Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

4. Политические идеи Кирилло-Мефодиевского общества

В конце 1845 - начале 1846 г. в Украине возникла тайная политическая организация - Кирилло-Мефодиевское общество. Оно называлось именем основателей славянской письменности братьев Кирилла и Мефодия (жили в IX ст.). Инициаторами создания общества были Николай Костомаров, Николай Гулак, Василий Белозерский. Позже к нему присоединились Пантелеймон Кулиш, Огіанас Маркевич, Тарас Шевченко, Георгий Андрузский, Александр Навроцкий и др.

Кирилло-Мефодиевское общество ставило целью объединение всех славянских народов в федерацию. Его политическую программу изложены в «Книге бытия украинского народа» М. Костомарова и в «Уставе Славянского общества Св. Кирилла и Мефодия». Главными задачами члены общества считали: ликвидацию самодержавия, отмена сословий и крепостного права; освобождение славянских народов и объединения их в федеральную республику с парламентским строем, предоставлением каждому народу автономии; введение общего образования народов и т.д. Программные положения развивали республиканские традиции декабристов. Члены общества стремились раскрыть политический идеал, осуществление которого принесло бы прежде всего свободу Украине. Для этого надо хорошо осознать и осмыслить прошлое и настоящее.

Обессиленная в постоянной борьбе с Польшей, потеряв всякую надежду на добрососедские отношения с ней, Украина «пристала к Московии и соединилась с ней как один народ славянский с другим народом славянским». В системе отношений Украина - Польша - Московия все народы были порабощены царем и панамы, но народом - рабом был украинский, потому что он терпел гнет в самых жестоких формах. Это положение определяло его судьбу как самого верного поборника свободы, равенства и братства, а Украина выступала будителем всей Славянщины к борьбе за идеалы.

Суть славянской федерации, за М. Костомаровым, заключалась в том, чтобы каждая славянское государство - польская, литовская, украинская, белорусская, российская - была самостоятельной и чтобы у них был общий выборный орган для решения общих дел. Возглавлять как каждое отдельное государство, так и их союз в целом имели выборные лица. У всех субъектов федерации должны быть одинаковые основные законы, единая денежная единица, свобода торговли, единая центральная власть, которой принадлежит управление вооруженными силами и внешними отношениями за сохранение полной автономии каждого субъекта федерации по внутренним учреждениям, внутреннему управлению, судопроизводству и народному образованию.

Настало время, считали члены общества, объединить всех славян вокруг идеала свободы, равенства и братства в федеративную парламентскую республику с предоставлением каждому народу равных прав и широкой политической автономии.

Осуществить объединение славянских демократических государств предполагалось путем реформ, мирной пропаганды, воспитания молодежи, литературной деятельности.

В то же время Кирилло-Мефодиевское общество, его революционно-демократическое крыло (М. Гулак, А. Навроцкий, И. Посяда, их идейный наставник Т. Шевченко) своей главной задачей считало уничтожение самодержавия, ликвидации крепостного права, отмены сословий. Подверглись критике и монархи. Так, Петр И «положил сотни тысяч в каналах и на их костях построил себе столицу». Не менее критично характеризовалась Екатерина II. «А немка Екатерина, распутница всемирная, безбожниця, мужовбивця, уничтожил казачество и свободу».

Наиболее решительная и найбезкомпроміснішу позицию в Кирилло-Мефодиевском обществе занимал Тарас Шевченко. Пост отстаивал идеи народного восстания, окончательной целью которого должно быть установление демократической республики - общества с самоуправлением народа, коллегиальной формой реализации власти как гарантии от ее произвола. Решающая роль в таком обществе должна принадлежать трудящимся, что работают на своей земле.

По доносу Кирилло-Мефодиевское общество в конце марта 1847 года было разгромлено, членов его арестованы. Общество просуществовало всего 15 месяцев, о том оказало значительное влияние на развитие общественно-политической мысли и освободительной борьбы в Украине. Его деятельность получила широкий отклик в прессе стран Европы и мира.