Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Тема 1. Содержание и виды девиантного поведения личности

 

• Понятие о девиантное поведение.

• Проявления девиантного поведения личности.

• Виды девиантного поведения.

• Стадии и уровни проявления девиантного поведения.

 

Поведение личности в целом можно рассматривать как взаимодействие с окружающей средой, опосредованный его внешней и внутренней активностью в форме целенаправленной последовательности поступков. При этом каждый поступок личности представляет собой сознательное действие, акт нравственного самоопределения, в котором человек утверждает себя как личность в отношении к другому человеку, самой себя, социальной группы или общества, жизни в целом [21].

За поведением личности можно определять успешность ее социализации, т.е. процесса вхождения в различных сообществ людей. Следует заметить, что важной составляющей процесса социализации человека является возникновение и развитие представлений о правилах поведения, совпадают ли не совпадают с традициями и обычаями человеческого сообщества, о моральном или аморальное, такое, что одобряется или осуждается, что разрешено или запрещено и т.д. [2]. Именно эти представления реализуются в актах поведения человека.

Оценка любого поведения предполагает сравнение ее с определенной нормой (от лат. norma - точное предписание, образец). При этом за норму можно брать статистическую норму (особенности поведения, свойственные большинству людей в популяции), социальные нормы (моральные, правовые, профессионально-организационные или другие требования к поведению, которое предъявляет общество в определенный период развития), нормы психического здоровья, психологическую норму личностного развития и др. [1;11;15;21]. Последняя определяется по-разному в зависимости от направления психологической науки. Так, в частности, в рамках ортодоксального психоанализа нормальная личность должна иметь сильное Эго (“Я”), которое бы поддерживало в равновесии стремление Ид (“Оно”) и Супер-Эго (“сверх-Я”). Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) считают, что личность должна быть сориентирована на самоактуалізацію, т.е. реализацию своего духовного, творческого потенциала, свободу и ответственность [26].

По результатам сравнения с нормой определяют нормальную (такую, что соответствует норме) и аномальную девиантное поведение личности.

Девиантное поведение представляет собой система поступков личности, отклоняющихся от общепринятой нормы (нормы психического здоровья, права, культуры, морали и т.д.) [13]. Следует отметить, что отклонение от этой нормы (девиации) в поведении могут трактоваться как положительные, так и отрицательные.

В случае позитивных девиаций говорится о нестандартную личность, для которой характерны оригинальные, творческие идеи, что имеют общественную значимость и, в целом, свидетельствуют об успешном процесс социализации и играют положительную роль в прогрессивном развитии общества [11;14].

Негативные девиации поведения связаны с тем, что личность не усваивает позитивного социального опыта, не может адаптироваться к моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества, хотя и может достаточно хорошо знать эти нормы. В этом случае процесс социализации личности является нарушенным, что проявляется в несбалансированных психических процессах, неадаптированности, нарушении процесса самоактуализации или в виде ухода от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением, становится социально дезадаптованою [16;22]. В связи с этим можно говорить о девиантность личности - совокупность усвоенных личностью асоциальных, аморальных взглядов на жизнь, которые не соответствуют социальным ожиданиям и по определенное время становятся ее социальной позицией, что препятствует самоактуализации личности, ее личностному росту, вызывает девіантний образ жизни [2;11;23].

Как замечает И. С. Кон, девиантное поведение личности (в негативном смысле этого понятия) можно разделить на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, когда речь идет о наличии психопатологии. Во-вторых, это поведение, нарушающее социальные и культурные нормы, особенно правовые [13].

О. В. Змановська называет такие специфические признаки девиантного поведения [11]:

• многократные, длительные нарушение не любых, а самых важных норм для определенного общества на это время;

• поведение не является следствием кризисной, нестандартной ситуации, а обусловлена общей направленностью личности;

• само поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, вызывает негативную оценку со стороны других людей;

• поведение не отождествляется с психическими заболеваниями или патопсихологічними состояниями, хотя может при определенных условиях приобретать патологические формы (алкоголизм, наркомания и т.д.);

• результатом поведения является причинение реального вреда самой личности или окружающим.

Итак, девиантное поведение агрессивной, при этом агрессия может быть направлена как на других людей, так и на самого себя.

