Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

РАЗДЕЛ И.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОКА

 

1.2. КИТАЙ

 

Одной из наиболее древних цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, является китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры и традиции, синтез которых на протяжении тысячелетий и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией.

Наибольший удельный вес (по географическим, демографическим и другими аспектами) среди восточных стран по праву принадлежит Китаю - овеянном таинственностью, заворожуючому своей необычностью. "Срединной цветком Востока" (61с. 110) зовут эту державу. Китайская культура, которая насчитывает много тысячелетий, - "это колодец, в котором нет дна" (61 с. 112).

Китайский шелк, китайский посуда, изобразительное искусство и поэзия Китая, его хореография, театральное искусство - все это до нашего времени удивляет человечество. А чего стоят одни иероглифы - сколько в них необычного и загадочного. Но особой, монолитной глыбой в этом ряду стоит философская мысль Китая, которая диковинно-переплелась с религиозными течениями, имеет много школ и направлений. Главным отличием является то, что философия Китая развивалась автономно, независимо от развития философии Древней Греции и Западной Европы. То же самое можно сказать и о развитии психологической мысли в этой загадочной, сказочной стране.

Специфической чертой китайской мудрости является ее склонность рассматривать предметы в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа и человек рассматривается как нечто органически единое, взаимосвязанное. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает благотворительных. Таким образом, религия превращалась в этику. Небо олицетворяло собой общий порядок - космический и нравственный. Примат этики над религией, преимущество рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций и поведению в целом в китайском обществе того времени создавали необходимые условия для развития точных наук, а также и естественных.

Высоких успехов достигла древньокитайська медицина, которая в ту далекую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представлений о человеке как микрокосмос, отражающий гармонию космических сил и ритмов: источников Инь и Янь (женского и мужского), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов энергии - "ЦИ". Лечение болезней сводилось к возобновлению равновесия космических сил и ритмов, то есть к жизненной целостности организма. Для этой цели древними китайскими целителями были разработаны различные подходы и приемы диагностирования, лечения, и самое главное, профилактики болезней.

Китайские астрологи умели высчитывать время зимнего и летнего солнцестояния, солнечных и лунных затмений.

Натурфилософские трактаты свидетельствуют о поисках китайскими учеными первоэлементов вещей. Такими им представлялись: огонь, дерево, металл, земля и вода.

Одним из основных понятий тех времен в Китае выступает гуманность (Жэнь), которая является моральным принципом, который определяет отношения между людьми как в обществе, так и в семье.

ДАО - основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление ДАО - добро - ГДЕ, в нем воплощен нравственный идеал личности, которая достигла абсолютной гармонии с окружающим миром. Необходимо уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии, жить в согласовании с природой. Не проблема "человек - мир" и, тем более, проблема "Человек-космос" была в самом центре внимания китайских мыслителей, а проблема "Человек - общество" занимала их умы. Развитие общества и развитие человека, в сочетании с знанием, ставятся в центр научного исследования.

ЛАО-ЦЗЫ (579-499 до н.э.). Мудрец, философ, житель царства ЧУ. Настоящее имя ЛИ ЭР Лао-Цзы означает "учитель Лао". В свою очередь Лао - это призьвисько и оно означает - старый.

Полулегендарный основатель даосизма. Им написаны книги: " Дао-де-дзин"; "Книга о дао-пути и благой силе-дэ"; "Все сущее изменяется само по себе".

Этот человек служила будто архивариусом при чжоуському дворе. Он встречался с Конфуцием. Сведений о нем до наших дней дошло очень мало.

Идеи и мысли Лао-Цзы: по себе можно познать других; будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков; если хочешь, чтобы люди шли за тобой - иди за ними; спокойный и не злобный и люди поймут тебя; кто умер, но не забыт - тот бессмертен; размышлять - значит жить, успокоения подобное смерти; равнодушие обижает и окружающих, и природу.

КОНФУЦИЙ (22.09.551 г. - апрель 479 до н.э.) Родился в пещере на склоне грязевой горы в области Чанпін на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разоренного. Имя, которое ему дали при рождении, было Кун Цю. Усердием его сторонников имя Кун Цю мало-помалу изменилось почетным прозвищем Кун-Фу-Цзы, что означает "Почтенный учитель Кун", а много столетий (XVI -XVII вв.) миссионеры - иезуиты, приехавшие в Китай и ознакомились с его учениями, сделали китайского мудреца и его учение достоянием европейской цивилизации, латинізувавши его имя - Конфуций.

В жизни Конфуций воздерживался от четырех вещей:

1. Он не вдавался в пустые размышления.

2. Не был категоричен в своих суждениях.

3. Не проявлял упрямства.

4. Не думал о себе лично.

Конфуций обожал порядок во всем. Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил после себя ни строчки. Все, что нам известно, - это записи его учеников.

Главные идеи, мысли, взгляды: Жэнь, или гуманность, наиболее ценное качество личности, она достижима в процессе образования. Высшим принципом управления является Жэнь (гуманность) и правитель должен быть образцом, примером во всем для своего народа, управлять по совести, а не запугиванием.

