МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 19
Тема. Вода в природе и в жизни человека. Исследовательский практикум. Куда исчезает вода из лужи?
Цель: выяснить свойства воды, значение воды в природе; рассказать об изменениях состояний воды (твердое, жидкое, газообразное); исследовать, куда исчезает вода из лужи; воспитывать познавательный интерес.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
1. Упражнение «Погода»
Сегодня_______ декабря, день недели_______. На улице_______ погода. Небо_______. Осадки_______. Ветер_______.
- Как изменилась погода за эту неделю?
2. Работа над загадкой
Я и туча, и туман,
И ручей,и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
- Сегодня мы узнаем, как вода превращается в туман, или может стать кусочком льда, какое значение имеет вода в природе.
III. Вивчення нового материала
1. Состояния воды
1) Чтение сказки учителем.
Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится.
Фигуристы. Наша вещество твердая как камень, абсолютно прозрачная, на солнце блестит и искрится - душу радует.
Щука. А я люблю жидкое вещество. Она такая упругая!
Орел. Мне нравится белое вещество, как я сам. Она такая легкая! Я часто вижу ее возле своего гнезда высоко в горах.
2) Опыт (проводит учитель).
- Показали фигуристы свою любимую вещество (кусочки льда на блюдце). Показала свое щука - воду в тарелке. А Орел говорит: «У меня здесь ее нет, но сейчас будет».
На штативе располагают друг под другом: спиртовку - тарелку с водой, блюдце со льдом. Проводят наблюдения за испарением и конденсацией пара.
- Откуда на дне блюдца взялись капли воды? Почему в блюдце появилась вода? (Пара от кипящей воды поднималась вверх, а на холодном блюдце снова превращалась в воду; лед в блюдце начал от тепла таять превращался в воду.)
- Засмеялись радостно Орел, Щука и фигуристы. Оказывается, любили они одну и ту же вещество - воду, но наблюдали каждый по-разному. Они начали всем загадывать загадку: «Книзу летит капельками, а вверх - невидимками». (Вода) Мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
3) Беседа (на основе увиденного).
- Какая вода в стакане?
- Какая вода падает с облаков на землю летом? зимой?
- Какая вода испаряется из носика чайника, стоящего на огне?
- Какой бывает вода?
Ученики составляют предложения, рассказывают о состояниях воды и рассуждают: почему зимой идет снег; как доказать, что снег и лед - это замерзшая вода; что происходит с сосульками теплой солнечной погоды; почему запрещено сосать сосульки и снег.
4) Исследовательский практикум. Куда исчезает вода из лужи?
- После дождя улицы и крыши домов мокрые, везде лужи. Но появится солнце и все высыхает. Куда исчезает вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который растворяется в воздухе.)
- Что происходит с водой в реках, озерах, морях? (Она тоже испаряется.)
- Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода? (Из тарелки вода быстрее испаряется, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее происходит испарение.)
- Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, но не так быстро, как в теплую.)
- Летом на улицу вывешивают мокрое постиранное белье. Что происходит с бельем? (Она через некоторое время становится сухой.)
- Куда исчезает вода? (Она превратилась в водяной пар, испарилась.)
2. Воды на Земле много
1) Работа над загадкой.
Что такое: плывет и льется,
Время на камень карабкается,
Как нет - все усыхает,
Звери и птицы умирают? (Вода)
2) Работа с иллюстрацией.
- Если взглянуть на нашу планету из Космоса (иллюстрация), то увидим, что она голубая, ведь поверхность Земли на 3/4 покрыта водой.
3) Где именно на Земле мы можем найти воду?
- Отгадайте загадки.
• Зимой спит, а летом шумит (зимой по ней ходят, летом ездят). (Река)
• Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
• Вода бьет ключом. (Источник, ручей)
- Где еще мы видим воду? (Море, океан, ледник)
• Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Облако)
- Воды на Земле много. Она в морях и реках, она застыла в ледниках и на ветвях деревьев, она парит в воздухе. (Иней)
- Но это еще не все!
Учитель сдавливает пальцами листок растения - между пальцами появляется вода.
- Где еще можно найти воду на земле? (В растениях)
- Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода (например, помидор на 95 % состоит из воды, огурец - из 98 % воды).
В теле животных и человека тоже есть вода - 65 %. Вода есть в каждом живом существе.
Возьмите любой камень с дороги - и в нем, в его мельчайших щелях, содержится вода. Там, где есть вода, всегда есть жизнь. В тех местах, где нет или мало воды, люди роют колодцы, каналы, создают искусственные моря и водохранилища.
