Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 20

Тема. Мир профессий «человек - техника». Урок-экскурсия

 

Цель: познакомить детей с современной техникой, а также с профессиями, связанными с миром техники; развивать у детей желание создавать различные конструкции; воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки с изображением различных видов техники.

ХОД УРОКА

И. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка готовности детей к уроку

2. Беседа

- Дети, вы любите путешествовать?

- На каком транспорте?

- Отгадайте загадку, и таким образом выберите транспорт, на котором мы с вами сегодня отправимся в путешествие.

Маленький домик

По городу бежит,

Взрослые и дети

В домике сидят. (Автобус)

- А что это за нить, что тянется, а в клубок не змотаєш? (Дорога)

- Молодцы, дети, вы любите загадки и умело их отгадываете.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Дети, сегодня мы с вами отправляемся на машинный двор. Там нам покажут, и, конечно, расскажут о видах техники, о современной технике. Мы ознакомимся с профессиями, связанными с миром техники. И увидим очень много интересного и нового.

 

IV. Работа над темой урока

- Девизом нашего путешествия будет такая пословица: «Землю красит солнце, а человека - труд».

Современная техника чрезвычайно разнообразна: городской транспорт, сельскохозяйственные машины, станки, бытовые приборы. Профессий, связанных с миром техники, очень много.

Конструкторы создают новую технику, рабочие используют ее в своей работе, а наладчики ремонтируют.

Есть, дети, много видов техники. Например, пассажирский транспорт: автобус, автомобиль, самолет, катер, поезд.

• Я не ем овса, ни сена,

Дайте выпить бензина -

Всех лошадей обгоню,

Хоть кого догоню! (Автомобиль)

• Полотно, а не дорожка,

Конь бежит сороконожка. (Поезд)

- Слово «автомобиль» в переводе с греческого языка означает предмет, который движется сам. К тому времени, когда изобрели автомобиль, все транспортные средства - повозки, кареты - тянули за собой животные (лошади, волы, ослы).

- Кто из вас знает, где и кем был создан первый автомобиль? (Первый автомобиль был создан во Франции, больше чем двести лет назад. Он двигался с такой скоростью, как ходят пешеходы.)

- Колеса первых автомобилей были деревянными с металлическими обручами. А уже позже появились сплошные резиновые шины без воздуха внутри. Современные шины автомобилей - это резиновые камеры, которые наполняются воздухом.

Второй вид техники, дети,- это строительная техника, например, экскаватор, подъемный кран. Эти машины используют люди при строительстве многоэтажных домов. А экскаваторами роют в земле котлованы для будущих домов.

 

V. Физкультминутка

 

VI. Продолжение работы над темой урока

- Теперь мы познакомимся с сельскохозяйственной техникой.

- Труд в сельском хозяйстве нелегкая. Механизация труда позволяет значительно облегчить ее. Ежегодно на полях и фермах применяют все больше разных машин. В полеводстве теперь почти полностью механизированы такие операции, как: обработка почвы, внесение удобрений, посев и посадка, сбор и переработка зерновых культур. Чем больше работ в сельском хозяйстве механизировано, тем больше времени имеет сельский труженик для отдыха. Над созданием и улучшением машин для механизации работ в сельском хозяйстве работают инженеры, конструкторы и передовые механизаторы.

Для уборки зерновых культур используют комбайны. Существует много видов этих машин. Ведь, дети, нет на свете ничего ценнее, чем хлеб.

- Как называется крестьянин, который выращивает хлеб? (Хлебороб)

- Как называют сева и выращивания хлеба? (Земледелие)

А знаешь ли ты, чем пахнет хлеб,

Когда весной несколько суток

Туркоче трактор за рекой?

Хлеб пахнет человеческим трудом.

Чем пахнет хлеб, знаешь ли ты,

Как поведут твои братья

Зерном наполнены машины?

Хлеб пахнет соками земными!

- Кроме сельскохозяйственных машин существует сельскохозяйственный инвентарь: плуги, лущильники, культиваторы, бороны, вращающиеся мотыги, катки, сцепки. В сельском хозяйстве также используют посевные и посадочные машины, машины для внесения удобрений, машины для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур: опрыскиватели, обпилювачі; а также машины для скашивания зерновых и зернобобовых культур; машины для очистки и сортировки зерна и семян.

Для уборки картофеля используют картофелеуборочные комбайны и картоплекопачі. Для уборки льна - льонобралки.

Рассказ учителя сопровождается показом рисунков с изображением техники.

Правила безопасной работы возле машины

1) Одежда должна соответствовать сезону и вида работы, быть аккуратно заправленным.

2) нельзя садиться на машину и сходить с нее во время ее движения.

3) Не разрешается располагаться на отдых на участке, где работает машина, тракторный агрегат (в борозде, на траве, хлібостої).

4) нельзя раскладывать костры возле машин и оставлять машинно-тракторный агрегат без присмотра.

5) На пильных работах необходимо надеть защитные очки.

6) Перед едой и после окончания работы следует тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

 

VII. Итог урока

- Народные пословицы и поговорки поражают нас своей точностью, лаконичной формой и богатством содержания.

• Труд человека кормит, а лень - портит.

• Где хозяин хорошо делает, там и поле хорошо родит.

- Подходят ли эти пословицы к нашему уроку? Как вы их понимаете?

- К следующему уроку подготовьте такие материалы: ножницы, клей, цветная бумага, картон.