РАЗДЕЛ 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 1. Содержание и виды девиантного
поведения личности
• Понятие о девиантное поведение.
• Проявления девиантного поведения
личности.
• Виды девиантного поведения.
• Стадии и уровни проявления девиантного
поведения.
Поведение личности в целом можно
рассматривать как взаимодействие с окружающей средой, опосредованный его внешней и внутренней
активностью в форме целенаправленной последовательности поступков. При этом каждый
поступок личности представляет собой сознательное действие, акт нравственного самоопределения, в
котором человек утверждает себя как личность в отношении к другому человеку, самой
себя, социальной группы или общества, жизни в целом [21].
За поведением личности можно
определять успешность ее социализации, т.е. процесса вхождения в различных
сообществ людей. Следует заметить, что важной составляющей процесса социализации
человека является возникновение и развитие представлений о правилах поведения, совпадают ли
не совпадают с традициями и обычаями человеческого сообщества, о моральном или
аморальное, такое, что одобряется или осуждается, что разрешено или запрещено и т.д. [2]. Именно эти
представления реализуются в актах поведения человека.
Оценка любого поведения
предполагает сравнение ее с определенной нормой (от лат. norma - точное предписание, образец). При этом за норму можно
брать статистическую норму (особенности поведения, свойственные большинству людей в
популяции), социальные нормы (моральные, правовые, профессионально-организационные или
другие требования к поведению, которое предъявляет общество в определенный период развития),
нормы психического здоровья, психологическую норму личностного развития и др.
[1;11;15;21]. Последняя определяется по-разному в зависимости от направления психологической
науки. Так, в частности, в рамках ортодоксального психоанализа нормальная
личность должна иметь сильное Эго
(“Я”), которое бы
поддерживало в равновесии стремление Ид (“Оно”) и Супер-Эго (“сверх-Я”).
Представители гуманистической психологии (А. Маслоу,
К. Роджерс, В. Франкл)
считают, что личность должна быть сориентирована на самоактуалізацію, т.е.
реализацию своего духовного, творческого потенциала, свободу и ответственность
[26].
По результатам сравнения с нормой
определяют нормальную (такую, что соответствует норме) и аномальную девиантное
поведение личности.
Девиантное поведение представляет собой
система поступков личности, отклоняющихся от общепринятой нормы (нормы
психического здоровья, права, культуры, морали и т.д.) [13]. Следует отметить, что
отклонение от этой нормы (девиации) в поведении могут трактоваться как
положительные, так и отрицательные.
В случае позитивных девиаций говорится
о нестандартную личность, для которой характерны оригинальные, творческие идеи,
что имеют общественную значимость и, в целом, свидетельствуют об успешном процесс
социализации и играют положительную роль в прогрессивном развитии общества [11;14].
Негативные девиации поведения
связаны с тем, что личность не усваивает позитивного социального опыта, не
может адаптироваться к моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют
требованиям общества, хотя и может достаточно хорошо знать эти нормы. В этом случае
процесс социализации личности является нарушенным, что проявляется в несбалансированных
психических процессах, неадаптированности, нарушении процесса самоактуализации или в
виде ухода от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением,
становится социально дезадаптованою [16;22]. В связи с этим можно говорить о
девиантность личности - совокупность усвоенных личностью асоциальных,
аморальных взглядов на жизнь, которые не соответствуют социальным ожиданиям и по
определенное время становятся ее социальной позицией, что препятствует самоактуализации
личности, ее личностному росту, вызывает девіантний образ жизни
[2;11;23].
Как замечает И. С. Кон, девиантное
поведение личности (в негативном смысле этого понятия) можно
разделить на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от
норм психического здоровья, когда речь идет о наличии психопатологии. Во-вторых,
это поведение, нарушающее социальные и
культурные нормы, особенно правовые [13].
О. В. Змановська называет такие
специфические признаки девиантного
поведения [11]:
• многократные,
длительные нарушение не любых, а самых важных норм для определенного общества на
это время;
• поведение не является
следствием кризисной, нестандартной ситуации, а обусловлена общей направленностью
личности;
• само поведение
сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, вызывает
негативную оценку со стороны других людей;
• поведение не
отождествляется с психическими заболеваниями или патопсихологічними состояниями, хотя
может при определенных условиях приобретать патологические формы (алкоголизм, наркомания и т.д.);
• результатом
поведения является причинение реального вреда самой личности или окружающим.