Девиантное поведение личности часто связана с ее важковиховуваністю в детстве. Последняя, по мнению Н. Ю. Максимовой [17], может быть обусловлена:

• несформированностью личностных структур, низким уровнем моральных представлений и социально-принятых навыков поведения (в этом случае речь идет о педагогической запущенности);

• особенностями в развития высшей нервной деятельности (акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и т.д.);

• неумелыми воспитательными воздействиями (речь идет о порочной или ситуативную трудновоспитуемость);

• функциональными новообразованиями личности, в частности, неадекватной самооценкой и уровнем притязаний, что ведут к возникновению смысловых барьеров в отношении воспитателей, аффекта неадекватности и т.п., т.е. к собственно важковиховуваності.

В связи с этим исследовательница отмечает, что длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей личности может привести к активизации психологических защит, результатом чего является формирование личностных новообразований, которые искажают восприятие окружающей среды в пользу представлений, которые этого субъекта. Поведение в этом случае становится суррогатом той социально ценной деятельности, которая действительно привела к удовлетворению жизненно важных нужд.

Искаженное представление о личности отношение к ней со стороны окружающих, закрепляясь, становится своеобразной позицией, что определяет все ее дальнейшее развитие. Человек находит оправдание своей неудовлетворенности, видит причины неудач не в собственных недостатках, а в несправедливости, недоброжелательности со стороны других, в неблагоприятных обстоятельствах, каком случае и т.д. Это ведет к несоответствию между осознанием личностью своего отношения к себе, к другим, к собственной деятельности и является реальным содержанием и проявлением этих отношений, причиной возникновения несогласованности отношений или когнитивного диссонанса [10;21]. Вследствие этого требования общества могут оставаться внешними по отношению к такой личности, поэтому она не будет принимать их. Поскольку с развитием личность становится независимой от внешних влияний, существует угроза, что ее поведение все заметнее будет отклоняться от социально-принятых норм.

В целом до психологических проявлений девиантного поведения личности относят следующие [11;16]:

• духовные проблемы, в частности, отсутствие или потерю смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокировка самореализации духовного потенциала и т.п.;

• деформацию ценностно-мотивационной сферы - несформированные или редуцированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность), преобладание девиантных ценностей, ситуативно-егоцентричну ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

• эмоциональные проблемы - тревогу, депрессию, преобладание негативных эмоций, алекситимію (осложнения в понимании своих переживаний и неумение сформулировать их в словах), эмоциональное огрубление (потеря способности определять целесообразность, уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), аффективность и т. п;

• проблемы саморегуляции - неадекватные самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

• искривление в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, неадекватные наставление, ограниченность знаний, наличие предрассудков;

• негативное жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыта насилия, социальную некомпетентность и т.п.

В зависимости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения, и ее негативных последствий выделяют такие виды девиантного поведения: антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивну поведение и т.п [2;6;8;11;13;18].

Антисоциальное поведение противоречит социальным и правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих. При этом делинквентное поведение состоит в осуществлении личностью мелких правонарушений, за которые ее не привлекают к ответственности. Может проявляться в форме бесчинства, хулиганства, когда, например, личность желает развлечься, но выбирает для этого неприемлемые формы, прежде всего, вследствие недостатков в своем воспитании.

К делинквентного поведения можно отнести в определенных случаях и проявления вандализма как формы разрушительного поведения, направленной на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера, выделяют такие типы вандализма [16]:

• вандализм как способ приобретения, когда мотивом разрушения является материальная выгода;

• вандализм как месть, ответ на обиду;

• ярость через переживания неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессором;

• скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых впечатлений, острых ощущений;

• вандализм как способ самоутверждения, привлечения внимания к себе;

• вандализм как исследования (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

• граффити (от итал. graffito - нацарапанные, проведены линии) как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля и т.д.

Последний из приведенных типов часто служит средством выражения подавленных внутриличностных конфликтов и проблем (когда, например, личность стремится утвердить таким образом свою личностную или групповую идентичность, проявить свой протест против “давления” социальных и культурных норм или же за высказывания в адрес известных людей самоутвердиться за их счет).

В результате осуществления делінквентних действий личность может все привыкать к мысли об их дозволенности. При этом, по исследованием Л. Филонова, срабатывают специальные защитные механизмы, по помощью которых человек может оправдывать нарушение норм. Это, во-первых, ложные представление о том, что существуют люди, которым все дозволено (“Правила существуют только для посредственностей, а я не такой”). Во-вторых, игнорируются, обесцениваются сами социальные нормы (через смысловые барьеры, когда нормы воспринимаются как поучения, что уже надоели) [25].

