ТЕМА III. «ОБЩАЕМСЯ С ОТКРЫТЫМИ СЕРДЦАМИ»
УРОК 19 Что значит уважать других.
Тема. Что значит уважать других.
Цель: дать определение понятий «уважение», «толерантность», «нетерпимость»; выяснить, как связаны между собой уважение и достоинство; как нужно проявлять толерантность и уважение.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; ученическую тетрадь.
Эпиграф: «Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности (1995), принятая и подписанная в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО).
Высказывания: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, наоборот, обдаровую» (А. де Сент-Экзюпери).
«Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» («Декларация принципов толерантности»).
«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение» (Ф. Вольтер, французский философ-просветитель 18 в., поэт, прозаик).
Ключевые понятия: уважение, самоуважение, толерантность, нетерпимость.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Что такое толерантность и нетерпимость.
2. Как связаны между собой уважение и достоинство.
3. Как проявлять толерантность и уважение.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы говорили о том, что значит быть нравственным человеком. Что мы понимаем под общечеловеческими моральными ценностями? (Дети дают определения, называют гуманизм, добро, справедливость, милосердие, любовь, дружбу.) Назовите казны морального опыта человечества. (Слово, пословицы и поговорки; фольклор, художественная литература; произведения искусства; обряды, традиции, заповеди, притчи, закон.)
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка письменного домашнего задания по теме «Что значит быть моральным человеком».
1-2. Или соглашаешься с утверждениями?
Мораль зародилась тогда, когда люди начали поступаться собственными интересами перед другими. (Вариант А. Так.)
Человек не может научиться морали, она от рождения или моральная, или нет. (Вариант Б. Нет.)
3-4. Заполни пропуски, восстанови утверждение.
Неисчерпаемой сокровищницей нравственного опыта каждого народа является его язык. Много слов имеют «этическое» значение, как... (добро, миломилосердие, справедливость). Поэтому, усваивая слова, мы усваиваем. (их этическое значение).
5-6. Наведи пример украинской народной сказки, воплощающей моральный опыт нашего народа. Объясни кратко, чему она учит. (Украинская народная сказка «Лиса и журавль» учит быть гостеприимным, вежливым, заботливым хозяином, думать о других, а не о себе, не хитрить.)
7-8. Дополни утверждения.
Общечеловеческими ценностями называют. (моральные нормы, которые являются общими для разных народов и культур и которые воплощены в лучших человеческих качествах, таких как добро, красота, справедливость, милосердие).
9-10. Прокомментируй басню древнегреческого баснописца Эзопа представленными вопросами.
Какой из украинских пословиц воплощает ту самую мысль, что и басня Эзопа? (Плохая птица, которая свое гнездо ганить.)
Сформулируй по байкой моральную установку. (Нужно уважать своих родителей, свой род и свой народ, не считать себя выше и умнее и не искать чего-то лучшего.)
Считаешь ли эту установку общечеловеческой? Почему? (Так, поскольку любовь к родителям, родной земле является ценностью для всех народов.)
11-12. Напиши небольшое рассуждение по библейским наставлением «Не судите, да не судимы будете», используя пословицы «В чужом глазу пылинку видит, а в своем сучка не видит».
(Индивидуальная ответ ученика.)
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Можно с уважением относиться к тому человеку, у которого отличные от твоих взгляды на жизнь? (Ответы детей.) Послушайте такую историю:
«На гору поднимается осел. Навстречу ему ползет муравей. ”Хорошая трава на вершине горы?„ - спрашивает осел в мурашки. ”Да, там вверху она высокая и сочная!" - отвечает муравей. Добравшись до вершины, осел увидел лишь невысокие, редкие кустики травы».
Как вы думаете, обманула мурашко осла? Действительно, все мы разные. Среди нас есть блондины и брюнеты, голубоглазые, кареглазые, люди разных национальностей. И очень важно, чтобы мы понимали друг друга, жили в мире и согласии. Испокон веков люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их язык проникали слова из других языков, обозначая новые понятия.
Одно из таких слов - толерантность. Оно непосредственно связано с темой нашего сегодняшнего разговора.
Прочитайте эпиграф к уроку на доске. Подумайте над ним.
Значение слова «толерантность» в разных языках земного шара несколько отличные: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным.
• Какое из определений вам импонирует больше всего?
• Почему, на ваш взгляд, толкование несколько разнятся?
• Что же объединяет эти определения? (Ответы детей.)
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель. Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Что значит уважать других». И вспомним «золотое» правило этики. Как оно звучит? (Ответы детей.)
Опирается оно на уважение к другому человеку? А мораль и этикет основанные на уважении к другому человеку? (Ответы детей.)
В процессе работы мы поговорим о таких понятиях, как толерантность и нетерпимость, о том, как связаны между собой уважение и достоинство, о том, как проявлять толерантность и уважение.