Конфуций уделяет мало внимания потустороннему миру и духам. Центр его размышлений, то, что беспокоит его больше всего - это проблема человека, его разума и нравственности. Он первым разработал концепцию идеального человека, благородного мужа-не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе нравственных качеств и культуры. Конфуций придавал большое значение музыке - лучшему средству изменения плохого нрава и привычек, а главную роль отводил этикету - правилам благопристойности в различных жизненных ситуациях. Вот некоторые из его рассуждений:

"Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна травы и трава клонится туда, куда дует ветер" (31с. 22).

"Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок" (51 с.21).

"Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, - что он не знает людей" (51 с.20).

"Совершенный человек все ищет в себе, ничтожество - в других. Учение без размышлений не имеет смысла, и размышления без учения опасны" (51 с.22).

"Мудрость стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их" (51 с. 20).

"Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный путь; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый путь" (51 с.23).

"Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы поступали с нами, - выше этого нет ничего! (51 с.21).

"Возвеличуйте благотворительного и настановляйте необученных и люди будут доверять вам." (51 с.23).

"Наблюдайте за поведением человека, будьте внимательны к причинам ее поступков, внимательно приглядайтесь к ней в свободные времена. Останется для вас загадкой?" (51 с.24).

Конфуцианство всегда предостерегает от крайностей, например, от чрезмерной привязанности только к рефлексии, или только к чувствам. Иногда ставятся очень сложные вопросы, ответы на которые неоднозначны, например: платить добром за зло - глупость. Чем же тогда платить за добро?

МО-ЦЗЫ (МО-ДИ) (480-400 гг. или 475-395 гг.) до н.э. Философ, мыслитель. Взгляды Мо-Цзы изложены в книге, которая носит его имя и составлена его учениками. Это плод коллективного творчества моїстів в течение более чем двухсот лет. До наших дней дошли лишь 53 разделы с написанных 71.

Ученый выдвинул и обосновал впервые в китайской науке категории "ГУ" (причина) и "АЕЙ" (сходство, аналогия). Мудрец говорил: "На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое". Он исповедовал принцип всеобщей любви", критиковал конфуцианство. Мо-Цзы выступал против "врожденного знания". Настоящие знания - это только полученные в процессе практической деятельности. Вещи, существующие вокруг нас, имеют объективный характер и независимы от нашего сознания. Человеческое сознание возникает в результате деятельности органов чувств и мышления.

ШАН-ЯН (390-338 гг. до н.э.). Ученый философ. Настоящее имя Гуньсунь Ян. Происходил из обедневшего аристократического рода. Вот некоторые из его высказываний:

"Присмотрись к себе - увидишь весь мир" (17 с. ЗЗ).

"Если знания поощряются и не преследуются - они приумножаются" (11 с.130).

"Человека можно и нужно учить - только так можно помочь ей" (60 62).

МЭН-ЦЗЫ (МЭН-КЭ) (372-289 гг. до н.э.). Едва ли не самый большой после Конфуция философ, представитель конфуцианства. Родился в царстве Лу на территории современной провинции Шаньдун. Его фамилию Мэн, имя Ке. Был учеником Цзы - Сы, внука Конфуция.

Учение Мэн-Цзы базировалось на тезисе о изначальную доброту человеческой натуры, в соответствии с ним, человек является врожденным носителем добра и обладает способностью творить его. Зло - это результат ошибок людей и для его искоренения необходимо восстанавливать изначальную природу человека. Человек, ее особенности, правила поведения, обязанности, знания вливаются в нас не снаружи, а всегда присущи нам." (160 с.71).

Некоторые принципы ученого:

Не допускать потери доброй природы человека, но совершенствовать ее. Постоянно искать потерянную сознание (рассудительность, вдумчивость). Всегда и везде надо помнить о справедливость и добродетель.

ЧЖУАН-ЦЗЫ (369-286 гг. до н.э.). Мудрец, философ. Фамилия Чжуан, имя Чжоу. Родился в провинции Мэн, во владениях Сун. Сначала служил мелким чиновником, а затем оставил службу и жил в одиночестве.

Его идеи и взгляды:

"Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений. Наши чувственные восприятия очень изменчивы. Опытное восприятие будет объективным только тогда, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм" (11с. 138).

"Человек, обладающий совершенными моральными качествами, морально высокая, ничего не приобретет"(11 с. 34).

"Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить, - это все равно, что сделать из ивовой лозы чашу для напитков" (17 с. 20).

"Совершенствование человека - это всего лишь раскрытие его природных задатков" (60 с. 54).

"Не мыслить и не думать - это начало познания. Нигде не находиться и ни в чем не упираться - это начало спокойного пребывания, ничему не следовать и не идти никакой дорогой - это начало достояние" (17 с. 88).

СЮНЬ-ЦЗЫ (СЮАНЬ-ЦЗИ) (313-335 гг. до н.э.). Ученый родился в царстве Чжао.

Сюнь-Цзы имел независимый характер и резкую прямоту суждений.