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступную. Криминальное (преступное) поведение личности проявляется в поступках, противоречащих нормам права и, одновременно, нормам уголовного законодательства.

О. Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

• преступления, совершаются с применением физической силы: убийства (гоміцид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и другие;

• преступления, происходят с угрозами применения физического насилия: вымогательство (рэкет), угроза физической расправы, принуждение к даче ложных показаний и другие;

• преступления, совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбление, оговор и ряд подобных;

• преступления, происходят с помощью “интеллектуального насилия”, когда, например, должностное лицо превышает власть или полномочия, осуществляет незаконный арест или задержания и т.п. [8]. В зависимости от особенностей направленности личности Г. М. Міньковський определяет такие типы преступного поведения:

• случайная, что противоречит общей направленности личности;

• вероятна, но неотвратимая с учетом общей неустойчивости личностной направленности;

• такая, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайная со стороны повода и ситуации;

• такая, что отвечает преступном настановленню личности и предполагает поиск или создание необходимых поводов и ситуаций [19].

В общем преступное поведение может детермінуватися личностными новообразованиями, для которых характерна несогласованность отношений: личность способна к негативным поступкам, сохраняя при этом уверенность, что ее действия обусловлены моральными принципами. Для такой личности характерным является противопоставление обществу в целом, когда другие люди рассматриваются лишь как средство для достижения цели. Именно в противоправной деятельности личность наиболее полно удовлетворяет собственные притязания, самоутверджуючись путем проявления своей власти над жертвой. При этом механизм рассогласования отношений освобождает ее от каких-либо сомнений в своей правоте, раскаяние, чувство сожаления и т.д. Такое отсутствие эмпатии личности с девиантным поведением в других лиц часто сочетается с высокой чувствительностью в отношении себя. Обычно личность в этом случае входит в асоциального группировки, где переживает чувство защищенности, поддержки, имеет возможность самореализации, хотя и в антисоціальній деятельности [17;20].

Асоциальное поведение, по мнению М. Андреева [2], является формой дезорганизации индивида в группе людей или в обществе, где обнаруживается несоответствие ожиданиям, сложившимся в обществе, и, прежде всего, его моральным требованиям. При этом те негативные явления, которые не представляют собой большой общественной опасности, но связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным вниманием и корректируются участниками взаимоотношений согласно ситуации. Выделяют такие типы асоциального поведения личности:

• конфликтно-ситуативный - с преобладанием позитивной направленности;

• ситуативный - с незначительной отрицательной направленностью;

• неустойчивый - с преимущественно отрицательной направленностью;

• устойчивый - с отрицательной направленностью [7].

К асоциальному поведению можно отнести бродяжничество как следствие социальной дезадаптации, вызывает стремление избежать социального контроля, “бегство” от требований общества через субъективное переживание невозможности их соблюдения (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничество говорится, когда у личности отсутствует постоянное место жительства, а она существует на нетрудовые доходы (речь идет о так называемый “социальный паразитизм”). При этом среди бродяг довольно большую группу составляют так называемые “уличные дети”, ряды которых пополняются через своеобразный протест ребенка против негативного отношения к ней со стороны взрослых, неблагоприятные условия семейного воспитание, страх наказания за определенные проступки и т.д [16].

Аморальное поведение - совокупность поступков, которые характеризуются негативным отношением индивида к этике и морали, прежде всего, к общечеловеческим ценностям, в частности, к дисциплинированности, чувство долга, уважения к окружающим, вежливости, честности, нарушение которых предусматривает общественное порицание. Иногда аморальное поведение, например, половая распущенность, сопровождается снижением моральных критериев в обществе в целом.

Т. П. Малыхина отмечает, что аморальный поступок не отличается от морального действия какими-то особыми психическими механизмами, особым является содержание этих механизмов, специфических мотивов, целей, ценностных ориентаций, направленности личности и т.д., которые актуализируются в ситуации выбора личностью линии поведения. При этом исследовательница выделяет такие группы форм аморальных поступков [17]:

• устойчивые формы, когда поведение личности обусловливается устойчивыми аморальными мотивами, при этом после совершения аморального поступка личность испытывает удовлетворение собой, в любом случае не испытывает негативных эмоций;

• неустойчивые формы, когда личность совершает аморальный поступок через отсутствие непосредственной угрозы наказания, хотя и хорошо знает, что такие действия заслуживают осуждения; вместе с тем, имея определенные моральные убеждения, через совершенное негативный поступок личность испытывает угрызений совести;

• единичные формы, когда личность испытывает стыд за свои поступки, хотя и считает, что в определенной ситуации поступила правильно (т.е. срабатывают защитные механизмы, которые формируют псевдоморальні чувства).

