Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.2. Правовое регулирование защиты
коммерческой
тайны за рубежом
РОССИЯ
Институт коммерческой тайны хорошо
развит и защищен в современном российском законодательстве. Законодательство
Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ от
29 июля 2004 г. “О коммерческой тайне”, других федеральных законов.
Нормативное определение понятия
“коммерческая тайна” содержится в ст. Из Федерального закона “О коммерческой
тайне”, согласно которой коммерческая тайна - конфиденциальность информации,
позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы,
избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ,
услуг или получить иную коммерческую выгоду. Действие данного Закона не распространяется на
сведения, составляющие государственную тайну, по отношению к которой
применяется законодательство РФ
о государственной тайне.
Права обладателя информации,
составляет коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении
такой информации режима коммерческой тайны, т.е. правовых, организационных,
технических и других мер по охране ее конфиденциальности. Режим коммерческой
тайны не может быть установлен субъектами предпринимательства, в соответствии со ст. 5
данного Федерального закона, в отношении сведений:
1) содержащиеся в
учредительных документах, а также документах, подтверждающих внесение записей
о юридических и физических лицах предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащиеся в
разрешительных документах на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества
государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных учреждений и по
использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении
окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическую
и радиационную ситуацию, безопасности пищевых продуктов и другие факторы, которые
негативно влияют на безопасное функционирование производственных объектов, безопасности
каждого гражданина и населения в целом;
5) о численности,
состав работников, системы оплаты труда, условия труда, охрану труда, показатели
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии вакансий;
6) о задолженности
по заработной плате или других социальных выплатах;
7) о нарушениях
законодательства РФ
и факты привлечения к
ответственности за совершение правонарушений;
8) об условиях
конкурсов или аукционов по приватизации государственной или муниципальной
(коммунальной) собственности;
9) размер и
структура доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, об их
расходах, о численности и оплате труда их работников, об использовании
безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;
10) о перечне лиц,
которые имеют право действовать без доверенности от имени юридических лиц;
11) обязательность на
раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена
другими федеральными законами.
Федеральный закон “О коммерческой
тайне” регулирует вопросы коммерческой тайны в рамках трудовых отношений,
гражданско-правовых отношений, отношений с органами государственной власти, местного
самоуправления, при исполнении государственных контрактов для государственных нужд,
устанавливает перечень мер по охране конфиденциальности информации, которые должны
быть применены ее владельцем, а также предусматривает ответственность за нарушение
данного Федерального закона.
Владелец информации, составляющей
коммерческую тайну, имеет не только права, определенные законом, но и обязанность
предоставлять данную информацию государственным органам власти, органам местного
самоуправления, а в случае непредоставления или препятствование в получении такой
информации несет ответственность в соответствии со ст. 15 Федерального закона.
Новым положением в данном Законе есть
также обязанность работника, который находился в трудовых отношениях с собственником
коммерческой тайне и которому такая информация стала известна в связи с
исполнением им трудовых обязанностей, не разглашать и не использовать
никаким противоправным образом данную информацию в течение трех лет с момента
прекращение трудовых отношений.
Органы государственной власти, местного
самоуправления, другие государственные органы обязаны создать условия, которые
обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями, а должностные лица данных органов не
имеют права разглашать или передавать информацию третьим лицам, использовать
ее в корыстных или других личных целях без согласия владельца информации,
составляет коммерческую тайну.
Нарушение данного Федерального закона
влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, законодательство РФ о
коммерческую тайну регулирует отношения, связанные с отнесением информации к
коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности
с целью обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей
коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе
государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной
конкуренции, а также определяет сведения, которые не должны принадлежать к коммерческой тайне.