Итак, девиантное поведение
агрессивной, при этом агрессия может быть направлена как на других людей, так и на
самого себя.
Девиантное поведение личности
часто связана с ее важковиховуваністю в детстве. Последняя, по мнению Н. Ю.
Максимовой [17], может быть обусловлена:
• несформированностью
личностных структур, низким уровнем моральных представлений и социально-принятых
навыков поведения (в этом случае речь идет о педагогической запущенности);
• особенностями в
развития высшей нервной деятельности (акцентуации характера, эмоциональная
неустойчивость, импульсивность и т.д.);
• неумелыми воспитательными
воздействиями (речь идет о порочной или ситуативную трудновоспитуемость);
• функциональными
новообразованиями личности, в частности, неадекватной самооценкой и уровнем притязаний, что
ведут к возникновению смысловых барьеров в отношении воспитателей, аффекта
неадекватности и т.п., т.е. к собственно важковиховуваності.
В связи с этим исследовательница отмечает,
что длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей личности может привести к
активизации психологических защит, результатом чего является формирование личностных
новообразований, которые искажают восприятие окружающей среды в пользу представлений, которые
этого субъекта. Поведение в этом случае становится суррогатом той социально
ценной деятельности, которая действительно привела к удовлетворению жизненно важных
нужд.
Искаженное представление о личности
отношение к ней со стороны окружающих, закрепляясь, становится своеобразной позицией, что
определяет все ее дальнейшее развитие. Человек находит оправдание своей
неудовлетворенности, видит причины неудач не в собственных недостатках, а в
несправедливости, недоброжелательности со стороны других, в неблагоприятных обстоятельствах,
каком случае и т.д. Это ведет к несоответствию между осознанием личностью
своего отношения к себе, к другим, к собственной деятельности и является реальным содержанием
и проявлением этих отношений, причиной возникновения несогласованности отношений или когнитивного
диссонанса [10;21]. Вследствие этого требования общества могут оставаться
внешними по отношению к такой личности, поэтому она не будет принимать их. Поскольку с
развитием личность становится независимой от внешних влияний, существует
угроза, что ее поведение все заметнее будет отклоняться от социально-принятых
норм.
В целом до психологических проявлений
девиантного поведения личности относят следующие [11;16]:
• духовные проблемы,
в частности, отсутствие или потерю смысла жизни, переживание внутренней пустоты,
блокировка самореализации духовного потенциала и т.п.;
• деформацию
ценностно-мотивационной сферы - несформированные или редуцированные моральные ценности
(совесть, ответственность, честность), преобладание девиантных ценностей,
ситуативно-егоцентричну ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние
конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
• эмоциональные проблемы
- тревогу, депрессию, преобладание негативных эмоций, алекситимію (осложнения в
понимании своих переживаний и неумение сформулировать их в словах), эмоциональное
огрубление (потеря способности определять целесообразность, уместность тех или иных
эмоциональных реакций, дозировать их), аффективность и т. п;
• проблемы
саморегуляции - неадекватные самооценка и уровень притязаний, слабое развитие
рефлексии, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных
возможностей;
• искривление в
когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, неадекватные
наставление, ограниченность знаний, наличие предрассудков;
• негативное
жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыта
насилия, социальную некомпетентность и т.п.
В зависимости от вида нормы, с которой
сопоставляются особенности поведения, и ее негативных последствий выделяют
такие виды девиантного поведения: антисоциальное (делинквентное и криминальное)
поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивну поведение и т.п
[2;6;8;11;13;18].
Антисоциальное поведение противоречит
социальным и правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию
окружающих. При этом делинквентное поведение состоит в осуществлении личностью
мелких правонарушений, за которые ее не привлекают к ответственности. Может
проявляться в форме бесчинства, хулиганства, когда, например, личность
желает развлечься, но выбирает для этого неприемлемые формы, прежде всего,
вследствие недостатков в своем воспитании.