Аморальное поведение Г. Бардієр связывает с інтолерантністю как поведением, в которой отсутствуют гармония и конструктивное взаимодействие между людьми и различными социальными группами, уважение к личности, многообразие различных культур, цивилизаций, народов, готовность к сотрудничества с ними [5]. При этом исследовательница выделяет пассивную интолерантность, которая проявляется в терпимом отношении к социальной несправедливости, отказа от своих моральных убеждений, оправдании безнравственных мыслей и поступков других, и активное интолерантность, что ведет к дискриминации, враждебности, манипулятивного поведения, выбор способов взаимодействия с другими людьми, которые унижают их достоинство.

Аутодеструктивна поведение представляет собой поведение, отклоняющееся от психологической нормы, часто медицинских норм, угрожая целостности и развитию личности. В данном случае речь идет о суи- цидальну поведение, поведение с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности, віктимну поведение (поведение жертвы), адиктивну поведение, в частности, фанатичную поведение (слепое следование определенным идеям, например, религиозному культу деструктивной направленности) и т.п. [8;11;16;17].

Сроком аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка) прежде всего обозначают поведение личности, обремененную химической зависимостью через употребление определенных веществ (алкоголь, курение, наркотики и т.п.). При этом выделяют различные факторы возникновения психической зависимости от психоактивных веществ, однако главная роль принадлежит особенностям переживания личностью своей жизненной ситуации. “Слабое звено” такого лица - недостаточные самоконтроль и самодисциплина, несформированность функции прогноза поведения, низкая устойчивость к возможных воздействий, склонность неадекватно реагировать на фруструючу ситуацию, неумение находить продуктивный выход из конфликта, отказ от активности при малейших трудностях, часто наряду с завышенным уровнем притязаний и т.д. В результате личность стремится пережить состояние удовлетворения, радости, но не видит естественных путей к этому, ибо от повседневной деятельности ожидает лишь на негативные эмоции. Поэтому у нее возникает стремление к изменению психического состояния искусственным, химическим путем.

Так, в частности, особенностью фармакологического воздействия алкоголя на психику является то, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение. Установлено, что алкоголизм возникает чаще там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций, где он приветствуется как средство освобождения от внешнего контроля, как элемент определенных ритуалов, где есть внутриличностный, мотивационный конфликт, связанный с переживанием личностью чувства зависимости, тогда как алкогольное опьянение дает иллюзорное ощущение свободы. Употребление наркотиков впервые часто связано с психологическим экспериментированием, поиском новых, необычных впечатлений. Степень риска возникновения наркотической зависимости при этом связывают с возрастом, в котором начинается употребление наркотиков, а также с характером наркотического вещества. При токсикомании значимым является, прежде всего, мотивация, связанная с редукцией эмоциональной напряженности [13;17;21].

В целом для личности с адиктивным поведением характерным является сужение временной перспективы, она выдвигает перед собой цели, достижение которых может состояться в ближайшее время. Г. Грановская [6] отмечает, что таким лицам свойственно переживание “укороченного будущего”, уверенность, что жизнь слишком коротка и поэтому не стоит себя ограничивать, надеяться на будущее и хранить себя для него. При этом у людей, которые являются близкими к этой личности, может возникнуть так называемое співузалежнення - личностное новообразование, развивается в результате чрезмерной концентрации внимания на проблемах личности с зависимым поведением, часто - самоотречения и игнорирования собственных потребностей через долговременное воздействие стресса [17].

Следует отметить, что кроме психоактивных веществ объектами зависимости могут быть и еда, игры, секс, религия и религиозные культы и т.д. В соответствии аддиктивное поведение может оказаться в:

• нарушениях пищевой поведения (переедании, голодании, отказе от пищи и т.д.);

• гемблинга (игровой зависимости) - зависимости от азартных, а в последнее время - и от компьютерных игр;

• религиозной фанатизме - слепом подражании идеи религиозного культа деструктивной направленности и др. [8;11].

