РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 5
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ключевые термины и понятия
• Культура • Профессиональная
этика
• Этикет • Предпринимательство
• Взаимодействие • Менеджер-предприниматель
• Самоподача • Предписание
• Общения • Деловая
этика
• Мораль • Правонарушения
5.1. Культура предпринимательства
Важную роль в функционировании
предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает
высокий престиж предприятию, и способствует повышению эффективности производства,
улучшению качества продукции и услуг, а следовательно, и увеличению прибылей.
В общем смысле понятие
«культура» означает определенную совокупность материальных и духовных ценностей, которые
производит человечество в историческом процессе своего развития. В то же время культура
продуцирует способы создания этих ценностей, способы их применения и передачи.
Тем самым она выступает важнейшим критерием оценки отдельной личности.
Именно культура определяет направленность общественной, в том числе экономической,
поведения предпринимателя, заставляет его следовать этикету делового человека.
По сути, культура предпринимательства
определяет способ общения бизнесмена со своими клиентами, партнерами,
подчиненными и другими лицами в процессе осуществления собственного дела. Культура
предпринимателя отражает соответствующую совокупность правил, требований, знаний и умения
вести себя в мире бизнеса.
Таким образом, культура организации
предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности
предприятия. Любая, новая организационная структура вырабатывает свою культуру, что
определяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и является как бы
образцом, стереотипом при формировании стратегии, распределении власти, принятии
решений, при обращении персонала. Сущность культуры данной организации
выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также, в
образцах неформального обращения.
Назначение культуры предпринимательства
связано с решением двух основных проблем: выживанием в определенном
социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для
достижение поставленных целей. Однако стоит иметь в виду, что культура каждого
предприятия не является монолитным блоком. На каждом крупном предприятии есть
отделы, управления, администрация, имеющих различные субкультуры и повторяют
структуру самого предприятия. Различие предопределяется многообразием отраслей
производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок,
инновационная, административная и др. Наличие различных культур, субкультур
может привести к напряженности, столкновений. Поэтому важной задачей для любого
предприятия является сближение и интеграция различных организационных частей
предприятия, которые имеют свои субкультуры.
Необходима также интеграция культуры
предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства требует
умение так организовать его производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в
бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых рабочие были
максимально довольны работой.
Итак в зависимости от отрасли, региона,
истории предприятия, людей каждое предприятие имеет свою культуру.
Основные факторы, влияющие на
культуру предприятия: цели предприятия; основные его ценности и идеи;
принятые на предприятии стандарты и правила; действующие и неформальные каналы
коммуникаций и др. Элементы предпринимательской культуры формируются как под влиянием
опыта деятельности предприятия, так и в результате установок его лидеров.
Она социальная, потому что:
- на ее формирование влияют все
или большинство работников фирмы;
- регулирует поведение членов
коллектива;
- создается людьми;
- осознанно или неосознанно
принимается всеми рабочими;
- основывается на соблюдении
традиций;
- узнаваема; способна
меняться;
- многогранная, то есть ее не
можно постичь с помощью одного какого-либо подхода;
- осознаваемая и
неосознаваемая;
- находится в постоянном
развития.
Следует иметь в виду, что перед тем как
приступить к формированию культуры того или иного предприятия, следует твердо
осознать его основные ценности и убеждения.
Так, в компании «Форд Мотор»
ценности заключаются в трех понятиях: народ, товары, прибыль. Убеждение, что
позволяют сделать вывод, как должно функционировать предприятие, как достигается
успех, такие:
- на первом месте стоит
качество;
- постоянное совершенствование, которое
в значительной степени влияет на успех;
- посредники и поставщики -
наши партнеры;
- участие сотрудников в деле
и прибыли - наш стиль работы.
В то же время не стоит думать, что культура
предпринимательства поддается простому манипулированию. Она заключается годами,
динамичной и постоянно совершенствуется.
