РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
6. Украинская политическая мысль в первой половине XX в.
Первая половина, прежде всего первые десятилетия XX в., были чрезвычайно плодотворными в развитии политической мысли в Украине. В этот период окончательно сформировались и четко определились различные ее направления, главными из которых является социализм, консерватизм и национализм.
Самые известные представители социалистического направления политической мысли Украины первой половины XX вв. - Михаил Грушевский и Владимир Винниченко.
Михаил Сергеевич Грушевский (1866-1934) - историк, общественный и политический деятель, патриот своего народа - происходил из древней, известной еще с XVIII века, но бедной семьи Грушев (позже Грушевских), жила в Чигиринском уезде Киевской области. Его отец получил высшее духовное образование, но не принял рукоположение, поэтому работал учителем греко-католической гимназии в Холме. Здесь 17 сентября 1866 г. и родился Михаил.
М. Грушевский учился на историко-филологическом факультете Киевского университета (1886-1890), после окончания которого был рекомендован для работы на кафедру всеобщей истории Львовского университета, где читал курс истории Украины. В это время сблизился с И. Франком.
С 1908 г. деятельность М. Грушевского переносится в Киев. Первая мировая война застает его в Карпатах. В середине ноября 1914 г. добрался до Киева, но потерпел ареста, отбывал ссылку в Симбирске, Казани, а затем в Москве. Ссылки прервала Февральская революция.
Выбранного заочно председателем Украинской Центральной Рады М. Грушевского было вызвано телеграммой в Киев, куда он прибыл 13 марта 1917 г. Одновременно с выполнением обязанностей председателя Центральной Рады, влияние М. Грушевского на которую был полным, он пишет ряд статей и брошюр о текущие политические вопросы, в частности: «Кто такие украинцы іі чего они хотят?», «Откуда пошло украинство?», «Какой мы хотим автономии и федерации?», «Украинская Центральная Рада и ее универсалы».
Михаил Грушевский довольно подробно обрисовал главные черты того строя, к которому должны стремиться украинцы. Председатель Украинской Центральной Рады М. Грушевский, как и большинство украинских социалистов, смотрел на Украину как на страну, прежде всего крестьянскую. Для него понятие «украинство» и «крестьянство» были почти синонимами. Он считал, что в Украине другая база социальной революции, чем в России или на Западе. А значит, социальная и политическая роль крестьянства будет определяющей в Украине очень долго, а может, и всегда.
М. Грушевский считал, что надо все делать для развития различных культур в Украине, не обострять отношений ґвалтівною украинизацией, но и не уступать принципу украинской государственности и статусом украинского языка как языка государственного.
Характеризуя модель будущего общественно-политического устройства, ученый исходил из конституционных постулатов М. Драгоманова и Кирилло-Мефодиевцев, но значительно обогатил их с учетом новых достижений отечественной, российской и мировой культуры. Главными конституционными идеями ученого являются: децентрализация государства, широкая национальная или территориальная автономия. (Как утверждал Грушевский, идею полицейско-бюрократического строя надо отбросить и строить правления на широких основах самоуправления, оставляя министерской администрации только функции общего контроля, координирования и заполнения тех пробелов, которые могут оказаться в деятельности органов самоуправления), парламентское правление; разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали; четкое определение государственного характера национальных окраин, их территорий, прав и свобод человека и гражданина.
Грушевский считал, что в конфликтах народа с властью вина лежит на стороне власти, потому что интересы трудового народа - это высший закон всякой общественной организации, и когда в государстве трудовому народу нехорошо, это его право обрахуватися с ней.
Вместе с тем М. Грушевский считал себя убежденным федералистом, решительно отвергал любые обвинения в сепаратизме и национализме, но подчеркивал, что будущая Украинская государство должно строиться на основе доминантного украинского национального элемента. Особое внимание ученый уделял территориальному делению Украины. По его мнению, имеющееся деление на уезды и губернии непригоден для реализации принципов демократического самоуправления. Оптимальным вариантом должно быть образование округов с населением примерно в 1 млн. человек, способных организовать «дело санитарную, путей, сельскохозяйственную, и земельный, и промышленную и культурную».
Октябрьская социалистическая революция и практика российского большевистского правительства изменили взгляды М. Грушевского. Он перешел к идее национальной независимости и суверенитета Украины, свидетельством чего стал принятый возглавляемой им Украинской Центральной Радой 9 (22 января) 1918 года IV Универсал, провозгласивший Украину самостоятельной народной республикой. Однако и после этого ученый підгримував идею федерализма.
