Урок 19. Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца. Солнечные и лунные затмения
Цель: углубить систему знаний учащихся о Вселенной путем изучения видов движения Земли и связанных с этим явлений; ознакомить учащихся со строением и назначением прибора телурій и научить их проводить опыты с использованием этого прибора; сформировать у учащихся первичные навыки исследовательской работы.
Оборудование: телурій, учебники и атласы.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель делит класс на четыре группы.
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Как со временем менялось представление о форме Земли?
2. Какие представления были у древних славян?
3. Какую форму имеет Земля?
4. Назовите размеры земного шара.
5. Как соотносятся размеры Земли и Луны?
6. К какому типу небесных тел принадлежит Луна?
7. Почему на поверхности Луны много кратеров?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Что является причиной смены дня и ночи? От чего зависит продолжительность дня и ночи? Почему происходит смена времен года? Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, сегодня на уроке мы рассмотрим виды движений Земли в Солнечной системе и их последствия. В этой работе нам поможет специальный прибор телурій.
IV. Изучение нового материала
1. Нам, жителям Земли, кажется, что Солнце и весь небосвод движется - с востока на запад. Но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси с запада на восток, или против часовой стрелки, если смотреть на Землю сверху, со стороны Северного полюса. Безусловно, причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. Поворот на 360° Земля совершает за 23 часа. 56 мин. 4 с, но для удобства считают, что в сутках 24 часа.
2. Беседа
♦ Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси?
♦ Можем ли мы объяснить изменение продолжительности дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси?
♦ Можно вращением Земли вокруг своей оси объяснить смену времен года?
3. Не все явления и процессы, возникающие на Земле, обусловлены ее вращением вокруг своей оси. Следовательно, нам необходимо рассмотреть другой вид движения Земли вокруг Солнца. Полный оборот вокруг звезды наша планета совершает за 365 суток 5 часов. 48 мин. 48 с. Что же удерживает Землю на определенном расстоянии от Солнца и заставляет вращаться нашу планету по одной и той же орбите вокруг звезды из года в год уже на протяжении нескольких миллиардов лет?
Сила притяжения Солнца постоянно удерживает Землю, заставляя ее двигаться определенным путем. Правда, путь, или орбита Земли,- это не совсем круг. Великий немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630) открыл, что все планеты Солнечной системы, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца по удлиненными орбитами - еліпсами, в одном из фокусов которого находится Солнце. Поэтому расстояние от Земли до Солнца в течение года меняется.
А теперь с помощью телурія проследим путь Земли вокруг Солнца. На приборе установим модель Земли на отметке «день весеннего равноденствия» - 21 марта. Граница света и тени проходит одновременно через оба полюса. А теперь вернем модель Земли вокруг оси.
Вопрос. Сместился границу света и тени? Что из этого следует?
Теперь проведем такой опыт. Встромимо булавку перпендикулярно к поверхности глобуса в экватор таким образом, чтобы верхушка шпильки была повернута прямо к модели Солнца.
Вопрос. Падает тень от булавки? Что из этого следует?
Вокруг модели Солнца против часовой стрелки вращаем модель Земли и останавливаем ее на отметке «день летнего солнцестояния» - 22 июня.
Вопрос. Как освещенные Солнцем Северная и Южная полушарии? Где будет находиться Солнце в зените?
Продолжим вращения Земли до отметки «день зимнего солнцестояния» - 22 декабря.
Вопрос. Как освещенные Солнцем Северная и Южная полушарии? Где будет находиться Солнце в зените?
Пройдя на телурії еще четверть пути, модель Земли возвращается в исходное положение.
Теперь проведем еще один интересный опыт: расположим ось глобуса перпендикулярно к плоскости его орбиты и проведем модель нашей планеты вокруг модели Солнца.
Вопрос. Что вы заметили? Можете ли вы сейчас сказать, от чего зависит продолжительность дня и ночи? А что является причиной смены времен года?
4. Работа в четырех группах
Исследуя закономерности движения Земли, дайте ответ на следующие вопросы:
1 группа. Какова продолжительность дня и ночи на Северном и Южном полюсах? на экваторе? в нашем городе (селе)?
2 группа. В каких точках земного шара Солнце находится в зените раз в год? дважды в год? Бывает ли Солнце в зените в нашем городе (селе)?
3 группа. В каких точках земного шара Солнце не появляется над горизонтом в течение суток один раз в год? Не заходит за горизонт?
4 группа. В конце декабря Земля находится ближе к Солнцу. Почему же зимой в нашей местности холодно, а летом тепло?
Каждая группа отчитывается о результатах своих исследований, делая соответствующие выводы.
5. Солнечное и лунное затемнення. работа со схемами
6. Практикум. Работа с глобусом
♦ На глобусе перед вами есть линии, которые обозначены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
♦ Это параллели или меридианы? (Параллели)
♦ Запишем в тетрадь. Полярные круга (66,5° сев. ш., 66,5° сев. ш.). Тропики - параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5° сев. ш., 23,5° сев. ш.).
♦ Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса.
♦ Сколько тепловых поясов можно выделить? (5) Назовите их.
♦ В каком тепловом поясе мы живем? (В северном умеренном)
V. Закрепление новых знаний и умений
♦ Когда планета Земля находится ближе к Солнцу?
♦ Сколько часов длится день на Северном полярном круге 22 июня?
♦ В какие дни года день равен ночи на всех широтах?
♦ При каких условиях происходит солнечное затмение?
♦ При каких условиях происходит лунное затмение?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника.
Урок 20. Итоговый урок по теме 1. (Проводится на усмотрение учителя)