К делинквентного поведения можно
отнести в определенных случаях и проявления вандализма как формы разрушительного поведения,
направленной на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера, выделяют такие
типы вандализма [16]:
• вандализм как
способ приобретения, когда мотивом разрушения является материальная выгода;
• вандализм как
месть, ответ на обиду;
• ярость через
переживания неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессором;
• скука и,
соответственно, желание развлечься, поиск новых впечатлений, острых ощущений;
• вандализм как
способ самоутверждения, привлечения внимания к себе;
• вандализм как
исследования (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы
функционирования определенных вещей;
• граффити (от итал.
graffito - нацарапанные, проведены линии) как
разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от
социального контроля и т.д.
Последний из приведенных типов часто
служит средством выражения подавленных внутриличностных конфликтов и проблем
(когда, например, личность стремится утвердить таким образом свою
личностную или групповую идентичность, проявить свой протест против “давления”
социальных и культурных норм или же за высказывания в адрес известных людей
самоутвердиться за их счет).
В результате осуществления делінквентних
действий личность может все привыкать к мысли об их дозволенности. При этом, по
исследованием Л. Филонова, срабатывают специальные защитные механизмы, по
помощью которых человек может оправдывать нарушение норм. Это, во-первых, ложные
представление о том, что существуют люди, которым все дозволено (“Правила существуют только для
посредственностей, а я не такой”). Во-вторых, игнорируются, обесцениваются сами
социальные нормы (через смысловые барьеры, когда нормы воспринимаются как поучения,
что уже надоели) [25].
Постепенно делинквентное поведение
может трансформироваться в преступную. Криминальное (преступное) поведение личности
проявляется в поступках, противоречащих нормам права и, одновременно, нормам уголовного
законодательства.
О. Ю. Дроздов, М. А. Скок,
опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов
криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:
• преступления,
совершаются с применением физической силы: убийства (гоміцид), нанесение телесных
повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и другие;
• преступления,
происходят с угрозами применения физического насилия: вымогательство (рэкет),
угроза физической расправы, принуждение к даче ложных показаний и
другие;
• преступления,
совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбление, оговор и ряд подобных;
• преступления,
происходят с помощью “интеллектуального насилия”, когда, например,
должностное лицо превышает власть или полномочия, осуществляет незаконный арест или
задержания и т.п. [8]. В зависимости от особенностей направленности личности Г. М.
Міньковський определяет такие типы преступного поведения:
• случайная,
что противоречит общей направленности личности;
• вероятна, но
неотвратимая с учетом общей неустойчивости личностной направленности;
• такая, что
отвечает антиобщественной направленности личности, но случайная со стороны
повода и ситуации;
• такая, что
отвечает преступном настановленню личности и предполагает поиск или
создание необходимых поводов и ситуаций [19].
В общем преступное поведение может
детермінуватися личностными новообразованиями, для которых характерна
несогласованность отношений: личность способна к негативным поступкам, сохраняя
при этом уверенность, что ее действия обусловлены моральными принципами. Для такой
личности характерным является противопоставление обществу в целом, когда другие люди рассматриваются лишь как
средство для достижения цели. Именно в противоправной деятельности личность
наиболее полно удовлетворяет собственные притязания, самоутверджуючись
путем проявления своей власти над жертвой. При этом механизм рассогласования
отношений освобождает ее от каких-либо сомнений в своей правоте, раскаяние, чувство
сожаления и т.д. Такое отсутствие эмпатии личности с девиантным поведением в
других лиц часто сочетается с высокой чувствительностью в отношении себя. Обычно
личность в этом случае входит в асоциального группировки, где переживает
чувство защищенности, поддержки, имеет возможность самореализации, хотя и в
антисоціальній деятельности [17;20].
Асоциальное поведение, по мнению М.
