ВСТУПЛЕНИЕ
Хотя в современной литературе существуют
различные мнения относительно роли эксперимента в получении психологических знаний, бесспорно,
именно экспериментальный метод может быть определенной “точкой отсчета”, в сопоставлении с
которой можно оценить другие методические подходы к познанию психической реальности.
Поэтому изучение особенностей применения экспериментального метода в психологии
является важным компонентом профессиональной подготовки психолога, что помогает ему
исследовать не только те или иные психические явления, но и причины их возникновения,
научно обоснованно прогнозировать проявления определенных психических закономерностей.
Целью изучения дисциплины
“Экспериментальная психология” является овладение знаниями, а также приобретение умений и
навыков экспериментального исследования психики. В связи с этим в предложенном
курсе лекций стараемся решить следующие основные задачи:
• раскрыть особенности становления
и развития экспериментального метода в психологии;
• осветить типы, основные этапы и
условия проведения экспериментального метода исследования психики;
• научить студентов анализировать и
оценивать валидность проводимых психологических экспериментов, достоверность
полученных результатов и возможность их применения в психологической
практике;
• сформировать у студентов навыки
и умение экспериментального, квазіекспериментального и корреляционного
исследования психики.
Главное внимание при этом уделено
составлению программы эксперимента, прежде всего планированию и анализу путей
достижения “чистоты” эксперимента, достижение его внутренней и
внешней валидности. Особенно отмечено на отдельных типах эмпирического
исследования психики, которые по логике получения фактов психической реальности
приближаются к эксперименту (речь идет прежде всего о квазіексперимент и
корреляционное исследование).
В первой теме отражены особенности
становления и развития экспериментального метода в психологии. При этом мы не
ставили себе целью осветить историю введения экспериментального метода
в психологии в целом, а лишь те базовые моменты, которые, по нашему мнению, позволяют
глубже понять специфику психологического эксперимента.
Для изучения дисциплины
“Экспериментальная психология” и, соответственно, освоения этого курса лекций
необходимо владеть основами общей, социальной, возрастной и
педагогической психологии, психодиагностики; методами математической статистики и
особенностями ихго использования в психологии, знать
методологические принципы
проведение эмпирического исследования в психологии.
Закреплению знаний и глубоком
усвоению материала будут способствовать ответы на вопросы и задания к каждой
темы, а также изучение научных источников, список которых приведен в конце каждой
темы.