Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Становление и развитие экспериментального метода в психологии

 

Знание есть научное тогда, когда его можно подтвердить в эмпирическом исследовании, результаты которого являются инвариантными относительно пространства, времени, личностных характеристик исследователя. В отношении психологических знаний решение этой задачи осложняется качественной своеобразием и неповторимостью внутренних психических явлений, для которых достаточно сложно найти адекватные объективные, внешние по психики показатели. Поэтому для внедрение экспериментального метода в психологию нужно было создать определенные предпосылки, которые бы обеспечивали возможность экспериментального (объективного) исследования психики.

Внедрение эксперимента в психологию было обусловлено прежде всего развитием философии, которая обогатила психологию методологическими принципами исследования психики, в частности принципами детерминизма, развития, системности и т.д. П. Фресс замечает по этому поводу, что именно в рамках философии была выдвинута идея измерения в психологии. Так, Х. Вольф еще в XVIII в. ввел в обиход не только сам термин “психология”, но и понятие о психометрію. Он предложил измерять психические явления по их продолжительности и интенсивностью и, например, считал, что можно измерить величину удовольствия осознаваемой нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, по которой человек способен проследить [14].

Важное значение для развития экспериментальной психологии имели и достижения в биологии, в частности эволюционное учение Ч. Дарвина, который в своем труде “Происхождение видов” (1859) нарушил вопросы, которые непосредственно касались внедрения эксперимента в психологию. Так, он доказывал не только физическую, но и психологическую непрерывность видов, утверждая, соответственно, возможность сравнения выявленных эмпирически как физических, так и психических особенностей животных и людей. В частности, в труде “Выражение эмоций у человека и животных” (1872) он сделал вывод, что эмоции человека можно рассматривать как следствие тех действий животных, которые были полезны по своей сути. Поэтому очевидности приобрела возможность экспериментальных исследований причин и закономерностей психических явлений.

1898 г. Е. Торндайк поднял вопрос об интеллекте животных, привлекая, соответственно, внимание исследователей к зоопсихологии, которая стала основой для экспериментального исследования психики біхевіористами, помогая понять (хотя бы на основании аналогии с животными) некоторые функции человеческой психики.

Но непосредственно экспериментальное изучение психики началось благодаря успехам физиологии и, в частности, нейрофизиологии, в рамках которой были определены материальные предпосылки функционирования психики. В связи с этим следует прежде всего отметить целый ряд открытий, сделанных на протяжении XIX ст.: различия чувствительных и подвижных нервов (1822), открытие того факта, что центром движений - рефлексов является мозг, а также закона специфической энергии нервов, согласно которому мы познаем не непосредственно вещи, а только возбуждение самих нервов (И. Мюллер, 1838), выявление существования специальных нервов не только для пяти основных чувств, но и для их качеств - цвета, высоты звука и т.д (Г. Гельмгольц, 1860). В эти же годы было открыто, что нервный импульс является электрической волной, которая заряжена негативно (Г. Бернштейн, 1849-1866), при этом скорость передачи импульса составляет 50 м/с (Г. Гельмгольц, 1850). Тогда же была выдвинута идея мозговой локализации (Ф. Галль), открыт центр языка (П. Брока, 1861), а также то, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами (I. Сеченов, 1863).

Интенсивно развивались физиологическая оптика и акустика (Г. Гельмгольц, 1855-1866), в рамках которой была разработана теория восприятия, или так называемую теорию неосознаваемых умозаключений. Согласно этой теории каждое восприятие является большим чем актуален сенсорное данное, причем приложение возникает за счет неосознаваемых ассоциаций, на почве повторов в предыдущем опыте.

Из этих научных исследований вытекала и была подтверждена эмпирически зависимость научных наблюдений от предыдущего опыта наблюдателя. В связи с этим, в частности, широко известна история освобождения ассистента обсерватории в Гринвиче за ошибки в вычислениях, при этом позже было доказано существование личного уравнения в перцептивной деятельности, которое и обусловило опоздание реакции и, соответственно, непреднамеренные ошибки в вычислениях [14].

Значительный вклад во внедрение эксперимента в исследование психики сделала психофизика, в которой на почве исследований П. Бугера и Е. Вебера были обнаружены связи между стимулами и интенсивностью ощущений (Г. Фехнер, 1860). По мнению П. Фрессена именно Г. Фехнер основал экспериментальную психологию, создав экспериментальные методики измерения порогов ощущений, которые до этого времени находят применение в всех исследованиях, посвященных перцептивным процессам, и является первым этапом подготовки будущего психолога-экспериментатора. Именно Г. Фехнер применил к ошибок измерения в психологии закон Лапласа - Гаусса, открыв двери для проникновения в психологию идей вероятности [7; 14].