В последнем случае личность имеет фрустрированные потребности, часто - гипертрофированное чувство вины, переживает бессмысленность существования и стремится найти смысл жизни. Именно пребывание в религиозных сообществах может способствовать такой личности в поиске смысла жизни, избавлении от ошибок предыдущей жизни (за “отпущение грехов”), избежании внутренней ответственности за свои поступки. В результате могут произойти такие негативные изменения в психике, как склонность к отчуждению в отношении других людей, которые не являются членами данной религиозной общины, погружение в дела религиозной общины в ущерб другим, определенные ограничения в жизнедеятельности, фанатичная убежденность в собственной правоте, психологическая зависимость от служителей культа т.д. [27].

Суицидальное поведение (от лат. suи - же, caedare - убивать), то есть самоубийство или его попытка, направлена на вывод личности из кризисной ситуации, осознание пребывания в которой есть для нее невыносимой и из которой она не видит другого выхода (хотя объективно такой выход можно найти). Человек переживает безнадежность, беспомощность через фрустрацию чрезвычайно важных для него потребностей высшего порядка и через сужение сознания мышления работает по логике: или немедленное решение проблемы, или смерть. Следует заметить, что за амбивалентное отношение к смерти (желания смерти, которое сочетается с желанием помощи со стороны других людей) самоубийца часто подает соответствующие сигналы о помощи, оставляя сообщения - письма, наводя порядок в делах. При этом различают истинный суицид, вызванный желанием умереть за потерю смысла жизни, демонстративный суицид как средство привлечь к себе внимание, призвать на помощь в неблагоприятных жизненных ситуациях и скрытый суицид - действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода из-за их неоправданной рискованности, экстремальность и т.д. В последнем случае часто речь идет о так называемой парасуїцидальну поведении, когда личность стремится нанести себе увечья, чтобы выйти из негативного состояния путем аффективно-шоковых переживаний. Для этого используются определенные рискованные и опасные для жизни действия, в частности, удушение до полусознательного состояния, хождения в опасных местах - над пропастью, по перилам моста и др. [1;22;28].

В определенной степени приближенной к этому вида аутодеструктивної поведения является так называемое виктимное поведение (от англ. victim - жертва), что представляет собой активность личности, за которой она определенным образом способствует совершению преступления против нее, сознательно или подсознательно пренебрегая мерами предосторожности, выбирая образ жизни, который привлекает к этой личности внимание агрессивных лиц, преступников и т.д. При этом О. Ю. Дроздов, М. А. Скок выделяют два типа віктимних личностей: пассивная жертва, для которой характерным является повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, поведение, которой она обнаруживает неспособность сопротивляться давлению других, и активная жертва, которая проявляет склонность к конфликтному стилю общения, несмотря на ситуацию, часто - повышенную общительность, неразборчивость в знакомствах, эмоциональную ригидность, импульсивность, демонстративность в поведении и т.д [8].

В целом можно выделить такие уровни развития девиантного поведения:

• поведение, что является не схвалюваною другими (эпизодические шалости, озорство);

• поведение, порицается другими (периодические шалости, озорство);

• морально негативные проявления и поступки;

• делинквентное поведение;

• преступная поведение;

• деструктивная поведение и т.д. [12;22].

Соответственно можно различить несколько этапов развития девиантного поведения [15;16].

На первом уровне, ситуативном, обнаруживаются лишь отдельные симптомы девиантного поведения, в частности, непослушание, невыполнение некоторых социальных требований со стороны семьи и других социальных общностей. Эти симптомы могут свидетельствовать о необходимости изменения воспитательных воздействий, типа взаимодействия и форм социального контроля со стороны окружающих. Если это не удается, личность или сама справляется со своими проблемами, или же девиантное поведение закрепляется.

Второй этап - стойких нарушений - можно охарактеризовать через стойкое нарушение социальных и моральных норм, требований и первыми проявлениями делинквентного поведения, что постепенно приближается к границе правонарушений. Здесь уже есть возможным вхождение до малых групп с выраженной асоциальной направленностью. На этом этапе личность может и не одобрять свое поведение, считать, что она не соответствует ее собственным ценностям и наставлением.