Андреева [2], является формой дезорганизации индивида в группе людей или в обществе,
где обнаруживается несоответствие ожиданиям, сложившимся в обществе, и,
прежде всего, его моральным требованиям. При этом те негативные явления, которые не представляют
собой большой общественной опасности, но связанные с нарушением порядка взаимодействия
между людьми, фиксируются общественным вниманием и корректируются участниками
взаимоотношений согласно ситуации. Выделяют такие типы асоциального
поведения личности:
• конфликтно-ситуативный
- с преобладанием позитивной направленности;
• ситуативный
- с незначительной отрицательной направленностью;
• неустойчивый
- с преимущественно отрицательной направленностью;
• устойчивый
- с отрицательной направленностью [7].
К асоциальному поведению можно
отнести бродяжничество как следствие социальной дезадаптации, вызывает
стремление избежать социального контроля, “бегство” от требований общества через
субъективное переживание невозможности их соблюдения (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О
бродяжничество говорится, когда у личности отсутствует постоянное место жительства, а
она существует на нетрудовые доходы (речь идет о так называемый “социальный
паразитизм”). При этом среди бродяг довольно большую группу составляют так называемые
“уличные дети”, ряды которых пополняются через своеобразный протест ребенка против
негативного отношения к ней со стороны взрослых, неблагоприятные условия семейного
воспитание, страх наказания за определенные проступки и т.д [16].
Аморальное поведение - совокупность
поступков, которые характеризуются негативным отношением индивида к этике и морали,
прежде всего, к общечеловеческим ценностям, в частности, к дисциплинированности,
чувство долга, уважения к окружающим, вежливости, честности, нарушение которых
предусматривает общественное порицание. Иногда аморальное поведение, например, половая
распущенность, сопровождается снижением моральных критериев в обществе в целом.
Т. П. Малыхина отмечает, что
аморальный поступок не отличается от морального действия какими-то особыми
психическими механизмами, особым является содержание этих механизмов, специфических мотивов,
целей, ценностных ориентаций, направленности личности и т.д., которые актуализируются
в ситуации выбора личностью линии поведения. При этом исследовательница выделяет
такие группы форм аморальных поступков [17]:
• устойчивые формы, когда
поведение личности обусловливается устойчивыми аморальными мотивами, при этом
после совершения аморального поступка личность испытывает удовлетворение собой, в
любом случае не испытывает негативных эмоций;
• неустойчивые формы,
когда личность совершает аморальный поступок через
отсутствие непосредственной угрозы наказания, хотя и хорошо знает, что такие действия
заслуживают осуждения; вместе с тем, имея определенные моральные убеждения, через
совершенное негативный поступок личность испытывает угрызений совести;
• единичные формы,
когда личность испытывает стыд за свои поступки, хотя и считает, что в определенной
ситуации поступила правильно (т.е. срабатывают защитные механизмы, которые формируют
псевдоморальні чувства).
Аморальное поведение Г. Бардієр
связывает с інтолерантністю как поведением, в которой отсутствуют гармония и
конструктивное взаимодействие между людьми и различными социальными группами, уважение к
личности, многообразие различных культур, цивилизаций, народов, готовность к
сотрудничества с ними [5]. При этом исследовательница выделяет пассивную
интолерантность, которая проявляется в терпимом отношении к социальной
несправедливости, отказа от своих моральных убеждений, оправдании
безнравственных мыслей и поступков других, и активное интолерантность, что ведет к
дискриминации, враждебности, манипулятивного поведения, выбор способов взаимодействия
с другими людьми, которые унижают их достоинство.
Аутодеструктивна поведение представляет
собой поведение, отклоняющееся от психологической нормы, часто медицинских норм,
угрожая целостности и развитию личности. В данном случае речь идет о суи-
цидальну поведение, поведение с выраженной угрозой для жизни, когда личность
отдает предпочтение экстремальным видам деятельности, віктимну поведение (поведение
жертвы), адиктивну поведение, в частности, фанатичную поведение (слепое следование
определенным идеям, например, религиозному культу деструктивной направленности) и т.п.
[8;11;16;17].
