Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 19

Тема. Вода в природе и в жизни человека. Исследовательский практикум. Куда исчезает вода из лужи?

 

Цель: выяснить свойства воды, значение воды в природе; рассказать об изменениях состояний воды (твердое, жидкое, газообразное); исследовать, куда исчезает вода из лужи; воспитывать познавательный интерес.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Сообщение темы и цели урока

1. Упражнение «Погода»

Сегодня_______ декабря, день недели_______. На улице_______ погода. Небо_______. Осадки_______. Ветер_______.

- Как изменилась погода за эту неделю?

2. Работа над загадкой

Я и туча, и туман,

И ручей,и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

- Сегодня мы узнаем, как вода превращается в туман, или может стать кусочком льда, какое значение имеет вода в природе.

 

III. Вивчення нового материала

1. Состояния воды

1) Чтение сказки учителем.

Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится.

Фигуристы. Наша вещество твердая как камень, абсолютно прозрачная, на солнце блестит и искрится - душу радует.

Щука. А я люблю жидкое вещество. Она такая упругая!

Орел. Мне нравится белое вещество, как я сам. Она такая легкая! Я часто вижу ее возле своего гнезда высоко в горах.

2) Опыт (проводит учитель).

- Показали фигуристы свою любимую вещество (кусочки льда на блюдце). Показала свое щука - воду в тарелке. А Орел говорит: «У меня здесь ее нет, но сейчас будет».

На штативе располагают друг под другом: спиртовку - тарелку с водой, блюдце со льдом. Проводят наблюдения за испарением и конденсацией пара.

- Откуда на дне блюдца взялись капли воды? Почему в блюдце появилась вода? (Пара от кипящей воды поднималась вверх, а на холодном блюдце снова превращалась в воду; лед в блюдце начал от тепла таять превращался в воду.)

- Засмеялись радостно Орел, Щука и фигуристы. Оказывается, любили они одну и ту же вещество - воду, но наблюдали каждый по-разному. Они начали всем загадывать загадку: «Книзу летит капельками, а вверх - невидимками». (Вода) Мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

3) Беседа (на основе увиденного).

- Какая вода в стакане?

- Какая вода падает с облаков на землю летом? зимой?

- Какая вода испаряется из носика чайника, стоящего на огне?

- Какой бывает вода?

Ученики составляют предложения, рассказывают о состояниях воды и рассуждают: почему зимой идет снег; как доказать, что снег и лед - это замерзшая вода; что происходит с сосульками теплой солнечной погоды; почему запрещено сосать сосульки и снег.

4) Исследовательский практикум. Куда исчезает вода из лужи?

- После дождя улицы и крыши домов мокрые, везде лужи. Но появится солнце и все высыхает. Куда исчезает вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который растворяется в воздухе.)

- Что происходит с водой в реках, озерах, морях? (Она тоже испаряется.)

- Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода? (Из тарелки вода быстрее испаряется, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее происходит испарение.)

- Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, но не так быстро, как в теплую.)

- Летом на улицу вывешивают мокрое постиранное белье. Что происходит с бельем? (Она через некоторое время становится сухой.)

- Куда исчезает вода? (Она превратилась в водяной пар, испарилась.)

2. Воды на Земле много

1) Работа над загадкой.

Что такое: плывет и льется,

Время на камень карабкается,

Как нет - все усыхает,

Звери и птицы умирают? (Вода)

2) Работа с иллюстрацией.

- Если взглянуть на нашу планету из Космоса (иллюстрация), то увидим, что она голубая, ведь поверхность Земли на 3/4 покрыта водой.

3) Где именно на Земле мы можем найти воду?

- Отгадайте загадки.

• Зимой спит, а летом шумит (зимой по ней ходят, летом ездят). (Река)

• Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

• Вода бьет ключом. (Источник, ручей)

- Где еще мы видим воду? (Море, океан, ледник)

• Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Облако)

- Воды на Земле много. Она в морях и реках, она застыла в ледниках и на ветвях деревьев, она парит в воздухе. (Иней)

- Но это еще не все!

Учитель сдавливает пальцами листок растения - между пальцами появляется вода.

- Где еще можно найти воду на земле? (В растениях)

- Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода (например, помидор на 95 % состоит из воды, огурец - из 98 % воды).

В теле животных и человека тоже есть вода - 65 %. Вода есть в каждом живом существе.

Возьмите любой камень с дороги - и в нем, в его мельчайших щелях, содержится вода. Там, где есть вода, всегда есть жизнь. В тех местах, где нет или мало воды, люди роют колодцы, каналы, создают искусственные моря и водохранилища.