Вспомните, что нужно делать прежде всего в конфликтной ситуации? (Выслушать другого человека, поставить себя на ее место, если не прав, извиниться, то есть попытаться понять другого человека, проявив к нему уважение.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Что такое толерантность и нетерпимость.
Работа с учебником.
Прочитайте буддийскую притчу «Слепые и слон» (с. 112). Подумайте и скажите, как нужно относиться к людям, которые имеют отличные от наших убеждений.
Прочитайте на страницах 105-106 текст «Что такое толерантность и нетерпимость». Подумайте над высказываниями, что на доске, и скажите, что, по вашему мнению, означает понятие «толерантность». Что мы понимаем под понятием «нетерпимость»? (Рассуждения детей.)
Толерантность - доброжелательное, терпимое отношение к чьим-то мыслей, взглядов, чувств и т.д.
Нетерпимость - нежелание, неумение терпимо относиться к кому-то или чему-то.
Работа в группах.
Ученики объединяются в пять групп и выполняют задание 3 (с.107-108). Каждая группа обсуждает одну ситуацию и дает ей оценку.
2. Как связаны между собой уважение и достоинство.
Учитель. На Древнем Востоке призвали относиться с уважением даже к врагу. Мы знаем из «Повести временных лет», князь Святослав каждый раз, когда собирался отправиться в поход, отправлял перед собой гонца с предупреждением: «Иду на Вы», таким образом проявляя уважение к своим врагам.
Уважение все время проявляют. Подтверждают, демонстрируя признание достоинства другого человека. Уважать человека - значит, признавать ее ценность.
Уважение - чувство, отношение к кому-то, которое основано на признании его достоинств, качеств, заслуг и т.п.; проявление такого чувства.
Наглость - грубость.
Пренебрежение - отсутствие уважения.
Хамство - вызывающее поведение человека, который пренебрегает любыми
моральными предписаниями, нормами. Наглость, дерзость.
Работа с учебником.
Прочитайте былины на страницах 109-110. Можно ли в этих случаях говорить о пренебрежении? (Ответы детей.)
3. Как проявлять толерантность и уважение.
Учитель читает детям сказку.
Чья еда вкуснее?
Жили на свете разные звери. Как-то собрались они на большой поляне в лесу и начали спорить о том, какая еда вкуснее.
Тигр сказал:
- Самое вкусное мясо!
- Нет, морковка, - возразил заяц.
- Самое вкусное - это молоко, - сказала кошка.
- Самое вкусное за все бананы! - закричала обезьяна.
- Неправда, лучшая пища - это трава, - ударил копытом конь.
Звери так поспорили, чуть не подрались. Но согласия так и не дошли.
Учитель. Дети, давайте поможем зверям решить вопрос: какая еда лучше? (В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое).
Быть толерантным - значит уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Если не быть толерантным, возможны конфликтные ситуации. Как избежать конфликтов? (Нужно по-доброму относиться к другим людям, терпим к их слабостям и недостаткам.)
Обсуждение ситуаций.
Учитель предлагает детям найти выход из представленных ситуаций, руководствуясь принципом толерантного отношения друг к другу.
• Младший брат сломал твою любимую игрушку.
• Тебе поставили оценку «неудовлетворительно», а соседу по парте - «отлично».
• Сверстники не берут тебя в игру.
• Вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом языке.
• Ваш одноклассник относится к более богатой семьи, чем вы (или наоборот).
• На улице вы видите человека, которая одета не так, как другие.
Работа с учебником.
Прочитайте христианскую легенду «Богачка в раю» (с. 110-111) и подумайте, как различить самоуважение и гордыню, высокомерие.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
• Что мы называем толерантностью и нетерпимостью?
• Как нужно относиться к людям?
• Вспомните притчу Саади «Ворона и Попугай». Что нужно делать, чтобы воспитать в себе толерантность?
Учитель. Одним из главных качеств человека должно быть умение отличать истинные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а ее человеческие качества. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть счастливы, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого и не с чего. Учитесь чувствовать других людей, мысленно ставя себя на их место! Учитесь понимать человеческую боль, сочувствовать
и сопереживать! Учитесь понимать, в какой ситуации вы не правы и извиняться, избегая конфликта. Это признак сильного и умного человека.
Как воспитать в себе толерантное отношение к другим? Запомните такие правила:
1) Признать право другого человека быть не таким, как ты.
2) Учись понимать другого человека.
3) Найди в человеке его лучшие черты.
4) Пойми, почему она так себя ведет, чем отличается от тебя.
5) Найди в человеке то, чему можешь научиться.
6) Найди в человеке то, что похоже с тобой и отличное от тебя.
7) Никогда не осуждай и не критикуй.
8) Смотри только в глаза.
9) Улыбайся.
10) Называй человека по имени.
11) Не ставь себя выше других.
12) Полюби в другом человеке себя.
IV. домашнее задание.
Прочитать параграф учебника (с. 105-112). Предложить толерантное решение проблемы в ситуации с. 111.
Выполнить письменное задание в рабочей тетради по теме «Что значит уважать других?».