Сроком аддиктивное поведение (от
англ. addiction - склонность, пагубная привычка)
прежде всего обозначают поведение личности, обремененную химической зависимостью через
употребление определенных веществ (алкоголь, курение, наркотики и т.п.). При этом
выделяют различные факторы возникновения психической зависимости от психоактивных
веществ, однако главная роль принадлежит особенностям переживания личностью своей
жизненной ситуации. “Слабое звено” такого лица - недостаточные самоконтроль и
самодисциплина, несформированность функции прогноза поведения, низкая устойчивость к
возможных воздействий, склонность неадекватно реагировать на фруструючу ситуацию,
неумение находить продуктивный выход из конфликта, отказ от активности при
малейших трудностях, часто наряду с завышенным уровнем притязаний и т.д. В
результате личность стремится пережить состояние удовлетворения, радости, но не видит
естественных путей к этому, ибо от повседневной деятельности ожидает лишь на
негативные эмоции. Поэтому у нее возникает стремление к изменению психического состояния
искусственным, химическим путем.
Так, в частности, особенностью
фармакологического воздействия алкоголя на психику является то, что, с одной стороны, он,
особенно в больших дозах, подавляет активность, а с другой, особенно в малых
дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение. Установлено, что алкоголизм
возникает чаще там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций, где
он приветствуется как средство освобождения от внешнего контроля, как элемент определенных
ритуалов, где есть внутриличностный, мотивационный конфликт, связанный с
переживанием личностью чувства зависимости, тогда как алкогольное опьянение дает
иллюзорное ощущение свободы. Употребление наркотиков впервые часто связано с
психологическим экспериментированием, поиском новых, необычных впечатлений. Степень
риска возникновения наркотической зависимости при этом связывают с возрастом, в котором
начинается употребление наркотиков, а также с характером наркотического вещества. При
токсикомании значимым является, прежде всего, мотивация, связанная с редукцией эмоциональной
напряженности [13;17;21].
В целом для личности с адиктивным
поведением характерным является сужение временной перспективы, она выдвигает перед собой
цели, достижение которых может состояться в ближайшее время. Г. Грановская [6]
отмечает, что таким лицам свойственно переживание “укороченного будущего”,
уверенность, что жизнь слишком коротка и поэтому не стоит себя ограничивать,
надеяться на будущее и хранить себя для него. При этом у людей, которые являются близкими к этой личности,
может возникнуть так называемое співузалежнення - личностное новообразование,
развивается в результате чрезмерной концентрации внимания на проблемах личности с зависимым поведением,
часто - самоотречения и игнорирования собственных потребностей через долговременное воздействие стресса
[17].
Следует отметить, что кроме
психоактивных веществ объектами зависимости могут быть и еда, игры, секс,
религия и религиозные культы и т.д. В соответствии аддиктивное поведение может оказаться
в:
• нарушениях пищевой
поведения (переедании, голодании, отказе от пищи и т.д.);
• гемблинга (игровой
зависимости) - зависимости от азартных, а в последнее время - и от компьютерных
игр;
• религиозной
фанатизме - слепом подражании идеи религиозного культа деструктивной
направленности и др. [8;11].
В последнем случае личность имеет
фрустрированные потребности, часто - гипертрофированное чувство вины,
переживает бессмысленность существования и стремится найти смысл жизни. Именно пребывание
в религиозных сообществах может способствовать такой личности в поиске смысла жизни,
избавлении от ошибок предыдущей жизни (за “отпущение грехов”),
избежании внутренней ответственности за свои поступки. В результате могут
произойти такие негативные изменения в психике, как склонность к отчуждению в отношении
других людей, которые не являются членами данной религиозной общины, погружение в дела
религиозной общины в ущерб другим, определенные ограничения в жизнедеятельности, фанатичная
убежденность в собственной правоте, психологическая зависимость от служителей культа
т.д. [27].