После поражения Центральной Рады М. Грушевский в начале 1919 года эмигрировал за границу. Жил в Праге, Берлине, Вене, Женеве. Много печатался. Издал книги по всемирной истории. В Украину вернулся в 1924 г., стал академиком АН Украины и AH СССР.
Его важнейшие труды: «История Украины-Руси» в 10 томах, 13 книгах, очерк «История украинского народа». В общем ученому принадлежит почти 1800 публикаций. В «Истории Украины-Руси» М. Грушевский изложил свое видение политической истории Украины, которую выводил из Киевской Руси за Галицко-Волынское княжество, далее - через Литовско-Русскую сутки до периода казацко-гетманских времен и Переяславского договора с Россией. Именно украинские племена, по мнению ученого, основали Киевскую державу. История же великорусская, за М. Грушевским, начинается со своего корня - Владимиро-Московского княжества.
Умер М. Грушевский после непродолжительной, но тяжелой болезни 25 ноября 1934 г. в Кисловодске, где он находился в санатории. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Важное место в украинском социалистическом движении занимает Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951). Родился В. Винниченко 28 июля 1880 г. в городе Елисаветграде Херсонской губернии в бедняцкой крестьянской семье. После окончания народной школы и гимназии. Винниченко в 1901 г. поступает на юридический факультет Киевского университета. Ведет активную политическую работу (его несколько раз арестовывают), неоднократно выезжает за границу: в Австрии, Франции, Швейцарии, Италии. Винниченко так определяет свои взгляды: «...отношу себя к группе социалистической и притом той, которая организована на основе марксизма».
Когда М. Грушевский стал Председателем Центральной Рады, то В. Винниченко возглавил ее исполнительный орган (по сути первый украинский правительство) - Генеральный Секретариат. В 1919 p., после поражения Центральной Рады, выезжает за границу, в 1920 г. на короткое время возвращается в Украину, в этом же году эмигрирует в Австрию, как оказалось, уже навсегда. Некоторое время Винниченки живут в Чехословакии, однако вскоре поселились в окрестности Берлина. В 1925 году переехали в Париж, а в 1934 г. перебрались в городок Мужен, где и встретили свои последние дни.
В труде «Возрождение нации». Винниченко дает политическую оценку событиям 1918-1919 гг.: «Моя цель - перейти через все этапы недавно-в прошлом, связать их, одкинути неважно и дать общественный образ этих и радостных, и болезненных времен нашей несчастной истории». По мнению В. Винниченко, возрождение украинской нации будет происходить в гармонии с ее социальным освобождением, и что левее будет политический режим Украины, то больше он будет способствовать национальному возрождению украинского народа. Еще ранее в письме к Евгению Чикаленко в последние дни 1919 года пишет из Вены: «Скорее всего и легче всего может существовать такая наша государственность, которая соответствует основе нашей нации - крестьянству и рабочему классу - то есть крестьянско-рабочая государственность, другими словами - большевистская, советская». В этих словах - ключ к пониманию Винниченко-политика.
Идеал украинской демократии. Винниченко видел в федерации Российской республики и участия в ней Украины как равного с другими государственного тела. Он писал: «Вероятно, не можем отказать исторически-культурного связи, который по воле и не по воле за 300 лет пребывания Украины в составе Российского государства врос в нашу жизнь - духовное и материальное... С другой стороны... Украина не имеет таких сил, чтобы оторваться от России и не упасть в объятия какого-то сильного империалистического государства».
Однако под влиянием событий в сутки национально-освободительных соревнований происходит эволюция взглядов В. Винниченко. Чувство принадлежности господствующей национальности, пишет он, созданное веками преступного господствующего социального строя в России, в душе даже рабочего - великоросса не может исчезнуть за один - два года. А поэтому лучшей формой развития революции каждой нации есть полная государственная независимость в добровольном союзе со всеми социалистическими государствами против всемирной буржуазии.
Винниченко считал, что украинская государственность в Украине существует. Ее создал народ, вся украинская нация в процессе великого переворота жизнь в России. Да, она не самостоятельная, независимая, она освоена Россией. Но суть его, Государства, и, она живет, она хранит в себе силы, которые невнятно держат в себе идею самостоятельности и в удобное время взорвутся, чтобы осуществить ее.
