Урок 20
Тема. Построение сечений многогранников
Цель урока: формирование умений учащихся применять свойства параллельных плоскостей к решению упражнений, построения сечений.
Оборудование: стереометрический набор.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
1. Три ученика воспроизводят решения задач № 28, 30, 31 на доске, в это время класс пишет математический диктант.
2. Математический диктант.
Через вершины А, В, С, D: вариант 1 - параллелограмма АВСD (рис. 76). Вариант 2 - трапеции АВСD (рис. 77), которые лежат в одной из параллельных плоскостей α, проведены параллельные прямые, пересекающие вторую плоскость β в точках А1, В1, С1, D1.
Пользуясь изображением, запишите:
1) прямую, которая лежит в плоскости β и параллельная прямой АС; (2 балла)
2) отрезки, длины которых равны АА1; (2 балла)
3) чему равен угол А1АD1, если АА1D1 = 120°; (2 балла)
4) чему равна длина диагонали ВD, если В1D1 = 3 см; (2 балла)
5) вид четырехугольника А1B1C1D1; (2 балла)
6) чему равна площадь четырехугольника А1В1С1D1, если площадь четырехугольника АВСВ равна 30 см2. (2 балла)
Ответ. Вариант 1. 1) А1C1; 2) ВВ1, СС1, DD1; 3) 60°; 4) 3см; 5) параллелограмм; 6) 30 см2.
Вариант 2. 1) А1C1; 2) ВВ1, СС1, DD1; 3) 60° ; 4) 3см; 5) трапеция; 6) 30 см2.
3. Проверка выполнения математического диктанта, заслушивания решения задач № 28, 30, 31 и ответы на вопросы учащихся, возникшие в процессе решения этих задач.
II. Закрепление и осмысление знаний учащихся
Формирование умений учащихся строить сечения многогранников, используя свойства параллельных плоскостей
Свойство параллельных плоскостей широко применяется при решении задач, в частности задач на построение сечений.
Задача.
Построить сечение прямоугольного параллелепипеда АВСDА1B1C1D1 плоскостью α, проходящей через вершины А, С и внутреннюю точку М ребра А1В1 (рис. 78).
Решение
Сечение плоскости α с двумя гранями получим, построив отрезки АС ТАМ. Поскольку плоскости граней АВСD и А1В1С1D1 параллельны, то параллельны и их линии пересечения с плоскостью α, поэтому, построив МN || АС и отрезок МС, получим сечение - трапецию АМКС.
Решение задач
1. В треугольной пирамиде SАВС провести сечение:
а) через середину ребра АС параллельно грани SСВ;
б) через середину ребра SС параллельно грани SАВ.
Рис. 79
2. Постройте сечение куба плоскостью, проходящей через точки М, К, Г (рис. 79).
3. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Постройте сечение куба плоскостью, проходящей через данные точки: а) С1, К, D; б) С1, К, С, где точка К - середина А1В1. Выясните, какая фигура образуется в сечении. (Ответ а) равносторонняя трапеция; б) прямоугольник.)
4. Точка Х делит ребро АВ куба ABCDA1B1С1D1 в отношении АХ : ХВ = 2 : 3. Постройте сечение этого куба плоскостью, которая параллельна плоскости АА1С1 и проходит через точку X. Найдите периметр сечения, если АВ = а. (Ответ. .)
5. Докажите, что когда сечением параллелепипеда е шестиугольник, то его противоположные стороны параллельны.
6. Может сечением куба быть правильный пятиугольник?
7. Постройте сечение куба плоскостью, которая проходит через точку Е и параллельна плоскости MNP (рис. 80).
Рис. 80
8. Постройте прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и его сечение плоскостью, проходящей через: а) ребро СС1 и точку пересечения диагоналей грани AA1D1D; б) точку пересечения диагоналей грани ABCD и параллельно плоскости АВ1С1.
9. Точка А1 делит ребро SA тетраэдра SABC в отношении SA1 : A1A = 2 : 3. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точку А1 и параллельна плоскости АВС. Найдите периметр и площадь сечения, если АВС - правильный треугольник и АВ = 10 см. (Ответ. 12 см; 7 см2.)
III. Домашнее задание
Решить следующую задачу.
Дан куб ABCDA1B1C1D1. Докажите, что сечение куба плоскостью А1С1К, где К - середина DC, есть трапеция, а сечения куба плоскостями А1В1К и АА1К есть паралелограмами.
IV. Подведение итога урока
Устное решение задач
1. ABCDA1B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед. Докажите, что сечение прямоугольного параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки В1, D1 и К, где точка К - середина ребра CD, есть трапеция (рис. 81).
2. ABCDA1B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед (рис. 82). Докажите, что сечение его плоскостью, проходящей через точки В, К, L, где точка К - середина ребра AA1, а точка L - середина ребра СС1, есть параллелограмм.