УРОК 18
Другие (кроме изменения объемов производства) способы увеличения прибыли предприятия. Проверочная работа
Цель урока: выяснить факторы, влияющие на уровень прибыли; определить механизм их воздействия и составить перечень мероприятий по управлению ими; определить качество усвоения материала с помощью контрольной работы.
Основные понятия: фактор, механизм влияния, прибыль, ресурсы, партнерская дисциплина, тарифные ставки, государственное регулирование, менеджмент, мотивация.
Тип урока: контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Вы уже успели понять, что предпринимательство - это борьба, в которой побеждает самый изобретательный, энергичный, найком - петентніший. Сейчас мы проверим ваши предпринимательские способности. (Учитель объединяет учащихся в три группы, каждая из которых - мнимое предприятие.) Представьте, что наш кабинет - это рыночное пространство, где действуют лишь три производителя молочной продукции. Каждая из фирм производит одинаковый ассортимент продукции, максимизирующий прибыль, используя различные преимущества: 1 группа - цену, группа 2 - объем сбыта, группа 3 - политику управления затратами. Предложите наибольшее количество мероприятий по увеличению прибыли, используя лишь свое конкурентное преимущество.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
В условиях обострения конкуренции предприниматели должны иметь больший багаж умений снижать расходы и увеличивать доходы. Кроме классически известных инструментов: цены, затрат, объемов сбыта - сейчас должны широко применяться также интеллектуальные способности персонала, эффективные приемы менеджмента, ресурсная политика и т.д.
IV. Изучение нового материала
Факторы и механизм их влияния на прибыль предприятия
Фактор |
Механизм влияния (↑ - увеличение, ↓ - уменьшение) |
Мероприятия по увеличению прибыли |
Объем и количество ресурсов, предоставляемых обществом |
↑ Качественные и количественные характеристики ресурсов → ↑ качество продукции + ↑ Q производства → ↑ Q потенциального уровня сбыта → ↑ доход → ↑ прибыль
↓ Качественные и количественные характеристики ресурсов → ↓ качество продукции + ↓ Q производства → ↓ Q потенциального уровня сбыта → ↓ доход → ↓ прибыль
Прямая зависимость |
1. Качественная селекция ресурсов.
2. Установление долговременных договорных отношений с поставщиками.
3. Интеграция с поставщиками сырья.
4. Научно-технические исследования с целью замены ресурсов альтернативными или уменьшение требуемого количества |
Уровень соблюдения дисциплины деловыми партнерами |
↑ % выполнения договорных условий → своевременное производство → ↑ Qрп → ↑ доход → ↑ прибыль
↓ % выполнения договорных условий → несвоевременное производство → ↓ Qрп → ↓ доход → ↓ прибыль
Прямая зависимость |
1. Юридическое оформление сделок.
2. Установление ответственности за нарушение условий договора |
Система тарифных и налоговых ставок |
↑ Ставки → ↓ прибыль
↓ Ставки → ↑ прибыль
Обратная зависимость |
1. Перераспределение доходов между отчетными периодами (изменение времени признания): изменение метода начисления амортизации, времени уплаты процентов по займу.
2. Увеличение доходов или уменьшение расходов: переоценка активов, уменьшение уровня нераспределенных расходов |
Государственное регулирование:
• прямые методы (порог цен, норма прибыли);
• косвенные (антимонопольное законодательство) |
Подиниці = const;
Пвалова ~ QРП
Под ≥ или ≤ определенной величины
Пваловий ≤ QРП |
Направление усилий на увеличение объемов реализации.
Соблюдение законодательства |
Уровень менеджмента |
Обоснованность, скорость принятия решений, квалификация менеджеров влияют на эффективность функционирования объекта управления |
1. Подбор квалифицированных, опытных менеджеров.
2. Установления полномочий и ответственности.
3. Система мотивации |
Уровень квалификации персонала |
Работник - один из ключевых факторов производства. Согласно теории трудовой стоимости, труд людей является главным источником формирования прибыли.
Между квалификацией, заинтересованностью в высоких результатах и производительностью и качеством труда прослеживается прямая зависимость |
1. Подбор квалифицированного персонала.
2. Внедрение системы обучения на предприятии.
3. 3аохочення к повышению квалификации |
Система мотивации работников |
1. Внедрение системы мотивации не за процессом, а за результатом.
2. Внедрение системы участия в прибылях (выпуск ценных бумаг) |
V. Проверка знаний учащихся
Вариант И
Задача 1
Выберите лучшую комбинацию факторов производства, если цена единицы труда - 3 грн., а цена единицы капитала - 15 грн.
Вид технологии |
L |
K |
А |
5 |
12 |
Б |
4 |
15 |
В |
7 |
10 |
Г |
9 |
6 |
Решение
Вид технологии |
Расходы |
А |
195 |
Б |
237 |
В |
171 |
Г |
117 |
Следовательно, наиболее выгодной является технология Г.
Задача 2
Фирма увеличивает использование ресурса L от 50 до 75 ед., а использование ресурса K - от 100 до 150 ед., расширяя при этом производство продукции от 120 до 180 ед. Каким в этом случае будет эффект от масштаба?
Решение
1) Темп роста ресурса труда: 75/50 = 1,5.
Темп роста ресурса капитал: 150/100 = 1,5.
2) Темп роста производства: 180/120 = 1,5.
Следовательно, имеющийся неизменный эффект масштаба.
Задача 3
заполните таблицу, если известно, что стоимость постоянных расходов - 15 грн. за единицу, а переменных ресурсов - 8 грн. за единицу. Вычислите цену продукции за каждого объема производства, учитывая, что норма рентабельности является неизменной и равна 15 %.
