококультурная нация Европы. Писатель отстаивал идею объединения славянских наций в единую федерацию и даже оформление всемирной федерации.
Рассматривая в широком плане прогресс человечества, мыслитель писал: «Прогресс целого человечества - это огромная и очень сложная машина. Как в целой природе, так и в развитии человечества рулю держать два могучие кондукторы... голод и любовь. Голод - это материальные и духовные потребности человека, а любовь - это чувство, что зроджує мужа с другими людьми».
Всю свою жизнь И. Франко, говоря его словами, отдал труда для постижения великого идеала социальной справедливости на почве гуманного чувства. Речь идет о идеал свободы, которому автор бессмертной поэмы «Моисей» самоотверженно служил вплоть до смерти: социальная свобода людей труда, национальная свобода украинцев, личностная свобода каждого человека.