Формирование и развитие культуры
предпринимательской деятельности:
- во-первых, осуществляется
естественным путем, когда предприятия на основании изучения лучшего прошлого и
действительного опыта поддерживают те культурные традиции, которые являются наиболее
результативными в обеспечении поставленных целей;
- во-вторых, может целенаправленно
формироваться путем силового внедрения определенных комплексов поведения. Для совершенствования
культуры нужно изучить, как взаимодействуют отдельные ее элементы, между ними
взаимосвязь, как они влияют друг на друга. При этом необходимо
анализировать, есть ли представления о ценностях, которые принесли успех предприятию,
устарели, стоит их обновить. Изменение культуры предпринимательства происходит
согласно новых представлений о ценностях.
Исследования показывают, что такие
прежде общепризнанные ценности, как послушание, дисциплина, централизация,
иерархия, карьеризм, власть, достаток теряют свое значение. Одновременно растет
значение таких ценностей, как коллектив, ориентация на потребление,
самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на
уступки, децентрализация, предсказуемость поведения, надежность,
стабильность, профессиональные способности.
По исследованиям, проведенным в США,
пришли к выводу, что цвести и быстро растущие фирмы, имеют высокую культуру
и особый стиль, которые способствуют достижению и сохранению ведущих позиций на
мировом рынке. Основой успеха таких предприятий являются:
- четкие представления о ценности и
твердые убеждения о том, как, какими средствами достичь целей предприятия;
- партнерские отношения на всех
уровнях;
- высокая ценность профессиональной
компетентности и верность делу, стремление к высокому качеству труда;
- продвижение по службе,
зависит от результатов труда и умение брать на себя ответственность;
- гордость за собственные достижения
и успехи предприятия, желание расширить и укрепить собственные позиции, быть
первыми, господствовать на рынке.
Для таких предприятий характерна
система ценностей, принятых и одобренных всеми сотрудниками.
Под влиянием ряда факторов изменяются
представление о ценностях; на процветающих предприятиях они не исчерпываются лишь
достижением определенных производственно-экономических целей.
Стоит учесть также, что для
культуры предпринимательства главным является то, что происходит на уровне поведения.
Если уровни ценностей и поведение не совпадают, то это отрицательный результат.
Для предприятий нашей страны распространена ситуация, когда в документах, на бумаге
написано одно, а на практике - другое. Система ценностей, правила и конкретное
обращения должны быть согласованы. С этой целью, например, в США разработаны
программы, позволяющие гармонизировать представления о ценности и поведение.
Назвать культуру предприятия
слабой можно в следующих случаях, если:
- нет ясных представлений о
ценности, общие убеждения о том, каким образом достичь успеха и целей;
- цели ставятся в основном
краткосрочные;
- в целом есть представление о цели и
убеждения, но нет согласия по вопросам, которые в данный момент являются правильными и
важными, в результате чего возникают противоречия;
- отдельные части организации не
могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;
- руководители ничего не делают
для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.
В процессе предпринимательской деятельности
отдельному человеку или группе людей приходится принимать решения по определенным вопросам. При
этом на принятое решение человека влияет характер решаемых задач, и
культура делового общения, что соответствует общей культуре предпринимательской
деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, которые являются
важным средством повышения его эффективности, а именно:
- первое правило корректной
поведения делового человека - это соблюдение норм обращения, приветствия и
знакомства. В частности, при деловой встрече с незнакомыми людьми надо
представиться самому или через лицо, устроила встречу. Если вы гость, то
стоит представиться первом. И конечно, перед тем как познакомить кого-то,
следует удостовериться, что обе стороны желают знакомства.
- второе - субординация в деловых
отношениях. Как известно, управленческие отношения носят иерархический характер. Это
означает, что некорректно отдавать любые служебные распоряжения исполнителю,
если его работу должен координировать ваш подчиненный управленец.
- третье - организация деловых
контактов. Например, приглашая сотрудника на беседу, предупредите его о
это заранее через офис-менеджера или секретаря-референта. Это даст ему
подготовить необходимые материалы, расчеты, сформулировать собственные предложения.
Существуют и общие правила этикета,
согласования, взаимодействия и самоподачі.
Правила этикета определяют порядок,
средства к которым обращаются при общении, выбор общения и т. д. Каждая
деталь этих правил, а их существует много, зависит от умения держаться за столом и
одеваться этикета, приветствие и прощание, которое отработано и выверено годами.
