5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 18
Тема урока. Чотиридольний размер 4/4, сольфеджування упражнения. Работа над песней "Белая сказка". Слушание музыки. Ю. Щуровский. "После просмотра А. Куинджи"
Цель урока: учить детей сольфеджувати мелодические упражнения в чотиридольному размере с тактуванням; развивать певческие навыки и ритмический слух; воспитывать интерес к музыкальному искусству и живописи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: музыкальный инструмент, магнитофон, аудио-запись, портрет Ю. Щуровського, репродукция картины А. Куинджи „Лунная ночь на Днепре”.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1) Упражнение на дикцию;
2) упражнение на плавное голосоведение;
3) вукоряд до мажор.
III. Сольфеджування упражнения в 4-дольном размере.
- Посмотрите, дети, на упражнение. Какой размер у скрипичного ключа? (4/4). Это чотиридольний размер, и он означает, что в каждом такте должно быть четыре четвертных судьбы: судьба всегда сильная; на III судьбу тоже падает ударение, но слабый. Это относительно сильная доля; II и IV - слабые доли. Схема тактирование такая (показываю).
- Кто назовет ноты упражнения?
- Какие длительности нот?
- Кто может составить вторую часть упражнения и закончить ее? Запишите это в свою тетрадь. (Лучший вариант записываем на доске и сольфеджуємо в целом).
IV. Работу над песней В. Янушкевича „Белая сказка” продолжаю, слежу за чистотой интонирования, цепным дыханием, а также характеру исполнения песни.
- В каком размере написана наша песня?
V. Слушание музыки.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями живописи и произведениями композиторов, которые умеют увидеть и почувствовать красоту, передавая ее музыкально-выразительными средствами. Украинский композитор Ю. Щуровский, будучи на выставке, остановился возле картин украинского художника Архипа Куинджи. Композитору удалось почувствовать главные мотивы пейзажей великого художника, суть которых - в загадочности и таинственности природы. Природа... ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художника есть для этого цвет, оттенок, линия, пятно, композиция, у поэта слова, у композитора - звуки.
- Посмотрите на картину А. Куинджи „Лунная ночь на Днепре” и одновременно послушайте фортепианную пьесу Ю. Щуровського „После просмотра Куинджи” и скажите:
- Что могло так сильно повлиять на композитора во время просмотра картины?
- Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор, передавая свои впечатления от услышанного и увиденного? (Дети делятся впечатлениями).
VI. Итог урока.