ПРЕДИСЛОВИЕ
Возникновения девиантного поведения
личности происходит под влиянием социально-экономических,
морально-психологических и других факторов. Среди этих факторов в наше время следует
особо отметить усиление социального расслоения общества,
неподготовленность социальных институтов к обеспечению успешной социализации
личности в условиях трансформации общества, дефицит средств и технологий
развития социальных служб, ориентированных на создание условий для самореализации
каждого человека, недостаточно высокий уровень психологической компетентности
большинства населения, в том числе тех специалистов, которые призваны оказывать помощь
личностям с поведенческими девиациями и т.д.
В связи с этим формирование
готовности психологов к работе с лицами с девиантным поведением и,
соответственно, учебная дисциплина “Психология девиантного поведения” являются важными
составляющими их профессиональной подготовки.
Цель данного курса заключается в
формировании знаний относительно содержания, видов, психологических факторов и особенностей
коррекции девиантного поведения личности, а также содействии развитию
соответствующих умений и навыков. При этом основные задачи курса:
• раскрыть
психологическое содержание девиаций поведения личности;
• определить
психологические факторы их возникновения;
• осветить
особенности деятельности психолога по профилактике и
коррекции девиантного поведения.
Реализация этих задач обусловила
разделение курса лекций на два раздела. В первом освещаются психологические
особенности и факторы возникновения девиантного поведения личности, а во втором
- раскрываются основные направления деятельности психолога по оказанию психологической
помощи личности с девиациями поведения.
Углубленному изучению особенностей
психологии девиантного поведения личности будут способствовать выполнению контрольных
задач и ответы на вопросы, а также на самостоятельную проработку литературных
источников, приведенные после каждой темы.
Курс лекций предназначен для
студентов - будущих психологов, преподавателей высших учебных заведений, в том
числе заведений последипломного педагогического образования, а также всех, кто желает
самостоятельно ознакомиться с психологией девиантного поведения личности.