|
После выполнения задания учащиеся презентуют свои исследования и делают выводы. Важнейшими из них являются те, которые формулируются примерно так: Подобное: 1) Сумма одинаковых слагаемых и произведение одинаковых множителей можно записать короче; в этом «коротком» записи мы только указываем, какое число повторяется и сколько раз. 2) Сумма одинаковых слагаемых записывается кратко в виде произведения слагаемого на количество, а произведение одинаковых множителей в виде степени, где в основе записывается множитель, что повторяется, а в показателе - количество одинаковых множителей в произведении.
III. Систематизация и обобщение знаний @ Восприятия определение степени с натуральным показателем не вызывает у учащихся затруднений, хотя надо обратить внимание на четкость терминологии, потому что часто ученики подменяют понятия степени показателем. Поэтому во время формулировки определения степени следует акцентировать на том, что в выражении аn: а - основание, п - показатель, аn - степень числа а с показателем п. Следует также обратить внимание на ограничения п > 1 и побудить учащихся на поиск объяснения этого ограничения. Также обращаем внимание учащихся на то, что основание степени, которая в определении обозначена буквой а, может быть не только числом, но и переменной, произведением, то есть любым выражением. Обращаем внимание на терминологию: действие, в результате которого мы вычисляем численное значение степени, называется возвышением в степень. Напомним, что возведение в степень является действием 3-й степени (желательно предложить учащимся объяснить почему) и, следовательно, выполняется в первую очередь (если, конечно, нет скобок). Отсюда следует, что вычисление «сложных» выражений, содержащих несколько действий, в том числе и степень, надо начинать, определив порядок действий. План беседы может быть таким: 1. Определение степени числа с натуральным показателем, большим 1. 2. Терминология (название элементов записи, из которых состоит степень). 3. Возведение в степень как пятая арифметическое действие. Результатом беседы может быть конспект 5.
IV. Усвоение умений и навыков @ Поскольку этот урок является первым в теме, то основная цель - закрепление терминологии и осознание содержания основных понятий. Основное внимание уделяем: 1) упражнениям на понимание содержания понятий степень, основание степени, показатель степени; 2) упражнениям на чтение выражений, содержащих степень и другие арифметические действия; 3) упражнениям на вычисление значений выражений, содержащих степень (они не только закрепляют знания определение степени, но и за правильного ориентирования внимания учащихся готовят их к овладению знаниями о свойствах степеней рациональных чисел с четными и нечетными показателями).
Выполнение устных упражнений 1. Какие из выражений являются степенями? 53; 5·3; 53 + 35;(-7)5; -75; 5·7; (a + b)5; (a + b)·5. 2. Прочитайте степени, назовите основание и показатель степени: 64; (2,1)9; 102; 012; 115. 3. Можно ли записать выражение в виде степени? Если да, то назовите основание и показатель: 4·4·4·4·4; (-2)·(-2)·(-2); ···; (ab)(ab)(ab). 4. Прочитайте выражение, используя слова сумма, разность, произведение, квадрат, куб: 53; 6·53; 82 + 32;(8 + 3)2; 3·23 + 5; а2 + m2; (а + m)2; а3 - m3; (а - m)3.
Выполнение письменных упражнений 1. Запишите произведение в виде степени, если это возможно: 1) 0,9 · 0,9 · 0,9; 2) (-6)(-6)(-6)(-6); 3) ··; 4) ··; 5) ; 6)(а - b)(а - b); 7) х·х·х·в·в·в·в; 8) . 2. Представьте степень в виде произведения равных множителей: 3. Найдите значение выражения: 1) 25; 2) (-7)2; 3) (0,6)2; 4) 72; 5) ; 6) ; 7) ; 8) . 4. Вычислите, предварительно прочитав выражение: 5*. Запишите числовое выражение и вычислите его значение: 1) сумма куба числа 5 и квадрата числа (-8); 2) куб разности чисел 8 и 9; 3) разность квадратов чисел -2и 1.
V. Итог урока. Рефлексия «Немой диктант» с последующей проверкой На доске записано выражение: 35 3 - ... 5 - ... 35... 243...
VI. Домашнее задание № 1. Назовите основание и показатель степени и вычислите значение степени: 1) 26; 2) (-5)2; 3) (0,8)2; 4) 122; 5) ; 6) ; 7) ; 8) . № 2. Вычислите значение выражения: 1) (-2)4 + 33; 2) (-5)2 +(-1)7; 3) ; 4) (-0,4)3 + (-0,2)3; 5) (73 : 200 - 0,42) : (-0,5)3. № 3. Опережающее домашнее задание. Вычислите значения выражений: (-2)2; 22; -22; (-2)3; 23; -23; (-2)4; 24; -24; (-2)5; 25; -25. Сравните выражения и их значения.
|
|