На третьем этапе девиантное поведение характеризуется накоплением социального опыта в осуществлении делінквентних действий и приближается к уголовной (кражи, насилие, проституция и др.). “Кризис идентификации” (то есть несовпадение представлений личности о себе и мнения окружающих), что возникает при этом, может вызвать острый внутриличностный конфликт. Следствием такого конфликта, как правило, является идентификация с представлениями окружающих относительно образа данной личности. В результате личность уже может воспринимать свое поведение как нормальную, такую, что отвечает ее собственным нормам и ценностям.

Четвертый, криминальный этап девиантного поведения личности связан с многократными проявлениями устойчивой, социально опасного поведения, вхождением в группы с ярко выраженным характером асоциальной и антисоциальной направленности.

На пятом, деструктивном этапе, речь идет о стойку, особенно опасное девиантное поведение, тяжелые социальные отклонения, стабильное отчуждения личности от общества, его норм и ценностей.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие вы знаете нормы оценки поведения личности?

2. Раскройте психологическое содержание понятия “девиантное поведение”.

3. Объясните, в чем проявляется девиантное поведение личности. Приведите примеры.

4. Укажите виды девиантного поведения и дайте их краткий анализ.

5. Объясните, почему суицид относят к проявлениям девиантного поведения личности. Какие еще проявления аутодеструктивної поведения личности вы можете назвать?

6. Какими есть уровни проявления девиантного поведения личности?

7. Проведите психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

8. Дайте психологический анализ особенностей проявления аддиктивного поведения. Укажите возможные объекты зависимости в случае такого поведения.

9. Какими есть особенности личности с девиациями поведения? Приведите примеры соответственно до вида девиации.

10. Обоснуйте, почему віктимну поведение личности можно трактовать как девиантное.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Амбрумова А. Г. Порблемы профилактики и реабилитации суицидологии: Сб. науч. тр. - М.: М3 РСФСР, 1984. - 183 с.

2. Андреев Н. А., Тараканов Ю. В. Асоциальное поведение несовершеннолетних: Монография/Под ред. А. В. Горожанина. - Самара: Изд-во Самарского юрид. ин-та Минюста России, 2001.-154с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1999. - 352 с.

4. Вроно Е. М. Поймите своего ребенка: о детских страхах, конфликтах и других проблемах. - М.: Дрофа, 2002. - 223 с.

5. Бардиер Г. Интолерантность и девиантное поведение. - СПб.: Изд-во СПб. ГУ. - 41 с.

6. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. - М.: Генезис, 2002. - 573 с.

7. Двіжона О. В. Психологические детерминанты асоциального поведения подростков. - Автореф. дис. к. п. н. - Ивано-Франковск, 2004. - 20 с.

8. Дроздов А. Ю., Скок Г. А. Проблемы агрессивного поведения личности: Учеб. пособ. - Чернигов: ЧГПУ им. Т. Г. Шевченко, 2000.- 156 с.

9. Зелинский А. Ф. Криминальная психология. - К.: Юринком Интер, 1999. - 240 с.

10. Зимбардо Ф. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

11. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведен. - М.: Издат. центр “Академия”, 2003. - 288 с.

12. Колесова Л. С., Невский И. А. Подростки “группы риска” в школе. - М., 1996.

13. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

14. Короленко Ы. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

15. Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

16. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ “Сфера”, 2003. - 160 с.

17. Максимова Н. Ю. Психология аддиктивного поведения: Учеб. пособ. - К.: ВПУ “Киевский университет”, 2002. - 308 с.

18. Малыхина Т. П. Психологические условия предупреждения аморального поведения подростков: Автореф. дис. к. п. н. - К., 2001. - 19 с.

19. Миньковский Г., Тузов А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - К.: Политиздат Украины, 1987. - 215 с.

20. Мищик Л. И., Белоусова С. Г. Социально-психологические и педагогические проблемы дезадаптации детей и подростков. - Запорожье: 3 ГУ, 2003. - 108 с.

21. Психология: Словарь / Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

22. Протасова Н. Ы. Психологическая помощь детям с девиантным поведением: Метод. реком. - Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 2000. - 20 с.

23. Смел зер Н. Социология. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

24. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 215 с.

25. Филонов В. П. и др. Социология криминологии: исторические, философские, юридические и управленческие аспекты. - Донецк: ДГУ, 1999. - 244 с.

26. Хьелл, Зиглер. Теории личности. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с.

27. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Кн. для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С. 216 - 257.

28. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. - М.: Смысл, 2001. - 315 с.

29. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2000. - 272 с.