Суицидальное поведение (от лат. suи - же, caedare - убивать), то есть самоубийство
или его попытка, направлена на вывод личности из кризисной ситуации,
осознание пребывания в которой есть для нее невыносимой и из которой она не видит
другого выхода (хотя объективно такой выход можно найти). Человек переживает
безнадежность, беспомощность через фрустрацию чрезвычайно важных для него потребностей высшего порядка и через сужение сознания мышления
работает по логике: или немедленное решение проблемы, или смерть. Следует заметить,
что за амбивалентное отношение к смерти (желания смерти, которое сочетается с
желанием помощи со стороны других людей) самоубийца часто подает соответствующие сигналы
о помощи, оставляя сообщения - письма, наводя порядок в делах. При
этом различают истинный суицид, вызванный желанием умереть за потерю
смысла жизни, демонстративный суицид как средство привлечь к себе внимание,
призвать на помощь в неблагоприятных жизненных ситуациях и скрытый суицид -
действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода из-за их
неоправданной рискованности, экстремальность и т.д. В последнем случае часто
речь идет о так называемой парасуїцидальну поведении, когда личность стремится
нанести себе увечья, чтобы выйти из негативного состояния путем аффективно-шоковых
переживаний. Для этого используются определенные рискованные и опасные для жизни
действия, в частности, удушение до полусознательного состояния, хождения в опасных местах -
над пропастью, по перилам моста и др. [1;22;28].
В определенной степени приближенной к этому
вида аутодеструктивної поведения является так называемое виктимное поведение (от англ. victim - жертва), что представляет собой активность
личности, за которой она определенным образом способствует совершению преступления против нее,
сознательно или подсознательно пренебрегая мерами предосторожности, выбирая образ жизни,
который привлекает к этой личности внимание агрессивных лиц, преступников и т.д. При
этом О. Ю. Дроздов, М. А. Скок выделяют два типа віктимних
личностей: пассивная жертва, для которой характерным является повышенная тревожность,
неуверенность в себе, низкая самооценка, поведение, которой она обнаруживает
неспособность сопротивляться давлению других, и активная жертва,
которая проявляет склонность к конфликтному стилю общения, несмотря на
ситуацию, часто - повышенную общительность, неразборчивость в знакомствах,
эмоциональную ригидность, импульсивность, демонстративность в поведении и т.д [8].
В целом можно выделить такие уровни
развития девиантного поведения:
• поведение, что является не
схвалюваною другими (эпизодические шалости, озорство);
• поведение,
порицается другими (периодические шалости, озорство);
• морально
негативные проявления и поступки;
• делинквентное
поведение;
• преступная
поведение;
• деструктивная
поведение и т.д. [12;22].
Соответственно можно различить несколько
этапов развития девиантного поведения [15;16].
На первом уровне, ситуативном,
обнаруживаются лишь отдельные симптомы девиантного поведения, в частности, непослушание,
невыполнение некоторых социальных требований со стороны семьи и других социальных общностей.
Эти симптомы могут свидетельствовать о необходимости изменения воспитательных воздействий, типа
взаимодействия и форм социального контроля со стороны окружающих. Если это не удается,
личность или сама справляется со своими проблемами, или же девиантное
поведение закрепляется.
Второй этап - стойких нарушений -
можно охарактеризовать через стойкое нарушение социальных и
моральных норм, требований и первыми проявлениями делинквентного поведения,
что постепенно приближается к границе правонарушений. Здесь уже есть возможным вхождение
до малых групп с выраженной асоциальной направленностью. На этом этапе личность
может и не одобрять свое поведение, считать, что она не соответствует ее
собственным ценностям и наставлением.
На третьем этапе девиантное
поведение характеризуется накоплением социального опыта в осуществлении
делінквентних действий и приближается к уголовной (кражи, насилие,
проституция и др.). “Кризис идентификации” (то есть несовпадение представлений личности
о себе и мнения окружающих), что возникает при этом, может вызвать острый
внутриличностный конфликт. Следствием такого конфликта, как правило, является
идентификация с представлениями окружающих относительно образа данной личности. В
результате личность уже может воспринимать свое поведение как нормальную, такую, что
отвечает ее собственным нормам и ценностям.
Четвертый, криминальный этап
девиантного поведения личности связан с многократными проявлениями устойчивой,
социально опасного поведения, вхождением в группы с ярко выраженным
характером асоциальной и антисоциальной направленности.
На пятом, деструктивном этапе,
речь идет о стойку, особенно опасное девиантное поведение, тяжелые социальные
отклонения, стабильное отчуждения личности от общества, его норм и
ценностей.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете
нормы оценки поведения личности?
2. Раскройте
психологическое содержание понятия “девиантное поведение”.
3. Объясните, в чем
проявляется девиантное поведение личности. Приведите примеры.
4. Укажите виды
девиантного поведения и дайте их краткий анализ.
5. Объясните, почему
суицид относят к проявлениям девиантного поведения личности. Какие еще проявления
аутодеструктивної поведения личности вы можете назвать?
6. Какими
есть уровни проявления девиантного поведения личности?
7. Проведите
психологический анализ делинквентного и криминального поведения.
8. Дайте
психологический анализ особенностей проявления аддиктивного поведения. Укажите возможные
объекты зависимости в случае такого поведения.
9. Какими
есть особенности личности с девиациями поведения? Приведите примеры соответственно
до вида девиации.
10.
Обоснуйте, почему віктимну поведение личности можно трактовать как
девиантное.
Список использованной и рекомендуемой
литературы
1. Амбрумова
А. Г. Порблемы
профилактики и реабилитации суицидологии: Сб. науч. тр. - М.: М3 РСФСР, 1984. -
183 с.
2. Андреев Н. А., Тараканов Ю. В. Асоциальное
поведение несовершеннолетних: Монография/Под ред. А. В. Горожанина. - Самара:
Изд-во Самарского юрид. ин-та Минюста России, 2001.-154с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер,
1999. - 352 с.
4. Вроно Е. М. Поймите своего ребенка: о детских
страхах, конфликтах и других проблемах. - М.: Дрофа, 2002. - 223 с.
5. Бардиер Г. Интолерантность и девиантное поведение.
- СПб.: Изд-во СПб. ГУ. - 41 с.
6. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале
психологии. - М.: Генезис, 2002. - 573 с.
7. Двіжона О. В. Психологические детерминанты асоциального поведения
подростков. - Автореф. дис. к. п. н. - Ивано-Франковск, 2004. - 20 с.
8. Дроздов А. Ю., Скок Г. А. Проблемы агрессивного поведения личности: Учеб.
пособ. - Чернигов: ЧГПУ им. Т.
Г. Шевченко, 2000.- 156
с.
9. Зелинский А. Ф. Криминальная психология. - К.: Юринком Интер, 1999. - 240 с.
10.
Зимбардо Ф. Социальное
влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
11. Змановская Е. В. Девиантология (Психология
отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведен. - М.:
Издат. центр “Академия”, 2003. - 288 с.
12. Колесова Л. С., Невский И. А. Подростки “группы
риска” в школе. - М., 1996.
13. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для
учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
14. Короленко
Ы. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в
современном мире. - Новосибирск, 1990.
15. Кочетов
А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. -
160 с.
16. Клейберг
Ю. А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ “Сфера”, 2003. - 160 с.
17. Максимова
Н. Ю. Психология
аддиктивного поведения: Учеб.
пособ. - К.: ВПУ “Киевский университет”, 2002. - 308 с.
18. Малыхина Т. П. Психологические условия предупреждения аморального поведения подростков: Автореф. дис. к. п. н. - К., 2001. - 19 с.
19. Миньковский Г., Тузов А. Профилактика
правонарушений среди несовершеннолетних. - К.: Политиздат Украины, 1987. - 215
с.
20. Мищик Л. И.,
Белоусова С. Г. Социально-психологические и педагогические проблемы дезадаптации детей и подростков. -
Запорожье: 3 ГУ, 2003. - 108 с.
21. Психология: Словарь / Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
22. Протасова
Н. Ы. Психологическая помощь детям с девиантным поведением: Метод. реком. -
Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 2000. - 20 с.
23. Смел зер
Н. Социология. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
24. Соколова
Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
- 215 с.
25. Филонов
В. П. и др. Социология криминологии: исторические, философские, юридические и
управленческие аспекты. - Донецк: ДГУ, 1999. - 244 с.
26. Хьелл,
Зиглер. Теории личности. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с.
27. Целуйко
В. М. Психология неблагополучной семьи: Кн. для педагогов и родителей. - М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С. 216 - 257.
28. Шнейдман
Э. Душа самоубийцы. - М.: Смысл, 2001. - 315 с.
29. Экман
П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2000. - 272 с.