Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 75
Тема. Правила употребления знака мягчения
Цель:
· обучающая: углубить знания учащихся об употреблении знака мягчения; формировать обще познавательные умение находить слова с этой орфограмою в текстах; совершенствовать орфоэпические умения;
· развивающая: развивать речевые навыки, память, внимание, развивать аналитические умения;
· воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию украинцев; стимулировать заинтересованность народными промыслами.
Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис, пунктуация.
Межпредметные связи: язык, литература, культура.
Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Проверка домашнего задания (выборочно)
Предупредительный диктант
1. Смеется солнце с небосвода, куда облачка на лошадях мчатся. 2. Ударь словом так, чтобы аж зазвенело медью (П. Тычина). 3. Любите книгу - источник знаний (Максим Горький). 4. Около дышала холодной сыростью река, хоть ее не видно было в темноте (Г. Коцюбинский).
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Лингвистический анализ
► Прочитайте выразительно текст. Дайте ему название.
► Определите стиль и тип речи текста.
Пчеловодство относится к числу древнейших занятий украинцев. О распространенности его свидетельствуют сохранившиеся по сей день древние названия сел и рек: Мединівка, Бортники, Уборть.
На территории Киевской Руси пчеловодство как промысел прослеживается с X в. нашей эры. Мед и воск всегда широко использовались как продукты питания, а также служили оброком при сборе дани.
«Трудолюбивый, как пчела»,- говорят о человеке, который любит и умеет работать. И то не зря, ибо именно не первые на планете (за 56 миллионов лет до появления первобытного человека) умели жить семьями (роями), строили себе жилье из воска.
Человек всегда уважала медоносных пчел, но не всегда умела ухаживать их. Натолкнувшись на гнездо, она разрушала его и забирала весь мед, не оставляя хозяевам на еду, и пчелы погибали от холода и голода. Со временем люди поняли, что можно селить пчелиные семьи по несколько в одном месте. Для этого рубили дерево, выпиливали часть ствола с дуплом, и привязывали эти природные ульи (их называли борти, колоды, дуплянки) высоко на деревьях. Позже человек «опустила» гнезда на землю. В лесу вырубали участок, ставили ульи на пне, а участок обкладывали со всех сторон срубленными деревьями. Эти самодельные поляны звались посіками, то есть местом, где изрублено (иссечено). От посіки и пошло слово «пасека». Там, где лесов не было, пчел держали в сапетах - ульях из соломы, обмазанных снаружи и изнутри глиной (3 журнала).
► Найдите в тексте слова со знаком смягчения. Выпишите их в таблицу в соответствии с правилами написания. Подберите примеры к правилам, на которые нет слов в тексте.
► Объясните правописание выделенных слов.
► Что вы знаете о полезных свойствах меда?
► Выясните лексическое значение слова оброк.
Знак смягчения
Ставим |
Примеры |
После мягких согласных д, т, з, с, ц, л, н, дз (Где Ты Съешь Эти Ли Ны) |
|
1) в конце слова |
|
2) перед следующим твердым согласным:
Но! После л перед буквами, которые обозначают мягкие согласные |
|
3) перед о |
|
4) после г перед е в словах трех, четырех, Горький |
|
5) перед-ся |
|
6) в сочетаниях-льц-, -льк-, ньц-, -ньч-, -сьч-, образованных от-льк-, -ньк-, -ск- |
|
7) перед я, ю, есть, что обозначают два звука, и й, е в словах иноязычного происхождения |
|
Исследования-анализ. Словарный диктант
► Запишите слова. Объясните написание или отсутствие знака смягчения в словах.
Медь, гость, сталь, дядя, сегодня, трех, ткацкий, войско, узкий, запорожский, резкий, робкий, легко скользящий, гарцующий, плоский, пальцы, маленькая, тонюсінький, делает, делается.
Резать - резьба - резать, Умань - Уманщина, проскользнуть - скользкий, близко - близко - близнецы, человек - человеческий, низина - низкий, узкий - узкий - узость, мамочка - мамочке - неньчин.
Харьков, Горький, секретарь, дуб, степь, кровь, верфь, нож, ночь, дождь, кончик меньше союзе, крестьянство, юношество, дворец.
► Выясните по толковому словарю слово лихой.
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Игра «Поймай слово»
Инструкция: учащиеся хлопают в ладоши, когда учитель называет слово со знаком мягчения.
Маленький, маленький, казацкий, ветерок, венца, пчелке, резчик, нянчить, спальня, Наташин, сегодня, тусклый, радость, смех, камешек, делается.
Выполнение тестового задания
► Определите строку, в которой во всех словах на месте пропусков пишем знак смягчения.
1) Т..охать, брен..кот, польз..ю, спал..ня, промін..чик.
2) Рез..бяр, с..міх, тонєн..кий, багац..ко, на сосонц..и.
3) Льнокомбинат, пасивніс..ть, по-француз..кому, с..только.
4) їдал..ня, д..оготь, кругов..это состояние..то, возноситесь, людскіс..ть.
VI. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
► Можете ли вы с уверенностью сказать, что никогда не припуститесь ошибок в написании слов с орфограмою «Знак смягчения»?
► Что нового вы узнали на уроке?
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: напишите сообщение в научном стиле о полезных свойствах меда.