Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок № 19

Тема: Звязне речи. Особенности описания помещения. Устный выборочный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания помещения

 

Цель: повторить изученное о типах речи, объяснить особенности строения предложений описания помещения, объяснить различия между научным и художественным описанием помещения; повправляти в устном выборочном переводе описания помещения по коллективно составленному плану; развивать звязне речи школьников, способствовать обогащению их словарного запаса.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 110.

 

III. Выполнение упражнений на закрепление.

Прочитать (прослушать). Насколько подан описание помещения помогает представить жизнь людей, которые в нем живут? На какие черты характера этих людей описание указывает? Определить стиль отрывка, свое мнение доказать.

 

В доме Мирона Чалого уютно. Чепурная, приземистая печь пристроилась в стороне, чтобы не мешать хозяевам. Печь сконструировал сам Мирон. Да и много чего было здесь не схожего с другими домами. Шкаф для посуды небольшая, под стеклом, где блестели прозрачными гранями стакана, цветастые тарелки и чашки. Как-то особенно их умела расставить там Екатерина. Отдельно, в дальнем углу, опустилась плечами к стене вторая шкаф, для одежды. Ни пола, ни лежанки не было, а стояла широкая кровать, застлене пестрым одеялом, и широкая деревянная скамья с накинутым на нее ковром. На стенах несколько картин в золоченых рамах, под стеклом. На комоде расставлены с десяток фотографий и много разного дешевого мелочи для женского обихода и украшений. Круглый удобный стол занимал свое место посередине комнаты на деревянной блестящей полу, застеленной половичками с причудливыми узорами. На окнах дрожали тонкие белые занавески. Стеклянная керосиновая лампа свисала с потолка и освещала все уголки...

Все это было бережно припасовано, чисто вытерто, занимало те места, которые и принадлежали каждой вещи. Казалось, в другом месте эта вещь и стоять не могла. Казалось, хозяйка обміркувала хорошо, куда все поставить, чтобы удобнее пользоваться, чтобы в комнате было уютнее всего.

О. Копыленко.

Словарь. Пол - традиционный для украинской хаты настил из досок, который использовался ночью как спальное место, а днем как лава.

Переписать отрывок из доски, обозначая над соответствующими словами “известное” и “новое” (буквами В и Н)1. Определить стиль отрывка, свое мнение обосновать. Что рассказал отрывок о хозяине дома?

Ступив к архирейських покоев, Игнат бросил взгляд по всей комнате. На потолке были картины со сценами сражений, а посередине, в резном кругу, голубіло изображение неба с золотыми звездами. На стенах висели в золотых рамах картины: было там и море с чайками казацкими, что нападают на турецкую галеру, и портрет Богдана Хмельницкого. По углам стояли древние мраморные статуи, скифские и древнегреческие вазы. На ковре были развешаны ятаганы, кинжалы, сабли и пистоли. Вдоль стен тянулись полки с книгами, оправленими в телячью кожу. Везде были книги, книги и книги.

Игнат сделал несколько шагов по обильно всипаній ради Зеленых праздников травой полу и сел на подсунутый ему вязаную дзиглик.

По А. Ильченко.

Для справок. Архиерей - в православной церкви высшее духовенство (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

Прочитать (прослушать). Выяснить стиль каждого из отрывков, свое мнение обосновать. Из описаний является более детальным, конкретным и беспристрастным? В каком из описаний передано отношение к помещению и вызванный им настроение? В предложениях художественного описания указать “известное” и “новое”.

На его стук женщина вознеслась лицом к оконному стеклу - узнала - сразу одімкнула двери. Михаил переступил порог. Домашнее тепло прижмется к его мкоторой волной. Лунный луч, бросив тень от крестовины окна на пол, упал на скамью, что стояла возле стены. Посередине избы стоял застеленный белой скатертинкою стол, на столе лежала накрытая вышитым полотенцем хлеб. И такое все знакомое, вечное - стол, и хлеб, и вышитое крестиком полотенце, и стук ходиків в вязкой тишине, что Михаил почувствовал, как что-то в нем расслабляется, казалось, в душе всплывает что-то холодное, тяжелое и она наливается теплінню.

За Ю. Мушкетиком.

Вариста піч всегда занимала внутренний угол дома. Под иконами вдоль боковой стены ставили стол. Возле стола размещали длинную деревьевяну лаву, а с внешней стороны маленький переносной табурет. Сбоку от стола находилась сундук. Пространство между печью и причілковою (боковой) стеной заполнялся деревянным настилом на столбиках (пол, приміст).

Из этнографического справочника.

 

ИV. Работа над устным выборочным переводом.

· Чтение учителем текста.

· Определение учащимися темы и главной мысли текста.

· Подбор учениками к тексту заголовка.

· Объяснение лексического значения слов, находятся в пассивном словаре учащихся.

(Идол - статуя, изображающая языческого бога, волхв - служитель языческого культа, волхв, волшебник, оберег, сволок - балка, поддерживающая потолок в зданиях, красный угол - угол, расположенный по диагонали от печи, полка - полка или навесной шкафчик для посуды, полывяный - указание на материал, из которого изготовлено керамическое изделие, политый особым стекловидным сплавом, плесо - широкая поверхность водоема - реки, пруда.

Подбор синонимов к словам чаша, узор, манить, нахмарені (о бровях).

На доске записать: икона Богоматери; красная поливная чаша волхва; деревянный ідолець; подставка напоминала круг луны или солнца.

· Определение учащимися объединенных в тексте типов речи. Свыяснения, какой из них главный, - дополнительный.

· Коллективное составление плана описания помещения.

Текст для перевода

Калитка была одчинена. Нестор осмотрел двор.

- Ой лишечко, человек божий! - На порог вихопилась старая женщина. - Заходи погрейся!

Нестор шагнул к дому. В лицо ударило теплым духом хлеба. Рассмотрел в напівтьмі низкий сволок, большую печь. Стол был застелен белой, вышитой на концах скатертью.

На углу висел большой поставец. На его полках не было мисок, стояла одна маленькая икона Богоматери и большая глиняная чаша. Красная, обливная, с обеих сторон двойные ручки. Странный узор чаши привлекал глаз. То были словно колоски, а может, волнистые плесо реки... Это же чаша волхва!

Рядом с чашей стоял небольшой деревянный ідолець. Длинноносый, с широким подбородком, нахмареними бровями. Руки его были сложены на груди. Ноги упирались в подставку, напоминающую круг луны или солнца. Это был древний идол Световид, которому кланялись поляны...

Над окошком висел ветвистый и словно рогатый корень. Нестор догадался, что это оберег дома.

Нестор перекрестился. В душу пахнуло чем-то далеким, забытым, но родным, что он настырно витруював из памяти столько лет. Витруював молитвами, книгами, проклятиями. И не удалось до конца уничтожить этот мир в себе. Как не удается человеку отречься от своего детства и своего рода...

- Вижу, у тебя старые боги и чародейства живут рядом с иконой, на одной полке,- сказал Нестор к старой.

- Живут, не дерутся,- спокойно проговорила она. - Пусть все помогают людям. (По Г. Иванченко, 209 сл.)

 

Ориентировочный план описания помещения

1. Теплый дух хлеба. 2. Низкий сволок, печь. 3. Стол под белой скатертью. 4. Поставец в углу. 5. Маленькая икона и большая чаша. 6. Странный узор на чаше волхва. 7. Древний идол Световида. 8. Оберег над окошком.

 

· Устный перевод учениками описания помещения по плану.

 

V. Подведение итогов урока.