- Дети, мы теряем эту воду ежедневно. Как именно? (Ходим в туалет, пітніємо, выдыхаем с воздухом)
- В сутки человек таким образом теряет до 4 литров воды. Как помочь себе? (Нужно пить воду.)
3. Значение воды для животных и растений
- Что произошло бы, если бы в природе исчезла вода? (Где нет воды, там нет жизни.)
- Растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно, так.)
- Что произойдет, если не поливать комнатные растения? (Они засохнут.)
- Могут ли растения, животные и человек жить без воды? (Нет. Человек может прожить без воды 3 суток.)
- Нужна ли вода животным?
- Для чего животные используют воду?
На доске - иллюстрации: кит, рыбы, бобер, боброва хата.
- Много животных обитающих в воде. Бобер строит себе дом посреди водоема с подводным входом - это защита от хищников.
Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти нужное количество пищи.
Лягушки рождаются в воде и обитают возле нее и в ней.
Вывод. Вода необходима всем живым существам. Растения, животные и люди пьют воду, для того, чтобы постоянно обновлять ее запасы в организме. Без воды живой организм погибает. Для некоторых животных (например, рыб), вода, кроме всего, является единственным местом жизни. Без воды не могут жить растения.
4. Использование воды человеком
- С давних времен люди используют речные и морские пути для плавания и перевозки грузов. Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были водяные мельницы и машины. Теперь построены мощные гидроэлектростанции.
На доске - иллюстрация «Волна».
- Сколько силы в волны! На высоту многоэтажного дома вздымаются волны и с ревом падают вниз. Использует ли человек эту огромную силу воды? (Человек строит ГЭС и вырабатывает электроэнергию.)
- Нужна вода в промышленности (например, в бумажной). На производство одного учебника тратят 16 л (полтора ведра) воды. А сколько этих учебников в нашем классе, школе?
Человек должен поливать поля, иначе погибнут овощи и злаки. Ученые придумали, как уменьшить количество вредных газовых выбросов, образующихся в двигателе автомобиля. Это можно сделать, если использовать водородный двигатель.
Количество чистой воды на Земле уменьшается. Люди все больше используют воду для потребностей промышленности, сельского хозяйства и загрязняют ее отходами производства. Ученые придумали различные способы очистки воды.
- Сегодня утром вы все использовали воду?
- Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилья.)
- Помните: воду нужно беречь! На земном шаре уже есть территории, где воду продают, поскольку ее не хватает.
Вывод. Вода очень нужна и человеку, и растениям, и животным. Следовательно, нужно охранять, беречь ее, не загрязнять, использовать бережно.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Беседа
- В каком состоянии может находиться вода? (Жидком, газообразном, твердом)
- Что произойдет с водой в блюдце, если мы поставим ее возле горячей батареи? (Она испарится.)
- Что произойдет с водой в блюдце в морозильной камере? (Она замерзнет.)
- Что произойдет с водой, если мы вытащим блюдце из морозильной камеры? (Она снова станет жидкой.)
2. Определение вещества по его свойствам
• Непрозрачный, белый, рыхлый, безвкусный, быстро тает в тепле. (Снег)
• Непрозрачный, белый, твердый, сладкий, быстро тает в воде. (Сахар)
• Прозрачный, бесцветный, твердый, скользкий, хрупкий, в тепле тает медленно. (Лед)
• Прозрачное, бесцветное, твердое, скользкое, хрупкое, не тает. (Стекло)
3. Работа над загадками
• Какую воду можно носить в решете? (Снег)
• Сидит дед за подушками и стреляет клецками. (Град)
• «Что это? Что это? - все кричат, -
Белые мухи вон летят!» (Снег)
• Скатерть белая весь мир накрыла. (Снег)
• Зимой горой, а летом водой. (Снег)
• Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лед)
• И в огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)
• Под каким кустом прячется заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
• Без чего не бывает колодца? (Без дна)
• В какой горшок нельзя налить воду? (В полный)
• Синяя, сочная, на дереве растет,
А «с» на «с» изменить -
Большой дождь упадет. (Слива - слива)
• Если с «с» возьмешь это слово,
Большой дождь упадет внезапно.
Как только «с» на «с» заменишь,
Между фруктами меня встретишь. (Слива - слива)
4. Игра «Вставь нужные слова»
• Вода бывает в... состояниях.
• Когда холодно, вода...
• Когда кипит чайник, из его носика выходит...
• Вода... соль и сахар.
• Вода... песок, камешек, гвоздь.
• Вода нужна...
V. Итог урока
- Где встречается вода в природе?
- Могут ли жить без воды растения, животные?
- В каких трех состояниях может находиться вода?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Какие загадки запомнил?