Количество постоянного ресурса |
Количество переменного
ресурса |
Q |
FC |
VC |
TC |
AFC |
AVC |
ATC |
MC |
100 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
20 |
90 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
40 |
150 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
60 |
200 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
80 |
220 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
100 |
240 |
|
|
|
|
|
|
|
Решение
Количество
постоянного ресурса |
Количество переменного ресурса |
Q |
FC |
VC |
TC |
AFC |
AVC |
ATC |
MC |
Цена |
100 |
0 |
0 |
1500 |
0 |
1500 |
0 |
0 |
0 |
- |
|
100 |
20 |
90 |
1500 |
160 |
1660 |
16,67 |
1,78 |
18,44 |
1,78 |
21,21 |
100 |
40 |
150 |
1500 |
320 |
1820 |
10,00 |
2,13 |
12,13 |
2,67 |
13,95 |
100 |
60 |
200 |
1500 |
480 |
1980 |
7,50 |
2,40 |
9,90 |
3,20 |
11,39 |
100 |
80 |
220 |
1500 |
640 |
2140 |
6,82 |
2,91 |
9,73 |
8,00 |
11,19 |
100 |
100 |
240 |
1500 |
800 |
2300 |
6,25 |
3,33 |
9,58 |
8,00 |
11,02 |
Задача 4
Объем сбыта предпринимателя составляет 300 ед. в месяц. Доход - 45 тыс. грн. переменные затраты на единицу продукции - 50 грн. Прибыль равна 20 тыс. грн. следующего месяца предприниматель планирует увеличить прибыль, поэтому анализирует такие варианты своих действий:
1) сократить постоянные затраты на 20 %;
2) закупить более дешевое сырье, снизив переменные затраты на 15 %.
Какой вариант должен выбрать ип?
Решение
1) Постоянные затраты: 45000 - 300 ∙ 50 - 20000 = 10000 (грн.).
2) Прибыль 1: 45000 - 300 ∙ 50 - 10000 ∙ 0,8 = 22000 (грн.).
3) Прибыль 2: 45000 - 300 ∙ 50 ∙ 0,85 - 10000 = 22250 (грн.).
Следовательно, наиболее выгодным является второй вариант - закупить более дешевое сырье.
Вариант II
Задача 1
увеличивая постепенно количество рабочих от 1 до 5, предприниматель фиксирует рост производства продукции так: 15, 18, 22, 27, 33. Вычислите предельную и среднюю производительность труда.
Решение
L |
Q |
APL |
MPL |
1 |
15 |
15 |
15 |
2 |
18 |
9 |
3 |
3 |
22 |
7,33 |
4 |
4 |
27 |
6,75 |
5 |
5 |
33 |
6,6 |
6 |
Задача 2
Предприятие планирует реализовать в отчетном периоде 120 единиц продукции. Постоянные расходы составляют 15 тыс. грн., переменные на единицу продукции - 15 грн. за ценой предприятию необходимо продавать продукцию, чтобы получить прибыль в размере 20 тыс. грн.?
Решение
1) Расходы: 15000 +120 ∙ 15 = 16800 (грн.).
2) Доход = затраты + прибыль = Q ∙ P;
P = (16800 + 20000)/120 = 306,7 (грн.).
Ответ: 306,7 грн.
Задача 3
заполните таблицу, если известно, что стоимость постоянных расходов - 5 грн. за единицу, а переменных ресурсов - 3 грн за единицу. Вычислите цену продукции за каждого объема производства, учитывая, что норма рентабельности является неизменной и равна 20 °%.
Количество постоянного
ресурса |
Количество переменного
ресурса |
Q |
FC |
VC |
TC |
AFC |
AVC |
ATC |
MC |
50 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
30 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
40 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
50 |
150 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
60 |
200 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
70 |
250 |
|
|
|
|
|
|
|
Решение
Количество постоянного ресурса |
Количество переменного ресурса |
Q |
FC |
VC |
TC |
AFC |
AVC |
ATC |
MC |
Цена |
50 |
0 |
0 |
750 |
0 |
750 |
0 |
0 |
0 |
- |
|
50 |
30 |
50 |
750 |
240 |
990 |
15,00 |
4,80 |
19,80 |
4,80 |
23,76 |
50 |
40 |
100 |
750 |
320 |
1070 |
7,50 |
3,20 |
10,70 |
1,60 |
12,84 |
50 |
50 |
150 |
750 |
400 |
1150 |
5,00 |
2,67 |
7,67 |
1,60 |
9,20 |
50 |
60 |
200 |
750 |
480 |
1230 |
3,75 |
2,40 |
6,15 |
1,60 |
7,38 |
50 |
70 |
250 |
750 |
560 |
1310 |
3,00 |
2,24 |
5,24 |
1,60 |
6,29 |
Задача 4
Объем сбыта предпринимателя составляет 450 ед. в месяц. Доход равен 90 тыс. грн. Переменные затраты на единицу продукции - 80 грн. Прибыль в базовом периоде - 30 тыс. грн. В следующем месяце предприниматель планирует увеличить прибыль, поэтому анализирует такие варианты своих действий:
1) сократить постоянные затраты на 15 0%;
2) закупить более дешевое сырье, снизив переменные затраты на 30 %.
Какой вариант должен выбрать ип?
Решение
1) Постоянные затраты: 90000 - 450 ∙ 80 - 30000 = 24000 (грн.).
2) Прибыль 1 90000 - 450 ∙ 80 - 24000 ∙ 0,85 = 33600 (грн.).
3) Прибыль 2: 90000 - 450 ∙ 80 ∙ 0,7 - 24000 = 40800 (грн.).
Следовательно, наиболее выгодным является второй вариант - закупить более дешевое сырье.
VI. Итог урока