Следовательно, перед учеными различных отраслей знаний возникли психологические проблемы - проблемы ошибок ощущений и вообще участия психики в отчете субъекта о своем опыте. Поэтому не удивительно, что первыми учеными-экспериментаторами в психологии стали физики (Г. Фехнер, Г. Гельмгольц) и физиологи (В. Вундт, И. Сеченов, И. Павлов), а их труды стали естественно-научной основой для внедрения эксперимента в психологию.

Особо следует отметить, что эти ученые формировали экспериментальные методы, которые могли быть применены и во время изучение психических явлений.

Становление экспериментальной психологии связывают с 1879 г., когда В. Вундт в Лейпциге создал первый институт психологии, т.е. первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Вместе с тем очевидно, что это довольно условная дата. Ведь труда Е. Вебера, Г. Фехнера, Г. Гельмгольца является по сути психологическими экспериментами. Недаром Б. Ананьев характеризовал “Элементы психофизики” Г. Фехнера как одну из фундаментальных работ в истории экспериментальной психологии [1]. Следует заметить, что задолго до 1879 г. И. Сеченов применял психофизиологические и психологические методы в своих исследованиях.

Поэтому в истории становления экспериментальной психологии можно условно выделить два периода [7]:

• долабораторний, в котором ведущими являются психофизика и психофизиология (Г. Гельмгольц, И. Сеченов, Г. Фехнер);

• лабораторный, в котором, в зависимости от методологических подходов, различают этапы, связанные с развитием:

1) физиологической и интроспективной методологии в виде вундтівської экспериментальной психофизиологии и ряда ее разновидностей;

2) экспериментальной интроспекции, начатой вюрцбурзькою школой;

3) французского патопсихологической подхода;

4) двух направлений, которые развивались параллельно - бихевиоризм и гештальтпсихология;

5) диалектико-материалистический подход в отечественной психологии.

Работы, которые проводились В. Вундтом и его многочисленными учениками (Е. Крепелин, Э. Тітченер) в рамках первого из указанных подходов, касались в основном простых реакций, а их конечной целью было изучение во время этих реакций “содержания” сознания, о котором экспериментатор делал вывод на основании інтроспективного отчета исследуемого. В. Вундт исключал из экспериментального изучения высшие психические процессы как таковые, недоступны познанию в эксперименте. Но уже в 1885 г. Г. Эббингауз экспериментально исследует память, используя количество повторений как меру запоминания, а в 1897 г. - интеллект или умственную одаренность, используя метод дополнения. Хотя за организацией его опытов интроспекция не исключалась, а інтроспективні данные существенно дополнялись экспериментальными [5; 14].

В этом же направлении шли исследования выдающегося французского психолога А. Бине, который также изучал высшие психические функции - мышление, интеллект, собрал огромный фактический материал о различных психические явления практически во всех отраслях психологии (общей, патопсихологии и клинической психологии, детской и педагогической психологии, дефектологии и психометрии, психологии индивидуальных различий, экспериментальной педагогике и др). Известными являются также исследования Ф. Галтон, который, кроме создание экспериментальных методик (порогов слуховой чувствительности, ассоциативного эксперимента), разработал основы статистических методов обработки экспериментальных данных, изучал проблему наследования способностей (в частности, влияние интеллекта на порядок рождения) [7].

Экспериментальная интроспекция была создана одним из учеников В. Вундта О. Кюльпе, который, В отличие от. Вундта, считал, что можно экспериментально изучать высшие психические функции, в частности мышления. В своих экспериментах он использовал интроспекцию как основной метод: исследуемые рассуждали о чем-то, а потом описывали свой опыт. Но, изучая суждения, с помощью которых описывался процесс решения проблемы, исследователь находил массу образов, однако ничего, что соответствовало бы его конечном результата. Отсюда вытекало существование мышления без образов (“чистое мышление”), которое противопоставляют застывшимлося другим его формам, а зависимость мышление от языковой и практической деятельности игнорировалась. В результате стало понятным, что интроспекция является ограниченным средством эмпирического познания психики [14].

В это время открытия И. Павловым условных рефлексов (1903) привело к возникновению бихевиоризма. Дж. Уотсон, основатель этого направления, который, к кстати, был зоопсихологом, замечал, что трудности интроспекции для животных не существует и предложил подход зоопсихологів к изучению фактов поведения животных применить к людям. При этом поведение рассматривалась как результат научения. Такой подход положил начало целый ряд экспериментальных исследований по схеме “стимул - реакция”, а позже по схеме “стимул - промежуточная переменная - реакция” (К. Халл, Б. Скиннер, А. Бандура).

