ВСТУПЛЕНИЕ
Любая история как наука - это фрагмент во времени (больший или меньший) человеческой цивилизации: история культуры человечества в целом или история развития отдельной страны; история развития авиации и космонавтики, или история музыки; история педагогики, или, наконец, - история психологии.
Овладение историей не ограничивается воспроизведением взглядов прошлого, которое в полной мере может служить настоящему и будущему только в том случае, если оно учитывается и используется с целью решения актуальных современных проблем. Исторический подход требует такой реконструкции событий, которая была бы адекватной их изменениям во времени, в историческом "разрезе".
Не учитывая последние 150 лет ученые изучали человеческую природу, психику, опираясь (как сейчас говорят) на собственный, весьма ограниченный опыт с помощью размышлений, наблюдений, интуиции, умозаключений и обобщений. И это не так уж и плохо, ведь именно это прошлое привело к обновлению психологии - появления эксперимента.
Психология - сложная наука, поэтому специфика любой научной работы в ее "недрах" направлена на необходимость иметь полную информацию о ее прошлом. Но, к сожалению, в истории психологии еще существуют "белые пятна".
Психология - запутанная и капризная наука, она переживает большие и малые кризисы в своем развитии, а точнее, она состоит из одной сплошной кризиса, которая то отдаляется (ослабевает), то приближается (усиливается).
Багатоскладність развития психологии в наслоениях истории заключается в том, что в своем становлении (от жизненных, мистических, магических источников древности и до границы III тысячелетие) она прошла много эпох, периодов, этапов перестройки, переориентации, переосмысление.
Только в том случае, когда будущий психолог достаточно свободно ориентируется в истории развития психологии, он может стать хорошим специалистом и с честью нести психологические знания, умения и навыки в широкие слои населения; он сможет делать главное - помогать людям.