Выполнение правил этикета является обязательным, поскольку лицо, нарушила их,
теряет статус полноправного участника общения. Например, один из значительных
отечественных предпринимателей появился на переговоры с представителями итальянской
фирмы в белых ботинках, чем очень шокировал их, поскольку, в Италии это является плохим
тоном. Такой поступок может составить ложное представление о том, что предприниматель - один
из нуворишей, и, возможно, это его первые серьезные деловые переговоры. Следовательно, как
быстро он разбогател, так же быстро может разориться и иметь дело с ним
опасно.
Особое место в деловом этикете
занимает умение проводить деловые беседы, придерживаться делового протокола. Так,
предприниматель, который ведет беседу, выглядит значительно привлекательнее, если
придерживается в своем поведении таких правил:
- высказывается кратко и по сути,
четко излагая свои мысли;
- опирается на факты,
обосновывая собственную позицию;
- не увлекается деталями, но
помнит, что своевременно и уместно приведенная деталь может укрепить достоверность
вашей позиции;
- избегает конфронтации, ищет
пути решения сложной проблемы.
Не менее важно соблюдать
делового протокола, то есть порядка
проведение
деловых встреч, которые должны быть тщательно подготовлены.
Правила согласования взаимодействия
предполагают, например, что вступая в деловую беседу, необходимо соблюдать
таких требований:
- высказываться не больше и не
меньше, чем требуется в данный момент;
- не отклоняться от темы;
- выражаться четко.
Правила самоподачі связанные с
индивидуальным успехом участников.
Техника общения - совокупность
средств (приемов), используемых людьми для достижения желаемого эффекта в
общении. Эти средства бывают словесные (вербальные) и несловесные (невербальные),
в том числе: мимика, позы, жесты, тон, контакт глаз, интонация речи, а
также пространственно-временная организация.
Ряд специалистов в сфере коммуникации
отмечают, что владение невербальными приемами более желаемое и эффективнее.
Исследования показывают, что невербальные реакции меньше контролируются сознанием,
чем словесные выражения.
Технику общения принято
распределять на технику поведения и технику слушания.
Критерием коммуникабельности является умение
слушать и задавать вопросы, поскольку в процессе слушания решаются две
важнейшие функции: восприятие информации и осуществление обратной связи,
то есть передача докладчику информации о том, как воспринимается его речь и
обращения. Исследования показали, что умеют выслушать собеседника спокойно и
целенаправленно не более чем 10 % людей.
Умение задавать вопросы - это
искусство. Множество конфликтов и недоразумений может возникнуть в результате не
заданных своевременно вопросам. Отказаться путем вопросов выяснить намерения
собеседника означает открыть путь догадками умозрительным построениям, далеко не
всегда достоверным.
В процессе контакта важную роль
играют проявление эмоций, манеры и жесты партнеров. Понимание жестов позволяет
точнее определить позицию собеседника, может предупредить о том, как изменить
свое поведение, чтобы достичь нужной цели. Для повышения компетенции
необходимо осваивать язык жестов, поскольку поведение, мимика, жесты не одинаковые
в разных этнических групп, народов. Так, «ноль», образованный большим и указательным
пальцем, американец воспринимает как «все нормально», в Японии он означает «деньги»,
а в Португалии считается неприличным. На Ближнем Востоке не принято подавать
деньги, подарки, еду левой рукой, потому что в исламе она считается нечистой.
Эффективность общения зависит
от его пространственно-временной организации. Так, следует считаться с местом
(служебное помещение, общественное, личное) и времени (рабочий, свободный), где
происходит беседа. Важным элементом установления контакта является также
учета расстояния между собеседниками. Так, установлено, что жители США
обычно разговаривают стоя на расстоянии не ближе 60 см друг от друга, а
латиноамериканцы - почти вплотную. Жители США обычно работают в крупных
помещениях, при открытых дверях. Так, небоскреб фонда Форда построен из
стекла и просматривается насквозь. Немцы же считают открытую дверь высшим степенью
беспорядка.