На это же время активно развивалась гештальтпсихология. В частности, ученик О. Кюльпе М. Вертгеймер экспериментально исследовал иллюзии движения (1912), обнаружив, что сложный психический образ не является простой суммой его составляющих. Е. Рубин 1915 г. экспериментально доказал существование различения фигуры и фона.

Позже близкие позиции к гештальтпсихологів занял К. Левин и его школа, распространившие принцип системного, целостного подхода к экспериментального исследования психики, заложили основы эксперимента в социальной психологии, постепенно переходя от исследования перцептивного поля к полю деятельности и в целом-жизненного поля пространства личности [7; 14].

Во Франции распространился патопсихологічний подход к экспериментального исследования психики, учредителем которого был Т. Рибо. По его мнению, болезнь - тончайший эксперимент, который осуществлено природой при определенных обстоятельствах и такими средствами, которых не имеет в своем распоряжении человек (речь шла об исследовании болезней памяти, воли, личности, внимания). Ученик Т. Рибо П. Жане при этом утверждал, что для того, чтобы распространить на людей эмпирически установленные закономерности поведения, необходимо не только оставить место для сознания, а и рассматривать ее как особую форму, что надстраивается над элементарной поведением, не забывая при описании поведения таких явлений, как вера. В то же время (под влиянием позитивизма О. Конта) в таком подходе наблюдалась переоценка роли научного факта, фактография [11].

Значительный вклад в становление экспериментального метода в отечественной психологии связывают прежде всего с открытиями И. Павлова и трудами И. Сеченова и В. Бехтерева, которые базировались на естественно-материалистической парадигме изучения психики. В отличие от В. Вундта, который провозглашал независимость психики и внешнего мира, И. Сеченов утверждал детерминизм, обусловленность психики внешним миром.

В Украине в 80-е годы ХІХ ст. было открыто несколько экспериментальных психологических лабораторий. Так, в Харьковском университете при клинике нервных болезней создается психологическая лаборатория под руководством психиатра и психолога П. Ковалевского. И. Сикорский (Киев) начал экспериментальное изучение особенностей психического развития детей раннего возраста. 1900 г. была открыта экспериментально-психологическая лаборатория под руководством К. Твардовского во Львовском университете.

Одним из первых в отечественной и мировой психологии на значении эксперимента подчеркивал М. Ланге - профессор Новороссийского университета (Одесса), который возглавлял экспериментально-психологическую лабораторию при философском факультете этого университета. Б. Теплов в статье к 100-й годовщине со дня рождения М. Ланге отмечал, что характерной чертой М. Ланге как экспериментатора было то, что он никогда не проводил экспериментов только ради накопления фактов [6]. Эксперимент для М. Ланге был основой проверки гипотез принципиального характера. Он экспериментально исследовал психомоторику, внимание, восприятие, установив, в частности, закон перцепции относительно последовательности фаз восприятия от менее дифференцированного к более дифференцированному, которые связывались с филогенетическим развитием человека и, следовательно, вносили в психологический эксперимент идею развития. Интроспекция же, как утверждал М. Ланге, не может уловить стадии процесса, а только его конечный результат. М. Роговін отмечает, что именно М. Ланге фактически осуществил синтез экспериментальной психологии с идеей развития [11].

Новый шаг во внедрении эксперимента в психологии сделал Л. Выготский, проведя исследование процессов образования понятий, активного запоминания, особенности развития психических процессов на основе историко-генетического подхода. По Л. Выготским экспериментально-генетический метод, в отличие от субъективного метода классической эмпирической психологии, открывал объективные пути изучения психики и сознания, давал возможность увидеть “живой” процесс отработки исторических форм поведения и психики, превращение их в индивидуальный опыт. Согласно его культурно-исторической концепцией высшие психические функции есть прижизненным образованием в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышления, которые Л. Выготский назвал знаками. Он утверждал, что изобретение и использование средств при решении любого задания, которое стоит перед человеком (запомнить, сравнить что-либо, выбрать и т.д.), с психологической стороны представляет собой аналогию с использованием орудий [2].

Значительный вклад в введения эксперимента в психологию сделали О. Лурия, С. Рубинштейн, Б. Теплов, О. Леонтьев [9; 12; 15]. С 40-х годов в трудах П. Гальперина последовательно разрабатывается проблема организации и проведение формирующего эксперимента - исследования психики в процессе управляемого воздействия [8].