Его учение:

"Уши, глаза, нос, губы и кожа человека дают ей возможность сталкиваться с вещами, миром, причем каждый из этих органов чувств имеет свой предел соприкосновения и они не могут заменить друг друга"(49 с.202).

"Сердце - хозяин тела и повелитель мудрости. Оно отдает приказы телу, а не принимает их. Надо верить своему сердцу" (49 с. 178).

"Когда сердце помогает естественным чувством отличить истину от лжи, это называется розміркуванням". (49 с.179).

"Торжествует не зло и не добро, а большая жизненная приспособленность, специальная ситуационная гибкость и пластичность. Это труд, усилия и это, не в последнюю очередь, искусство адаптации, таинственное и вечное умение идти более коротким и менее затратным путем к цели или ориентиров попытки" (49 с.124). При рождении совершенный человек не отличается от других. Она отличается от других тем, что умеет опираться на вещи и явления"( 49 с. 111).

"Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире" (49 с.112).

ЛЮИ-ШИ-ЧУНЬУЙ (291-235 до н.э.). Странствующий мудрец. Он говорил:

"Важнейшим средством для связывания космической и социальной гармонии является музыка. Музыка облагораживает душу, очищает сердце, насыщает тело жизненной энергией". (17 с. 46).

"Направляй свои мысли и ноги туда, куда зовет тебя твое сердце. Живи для людей, поддерживай их, твори добро, старайся разобраться в жизни и не жди благодарности - в этом и есть основной смысл, это и есть счастье"(17 с. 46).

ВАН-ЧУН (ЧЖУАН-ЖЭНЬ) (27 г. - около 98 н.э.). Мудрец - универсал.

Полностью сохранялась лишь книга "Вываживание мир-поковок".

Скептически относился к учению конфуцианцев.

Важное место в учении Ван Чуна занимает понятие ЦИ - изначальная субстанция мира, первооснова и источник вещей, что вникает в результате сгущения этой субстанции. Так же рождается и человек, который в принципе не отличается от животного. Поэтому после смерти тело разлагается, а жизненный дух рассеивается.

"Источником познания реального мира являются: чувство, восприятие, созерцание вещей и явлений"(60 с.35).

ЛЮ СЕ (VI в. н.э.). Зрение и слух, обоняние и вкусовые ощущения - слуги нашего тела. Мысли, чувства, речь, фантазии - слуги нашего духа. Если в сердце царят лад, гармония и покой, истина сама собой откроется нам. Иди своим путем, не сворачивай в сторону и люди будут ценить тебя. Что бы ты не сделал хорошего или плохого - оно вернется к тебе". (49 с.106).

СЮАНЬ-ЦЗАН (600-664 гг н.э.). Идеи этого ученого:

"Духовные способности личности определяется конкретным сочетанием врожденного и приобретенного - все это необходимо правильно направлять".

"Не думай о плохом, гони от себя плохие мысли и жизнь станет намного интереснее" (17 с. 81).

"Каждый должен идти своим путем, но чтобы не заблудиться, надо оглядываться вокруг себя"(17 с. 80).

"Природа - лучший учитель; прислушайся, при-дивляйся, наблюдай и размышляй и ты обязательно станешь мудрым"(17 с. 82).

ХАНЬ-ЮЙ (768-824 гг.). Ученый - универсал. В центре внимания его учение стояла проблема человеческой природы. Он первым использовал термин "СЮНЬ-ПИНЬ" - три степени в отношении к человеческой природе (высшее - абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; ниже - абсолютно плохая), которую он отделял от чувств. Свою природу человек получает при рождении, чувства же получает в контакте с внешними вещами"(60 с.53). Хань-Юй расширил термин "Жэнь" (человечность, гуманность) в понятие всеобщей любви.

ЧЖОУ-ДУНЬИ (1017-1073 гг.). Вот некоторые его идеи:

"Человек должен иметь пять моральных принципов: человечность, справедливость, добронравие, знания, верность - и только тогда она может отличить добро от зла. Основой моральных качеств и источником любой деятельности является искренность" (49 с.101).

"Визначивсь в своих желаниях, направленностях и иди своим путем" (Ис.129).

ЧЖАН-ЦЗАЙ (1020-1078 гг.). Смолоду изучал буддизм и даосизм, а позже начал заниматься конфуцианством. Одной из его основных идей была мысль о том, что с каждым в межличностных отношениях связана специфическая моральная требование, однако любовь охватывает всех их, поэтому человек любви отождествляет себя с небом и землей.

"Единство природы вещей (человека) и сознания осуществляется благодаря уму" (11 с.13).

ЧЭН-ХАО или ЧЕН-И (1032-1085 гг.). Его идеи:

"Между совершенствованием внутренней жизни и поведения существует тесная связь. Внешний и внутренний миры осо-личности можно объяснить с помощью искренности"(49,с.17).

"Там, где все кончается, все и начинается" (60 с.42).

"Помоги людям, не думай о выгоде - и ты не пожалеешь" (60 с. 41).

ЧЖОУ-СИ (1130-1200 гг.). Главные идеи этого мудреца: природа человека - это, прежде всего, доброта. