Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

РАЗДЕЛ И.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОКА

 

Поводом для написания данного раздела послужил тот факт, что все учебники, учебные пособия и хрестоматии имеют одну и ту же серьезный "недостаток" - полное отсутствие сведений о развитии психологии на Востоке, за исключением трех имен: Авиценна, Альгазенна и Аверроэс.

Нет сомнения, западная мысль и мыслители Древней Греции достигли выдающихся успехов в научной сфере, но восточная традиция пробуждает нас взглянуть на мир другими глазами, потому что Восток - это огромное жизненное пространство - висповідає непосредственное, открытое этическое восприятие, не пытаясь логически обосновать смысл жизни. Это происходит потому, что смысл жизни и сама жизнь не рассматриваются отдельно друг от друга.

Мудрецы, волшебники, целители, прорицатели, знахари - все они так или иначе связаны с психологией, магией, медициной, философией и астрологией.

Мудрость Востока... Она всегда учит тому, что человек может достичь подлинной самореализации, приблизиться к самодостаточности и совершенства в том случае, если она находится в гармонии с Космосом, и в согласованности с собой, и в полном взаимопонимании с окружающими.

В этом разделе упоминаются лишь те ученые, которые имеют отношение к развитию психологии.

 

1.1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ПСИХОЛОГИЯ

 

V - VI тысячелетий назад, несмотря на то, что социальная строение и жизнь людей в целом были довольно примитивными, психология существовала как таковая, но, конечно же, на жизненном уровне. Однако это не означает, что она была примитивна и смехотворна - совсем наоборот. Надо думать, что много знаний, умений, "секретов", которыми пользовались в глубокой древности, были либо утеряны, либо забыты (например, как в металлургии: рецепт и технология изготовления булатной, дамасской стали или секрет литья колоколов). Ритуалы и обряды, лечения и исцеления, разнообразные чудеса, предсказания и многое другое - все это "следы" ее Величества Психологии. "Специалистами" - психологами того очень далекого времени были: веды, жрецы, шаманы, знахари, то есть люди, имевшие сильную биоэнергетику, владели секретами экстрасенсорики, гипноза и др.

Мысленно осматривая пространство, заселен людьми, мы невольно обращаемся к одной из древнейших культур человечества Шумеро-Вавилонской. Эта цивилизация возникла в южной части Месопотамии - Двуречье. В III - i тыс. до н.э. там возникли сначала древние Шумеро-Аккадські государства, а потом Вавы лон и др. Одним из важнейших достижений шумерского народа было изобретение письменности (середина IV в. до н.э.). Как и другие древние системы письменности, шумерская письменность возникла из рисунков. Школы, где учились богачи, были при храмах и дворцах. В этих школах давали общее и специальное образование. Кроме других наук в общеобразовательной комплекс входили астрология и медицина. Литературное и научное творчество народов Двуречья имела отпечаток религиозно-мифологического мышления. Потребности бытового жизнь побудившие человека внимательно следить за явлениями природы и, по возможности, объективно понимать их содержание.

Заметный след в истории человечества оставили Хетська культура и цивилизация, культура Восточного Средиземноморья, но раньше всех - Ассирия. Они начали формироваться в XIX в. до н.э. в Малой Азии между Европой и Азией и просуществовали в том или ином виде почти до XII в. н. э. Здесь родилась и развивалась религия зороастризма. Основателем ее был легендарный мудрец тех времен - Заратустра. Главным в его проповедях было учение о зависимости человека от Мироздания и миропорядка от человека, борьбу человека на стороне добра и вселенского господства справедливости. Монолитной глыбой среди других цивилизаций высится Древний Египет. Создание единого государства по традиции датируется примерно 3000 годом до н.э., когда царь Верхнего Египта Меня покорил Нижний Египет и основал первую династию объединенной страны.

Своеобразием Египетской религии было то, что исключительное значение придавалось заупокойному культу. Египтяне верили, что сохранение умерших (мумифицирование) обеспечивает существование души. Большое значение имело знание магических заклинань. их писали зеленой краской (цвет жизни) на стенах усыпальниц. Много позже, в эпоху Нового царства, молитвы и заклинания писали на свитках папируса "Книга мертвых".

Сущность человека виделась египтянами как сочетание духовного и природного естества, "мыслительной" и физической силы. Человеческая жизнь - это отрезок между двумя огромными пространствами - прошлого и будущего. Жизнь - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Для древних египтян явления и силы как органической, так и неорганической природы представлялись воплощением или помещением разнообразных духов. Смерть рассматривалась как переход к другой, лучшей жизни. Однако в момент смерти происходит нарушение единства тела и души человека. Душа на некоторое время покидала телесную оболочку и отправлялся в странствование в загробном мире.