В. Винниченко утверждал, что главная политическая истина, которую он познал в своей жизни, что «наша правда, наша сила - на ориентацию в нашем народе».
Когда гитлеровская Германия оккупировала Францию, Владимиру Винниченко предложили возглавить «украинское правительство». Но он отказался, не желая быть марионеткой в руках гитлеровцев, и поплатился за это несколькими неделями концентрационного лагеря.
После войны, вплоть до самой смерти, Винниченко пытался покинуть Европу и переехать в Америку. Винниченко мечтал, что в Америке он сможет воплотить в жизнь свой «конкордизм», философию счастья, что представлялось ему как универсальное учение - его предстоит проповедовать, а изложенных в нем правил - строго соблюдать.
На склоне жизни Владимир Винниченко писал, что он никому не признается, что когда-то был председателем украинского революционного правительства. «Причиной этого является стыд за украинскую нацию и за себя: никто здесь не в состоянии понимать, как могут культурные члены украинской нации, хотя бы в эмиграции, объяснить тот факт, что ее «великий писатель и первый глава возрожденного государства вынужден жить так, как он живет».
Самым влиятельным представителем украинского консерватизма и одновременно самым оригинальным украинским политическим мыслителем после М. Драгоманова считается Вячеслав Липинский (1882-1931). В. Липинский родился в селе Загуренець Владимирского уезда на Волыни. Его семья принадлежала к земельной шляхты роду Мазовецких. Закончив Первую Киевскую гимназию, служил в российском войске. Потом поступил в университет в Кракове, где изучал агрономию, а позже - историю на философском факультете. Историю и социологию продолжал изучать в Женевском университете. Во время Первой мировой войны служил офицером в российской армии. В 1918-1919 гг. был послом Гетманского правительства и УНР в Вене. С июня 1919 г. В. Липинский находился в эмиграции в Австрии.
В. Липинскому принадлежат многочисленные исторические и политологические труды, в частности: «Шляхта на Украине», «Из событий па Украине», «Украина на переломе». В классическом политологическом произведении - «Письмах к братьям - хлеборобам» - обобщены опыт и философия истории Украины-Руси в течение тысячелетнего периода ее существования, предлагаются логическая схема и теория государственности.
В то время, когда все политические деятели были федералистами и социалистами, В. Липинский выступил как самостийник и монархист. Он остро переживал несоответствие своего мировоззрения модным на то время политическим идеям. Дважды за жизнь. Липинский менял свои взгляды: один раз в сторону демократии (перед Первой мировой войной), второй раз - в пользу конституционной монархии (в конце жизни).
Политическая концепция В. Липинского строится на анализе опыта государственного гетьмансько-казацких времен и высокой этнической культуры земледельческого сообщества. Идеал государственности видится в преемственной монархии, возглавляемой гетманом. Истоки украинской государственности Липинский выводил из деятельности Богдана Хмельницкого. Общественный строй, за В. Липинским, должен быть такой: сильная власть сосредотачивается в руках одного лица, которая возглавляла бы государственную оборону и через кабинет министров и государственную администрацию. Ее власть ограничивается двумя законодательными палатами: ниже - съезд Советов отдельных земель, что представляет интересы территорий, высшее - трудовая Совет, государственная представляет интересы труда.
В. Липинский выступал за установление правовой монархии в традиционной форме гетманата. Такой государственный строй коренным образом отличается и от московской централизации, которая опирается на ничем не ограниченную власть монарха и террор, и от польской монархии, где король всегда был марионеткой шляхты.
В. Липинский отмечал, что географическое положение Украины, общее историческое прошлое, общие экономические интересы требуют, чтобы мы, как совершенно отдельное и суверенное Украинское национальное государство, образовали тесный военный и экономический союз с Россией и Беларусью и совместно с ними искали себе союзников в Европе.
Одно из определяющих положений концепции В. Липинского заключается в том, что государство можно строить по инициативе ведущего слоя или аристократии. Это идентично понятию «элита», которым исследователь не пользовался. Именно эта прослойка способна повести за собой пассивное большинство. Без теоретического и практического решения этой проблемы даже лучшие ориентации не помогут стать нацией и государством, утверждал Липинский. Проводники нации должны иметь материальную силу, большую, чем любая другая группа в нации. Так же «на штыки можно опереться, но на них нельзя сидеть», то вторым необходимым условием успешной деятельности элиты является ее моральный авторитет и законное основание существования в глазах своей нации.
