Авторитаризм (от лат auctoritas - власть, влияние) - один из видов недемократических видов правления и политического режима, характеризующийся значительным сосредоточением власти в руках одного лица или определенной политической силы. А. характеризуется прежде всего такой организацией власти, при которой монопольное положение занимает исполнительная власть, которая контролирует все остальные - законодательную и судебную. С этой точки зрения этот тип власти близок к тоталитарному режиму правления, хотя и не тождественен ему. А. определяется еще и как способ государственного правления. Характерными чертами его в этом отношении являются: фактическое отсутствие разделения властей; жесткая централизация управления, которая гарантируется иерархической структурой власти - жесткой вертикали власти с верху до низу; командно-административные методы управления; назначение как принцип кадровой политики вместо избрания по конкурентным принципу; прозрачность кадровой политики, которая приводит к появлению замкнутой в себе правящей верхушки - номенклатуры или клики, как правило, отчужденных от интересов народа; мотивами государственной службы выступают не интересы общества или государства, а личная преданность лицу, что олицетворяет властную силу; реализация публичной политики характеризуется отсутствием обратных связей с общественностью; значительное ограничение гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина; отсутствие реальной многопартийности и выборов на альтернативной основе; практическое отсутствие влиятельной оппозиции, которая по сути сводится к инакомыслия или диссидентских проявлений; подконтрольность средств массовой информации. Политической опорой, на которой держится А. режим, выступает армия и другие силовые структуры. В частности, чрезмерную роль играют спецслужбы, деятельность которых не контролируется обществом. По сути А. - это разновидность репрессивной системы политического правления, при которой политическая целесообразность всегда берет верх над правом и законностью.
В отличие от тоталитаризма, как крайней формы административно-командного типа власти и ее концентрации в одних руках, А. является более мягкой формой недемократического правления. Последний при определенных условиях допускает разделение властей, наличие профсоюзов и даже многопартийность и, хотя и подконтрольные, но выборы в представительные органы власти.
Поэтому при определенных обстоятельствах А. может рассматриваться как промежуточное звено при переходе от тоталитаризма к демократии, поскольку дает возможность сохранить управляемость общественно-политическими процессами в трансформационный период, когда обостряется политическая борьба, усиливается участие масс в политике и т.д.
Сам по себе А. не существует в "чистом" виде, а является характеристикой определенных форм правления. К таким формам относятся: монархические, диктаторские, военные и другие режимы авторитарной власти. А. в настоящее время является достаточно распространенной моделью власти для стран так называемого третьего мира и стран посттоталитарного этапа развития. Причинами такой популярности А. можно считать социально-экономические трудности, отсутствие демократической политической культуры; неразвитость принципов гражданского общества; способность демократической власти обеспечить общественный порядок; возможность маневрирования ресурсами и т.д. Такие черты А. считаются достаточно эффективными при осуществлении радикальных экономических, социальных и политических реформ.
Лебедева Есть. Авторитаризм в Африке: типология, эволюция, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. - 1990,- №4; Мясников А. Авторитаризм // Вече. -1994. - № 4; Якушик В. М. Разновидности политических режимов // Вече. - 1995. - № 9.
Л. Шкляр