Древние египтяне понимали душу как такую, которая состоит из нескольких субстанции, основные из которых - КА и БА. КА - это двойник человека, его жизненная сила. БА изображалось в виде птицы с человеческой головой и было воплощением разумной части души. Чтобы КА и БА могли снова вернуться в тело, необходимо было сохранить тело от тления. Эта идея привела к практики мумифицирования.

Психологическая мысль древнего мира вообще, и на Востоке в частности, представляет собой некий конгломерат философии и теологии, мистики и магических знаний (маг - это тот же психолог) и взглядов. Это можно проследить, в частности, по описанию механизма психической деятельности в Египетской, так называемой "Памятке мімфічної теологии" (конец IV тыс. до н.э.). За этим произведением, творцом всего сущего на земле является бог Птах. И, соответственно, значение органов ощущение такое: боги создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, чтобы они давали извещения сердцу" [34, с.39]. Что касается сердца, то оно в воображении египтян представляло собой первопричину сознания, но не души. Душа в их понимании не подлежит осмыслению.

Древний Восток был не только лоном зарождения мировых религий, но и центром научных знаний, которые воплощали мудрость тысячелетий. В глубокой древности наука была тесно связана с практическими потребностями, в частности с культом, поэтому на Востоке нет резкой грани между медициной и религией. Шумеры считали лекарства даром богов. Как свидетельствуют записи различных рецептов на глиняных табличках, им было известно большое количество способов лечения различных болезней. Вавилоняне и египтяне владели магическими знаниями в области гипноза, психотехники и другими способами воздействия на психику человека.

Некоторые народы великих цивилизаций древнего времени впоследствии так и не вышли за пределы мифологического, мистического мышления, не смогли прорваться за пределы непосредственного существования. Они были обречены на перерождение и медленное умирание, как это и получилось с Месопотамией и Египтом.

На смену политеизму и мифологическом сознании приходят мировые религии и философия. Человек будто впервые пробуждается к ясному мышлению, проявляя недоверие к непосредственному опыту эмпирического знания. Она осознает конечность своего существования, ставит философские вопросы бытия" и создает идеи и образы, которые помогают ей выжить, то есть создает религии спасения, рационализирует свое существование. В этих новых условиях мышление, рефлексия, рациональность побеждают мифологические образы, эмпирический опыт, то есть Логос побеждает Миф.

В древньоіндійській литературе является утверждение и даже убеждение в том, что душа может вселиться в любую форму живой материи. Только много позже душа стала отождествляться с поведением и психикой человека как исключительного существа.

Большое значение на психологические взгляды в Древней Индии имел буддизм, основной проблемой которого была проблема бытия личности. Это религиозное направление, центром которого является "четыре благородных истины". Они утверждают: "Существуют страдание; причина страданий; путь, ведущий к освобождению от страданий; освобождение от страданий" (27 с., 58). Психологически страдания определяются в буддизме прежде всего как ожидание неудач и потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе которого лежит чувство страха, но оно одновременно невідокремлене и от присутствующей надежды. Освобождение (раскрепощения) представляются как уничтожение желаний, а точнее пригашення их страстности. В Японии много позже подобное учение называлось синтоізмом.

В древнем Китае большое влияние на развитие психологии имела огромное философско-религиозное течение - конфуцианство. Во многом конфуцианство соглашалось с древнегреческой философской школой, но оно имело и свои особенности. Китайцы исповедовали любовь к людям, раскрытие истинной природы человека путем образования и самосовершенствования. В древньокитайських медицинских источниках, например в "Книге о внутреннем" (VIII в. до н. э.), говорится, что "князем тела" есть сердце" (49 с., 103). Именно от медиков Древнего Китая зародилось учение о тем-пераменти. Это примерно на 400 - 500 лет раньше, чем этим вопросом стали заниматься древние греки.

Во всех странах Древнего Востока особое значение в жизни имел кровообращение (отсюда главная роль отводилась сердцу). Основой жизненности вообще считали два источника: кровь и воздух. Еще с глубокой древности люди осознавали загадочность и таинственность такой сущности, как душа, и много - сложности такого органа, как сердце.

Византийская картина мира, система ценностей и идеал человека отличались от предыдущих взглядов. Она состоит как специфическая для восточного христианства: метафизическая, цельная, интуитивно-мистическая картина мира, включая Космос, Природу, человеческую жизнь в их присоединении идеи (энергии) к божественной благодати. По мнению византийского мистика XIV в. Григория Паламы, приобщение к этой благодати осуществляется благодаря мистической молитве. Византийском світоспогляданню было присуще целостное восприятие общественной жизни, понятие единства жизни.

События древности довольно трудно понять, осмыслить, если хотя бы примерно не представить себе, что чувствовал человек того времени, что она думала о мире, о самом себе, о других людях. Памятники древности, факты, которые дошли до нашего времени, свидетельствуют о том, что мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия, мистика и магия. Коллективный опыт предков формировался именно так.