По В. Липинским, только собственное государство, построенное украинской нацией на своей этнической территории, спасет ее от экономического распада и кровавой анархии. Главная ориентация В. Липипського: никто нам не построит государство, если сами себе не построим, и никто из нас не сделает нацию, если мы сами нацией не хотим быть.
Идея независимой украинской государственности была центральной не только в представителей консервативного направления украинской политической мысли. Значительное внимание обоснованию этой идеи уделяли также идеологи националистического направления, самым известным представителем которого является Дмитрий Донцов (1883-1973).
Биография Дмитрия Донцова читается как интересный роман. В 12 лет он остался без родителей. Благодаря деду закончил в Мелитополе реальное училище, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В столице Российской империи Донцов принимал активное участие в жизни украинской студенческой общины, стал членом УСДРП, в 1905 году - в самый разгар Первой революции - его арестовали и перевели в Лукьяновскую тюрьму в Киеве.
В 1908 году Донцов эмигрировал в Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской империи. Именно там началась его эволюция - от марксизма к национализму: «Актуальным не призыв самостоятельности - ведь мечтали когда-то наши украинцы о самостийной Украине, в единении с Россией. Актуален более реальный, более конкретный - скорее осуществим! - призыв отрыва от России, расторжение любого соединения с ней - полный политический сепаратизм». От этого тезиса Донцов не отошел ни на шаг в течение всей жизни.
В 1917 году во Львове получил степень доктора юриспруденции, в период гетманата - исполнял обязанности председателя Украинского Телеграфного Агентства в Киеве. В течение 1919-1921 гг. - шеф Украинского прессового бюро при посольстве УНР в Берне (Швейцария). С 1922 г. - во Львове занимается литературной работой. В 1939 г. эмигрировал за границу, жил в Германии, Чехословакии, Франции. В 1947 г. поселился в Канаде, где преподавал украинскую литературу в Монреальском университете.
Квинтэссенцией теоретических разработок Д. Донцова стал его произведение «Национализм» (1926 p.), где определены главные требования интегрального национализма (интегральный национализм рассматривает все без исключения явления общественной жизни через призму национальных интересов): воля к жизни, власти, экспансии; романтизм и догматизм. Романтизм - это увлечение катастрофой, что принесет новое, а догматизм «появится в сопровождении категорического приказа, безоглядного послушания».
Если Украина хочет выйти из состояния провинции, - утверждает Д. Донцов, - то она должна создать в себе, кроме воли к власти, ту большую, всеобіймаючу идею, идею постижения духовного, экономического и политического нации. Инициативная меньшинство должно подчинить себе собственный народ и принудить его к агрессии против других. Обобщающий вывод: жизнь - это борьба, в которой царит закон социального дарвинизма, или выживание найпристосованіших. Это касается и наций - более сильные нации должны победить более слабых и навязать им свой образ жизни. Неотъемлемой частью идеологии Д. Донцова было понятие «творческого насилия» (покорение толпы элитарной меньшинстве), которое эта инициативная меньшинство должно применить к несознательным.
Д. Донцов пытался идеологически обосновать свободолюбивую украинскую политику: внутреннюю (воспитания на основе западной культуры) и внешнюю (полная сепарация от России). Россиянам, доказывал Донцов, естественно присущие абсолютизм и правовой нигилизм, тогда как Украина по своей культурой, устоями в социальной и политической жизни оставалась с Европой. Д. Донцов считал, что политический сепаратизм является возможным и соответствует украинскому народу и должна направляться против российской государственности. Следует оторваться от России, избавиться от любой воссоединения с ней. Предназначение Украины - быть аванпостом защиты культуры Запада от российского влияния. В этом он усматривал смысл украинской национальной идеи.
Идеи Дмитрия Донцова имели огромное влияние на молодежь в межвоенный период (особенно в 30-е годы) и стали мировоззренческой основой для возникновения (в 1929 г.) и рост влияния Организации Украинских националистов (ОУН). Кстати, ее членом сам Донцов так никогда и не был.
В работе «Завещание борцам за освобождение», написанной в конце жизни (1949 p.), В. Винниченко выразил однозначно негативное отношение к национализму Д. Донцова, оценивая его идеологию как фашистскую, враждебную украинскому народу, как особая разновидность тоталитаризма.
Итак, в начале XX в. были попытки решить проблемы национального возрождения на почве социалистических преобразований. Наряду с этим заметны и попытки решить эту проблему с помощью монархизма и национализма.