В эти годы в Украине был создан Институт психологии, который возглавил Г. Костюк. Он активно использует экспериментальный метод в исследовании психики. Так, например, в известном экспериментальном исследовании процесса создания образа при восприятии предмета в затрудненных условиях моделью процесса стало восприятие предмета, расположенного в темной камере кратковременно освещался с помощью специальной лампы, через что исследуемый не имел возможности рассмотреть и увидеть предмет целиком, воспринимая его как нечто неопределенное, недоступно сознания [10]. С. Максименко отмечает, что за внешней простотой опыта стоит довольно сложный предмет деятельности экспериментатора, который содержит несколько компонентов. Это, во-первых, чувствительность зрительного анализатора, который через малую мощность энергии внешнего воздействия не был способен превратить ее в факт сознания; во-вторых, становление абриса предмета восприятия с неопределенными границами и с полостями в целостном образе; в-третьих, познавательные действия, благодаря которым создаются гипотезы-образы, которые постепенно становятся правдоподобными; в-четвертых, развитие образа вследствие отнесения его к определенной категории, вербализации и т.д.; в-пятых, творчество, “анализ составляющих психики, обеспечивают переход от перцептивных задач к более сложным проявлениям познавательной духовной и продуктивной деятельности” [10, 14].

Позже С. Максименко исследовал возможности эксперимента в процессе специально организованного обучения, Я. Коломінський - в социальной педагогической психологии, Д. Узнадзе - в исследовании установки и т.д. Оригинальную методику психофизиологического эксперимента создали Бы. Теплов, В. Небиліцин. Постепенно экспериментальный метод в различных своих видах проник практически во все отрасли психологической науки.

На сегодня существует несколько подходов к понимание предмета экспериментальной психологии. Это, во-первых, его отождествление с предметом всей научной психологии как системы знаний, полученных на основе экспериментального изучение поведения человека и животных, что противопоставляется інтроспективній, “созерцательной” психологии. Во-вторых, экспериментальную психологию понимают как систему экспериментальных методов и методик. Иногда данную дисциплину понимают как систему методов психологии в целом. С другой стороны, экспериментальную психологию рассматривают как теорию психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и содержит прежде всего его планирования и обработку данных на основе методов математической статистики [4].

Итак, в целом, экспериментальная психологию можно определить как отрасль психологической науки, которая раскрывает условия, закономерности, принципы экспериментального исследования психики.

При этом экспериментальная психология решает следующие задачи:

• совершенствование экспериментальных методик исследования и применение их в различных отраслях психологической науки;

• разработка типологии психологического эксперимента, определение возможностей и ограничений каждого из типов эксперимента, формулирование принципов их организации, разработка критериев и стандартов, которые определяют место и функции различных типов экспериментов в психологическом исследовании (с целью сопоставления результатов, полученных в разных отраслях психологической науки);

• разработка и создание аппаратуры, специально предназначенной для психологических исследований, которая соответствует современному уровню научно-технического прогресса;

• определение путей применения достижений психологической науки в различных сферах общественной практики, которые опираются на научные знания, полученные в экспериментальном исследовании психической реальности.

На современном этапе развития экспериментальной психологии наблюдаются такие тенденции:

• усложнение предмета экспериментально-психологических исследований (от исследования элементарных психических процессов к целостной личности и социально-психологических явлений);

• возможность экспериментального исследование и учет индивидуальных различий субъектов психической деятельности, в том числе благодаря успехам применения методов математической статистики в психологии (например, возможности обработки результатов многофакторных психологических экспериментов);

актуализация проблемы разработки методологической основы экспериментальных исследований прикладного характера, на базе которой можно было бы согласовать интерпретацию экспериментальных фактов с позиций различных теоретических трактовок понимания психики в целом и личности в частности.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 3-64.

2. Выготский Л. С. Проблемы развития психики: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.

3. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. - М.: Ин-т практ. психол., 1996. - 152 с.

4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - С. 8-18.

5. Ждан А. Н. К исторической реконструкции психологических основ развивающего обучения // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 76-90.

6. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Будиловой, В. А. Кольцовой, М. В. Муленковой. - М.: ИП РАН, 1990. - 294 с.

7. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Ф. Ломова, Е. А. Будиловой, В. А. Кольцовой. - М.: Наука, 1990. - 216 с.

8. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1988. - 301 с.

9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 381 с.

10. Максименко С. Д. Основы генетической психологии: Учеб. пособ. - К.: НПЦ Перспектива, 1998. - 220 с.

11. Роговин М. С. Введение в психологию. - М.: Высш. шк., 1969. - С. 169-195.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 10-89, 309-416.

13. Основы психологии / под общ. ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. - К.: Лилюбой, 1995. - 632 с.

14. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фрессена, Же. Пиаже. - М.: Прогресс, 1966. - С. 15-96.

15. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Академия, 1996. - 416 с.