- Дети, мы теряем эту воду ежедневно. Как именно? (Ходим в туалет, пітніємо, выдыхаем с воздухом)

- В сутки человек таким образом теряет до 4 литров воды. Как помочь себе? (Нужно пить воду.)

3. Значение воды для животных и растений

- Что произошло бы, если бы в природе исчезла вода? (Где нет воды, там нет жизни.)

- Растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно, так.)

- Что произойдет, если не поливать комнатные растения? (Они засохнут.)

- Могут ли растения, животные и человек жить без воды? (Нет. Человек может прожить без воды 3 суток.)

- Нужна ли вода животным?

- Для чего животные используют воду?

На доске - иллюстрации: кит, рыбы, бобер, боброва хата.

- Много животных обитающих в воде. Бобер строит себе дом посреди водоема с подводным входом - это защита от хищников.

Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти нужное количество пищи.

Лягушки рождаются в воде и обитают возле нее и в ней.

Вывод. Вода необходима всем живым существам. Растения, животные и люди пьют воду, для того, чтобы постоянно обновлять ее запасы в организме. Без воды живой организм погибает. Для некоторых животных (например, рыб), вода, кроме всего, является единственным местом жизни. Без воды не могут жить растения.

4. Использование воды человеком

- С давних времен люди используют речные и морские пути для плавания и перевозки грузов. Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были водяные мельницы и машины. Теперь построены мощные гидроэлектростанции.

На доске - иллюстрация «Волна».

- Сколько силы в волны! На высоту многоэтажного дома вздымаются волны и с ревом падают вниз. Использует ли человек эту огромную силу воды? (Человек строит ГЭС и вырабатывает электроэнергию.)

- Нужна вода в промышленности (например, в бумажной). На производство одного учебника тратят 16 л (полтора ведра) воды. А сколько этих учебников в нашем классе, школе?

Человек должен поливать поля, иначе погибнут овощи и злаки. Ученые придумали, как уменьшить количество вредных газовых выбросов, образующихся в двигателе автомобиля. Это можно сделать, если использовать водородный двигатель.

Количество чистой воды на Земле уменьшается. Люди все больше используют воду для потребностей промышленности, сельского хозяйства и загрязняют ее отходами производства. Ученые придумали различные способы очистки воды.

- Сегодня утром вы все использовали воду?

- Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилья.)

- Помните: воду нужно беречь! На земном шаре уже есть территории, где воду продают, поскольку ее не хватает.

Вывод. Вода очень нужна и человеку, и растениям, и животным. Следовательно, нужно охранять, беречь ее, не загрязнять, использовать бережно.

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Беседа

- В каком состоянии может находиться вода? (Жидком, газообразном, твердом)

- Что произойдет с водой в блюдце, если мы поставим ее возле горячей батареи? (Она испарится.)

- Что произойдет с водой в блюдце в морозильной камере? (Она замерзнет.)

- Что произойдет с водой, если мы вытащим блюдце из морозильной камеры? (Она снова станет жидкой.)

2. Определение вещества по его свойствам

• Непрозрачный, белый, рыхлый, безвкусный, быстро тает в тепле. (Снег)

• Непрозрачный, белый, твердый, сладкий, быстро тает в воде. (Сахар)

• Прозрачный, бесцветный, твердый, скользкий, хрупкий, в тепле тает медленно. (Лед)

• Прозрачное, бесцветное, твердое, скользкое, хрупкое, не тает. (Стекло)

3. Работа над загадками

• Какую воду можно носить в решете? (Снег)

• Сидит дед за подушками и стреляет клецками. (Град)

• «Что это? Что это? - все кричат, -

Белые мухи вон летят!» (Снег)

• Скатерть белая весь мир накрыла. (Снег)

• Зимой горой, а летом водой. (Снег)

• Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лед)

• И в огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)

• Под каким кустом прячется заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)

• Без чего не бывает колодца? (Без дна)

• В какой горшок нельзя налить воду? (В полный)

• Синяя, сочная, на дереве растет,

А «с» на «с» изменить -

Большой дождь упадет. (Слива - слива)

• Если с «с» возьмешь это слово,

Большой дождь упадет внезапно.

Как только «с» на «с» заменишь,

Между фруктами меня встретишь. (Слива - слива)

4. Игра «Вставь нужные слова»

• Вода бывает в... состояниях.

• Когда холодно, вода...

• Когда кипит чайник, из его носика выходит...

• Вода... соль и сахар.

• Вода... песок, камешек, гвоздь.

• Вода нужна...

 

V. Итог урока

- Где встречается вода в природе?

- Могут ли жить без воды растения, животные?

- В каких трех состояниях может находиться вода?

- Какие свойства воды вы знаете?

- Какие загадки запомнил?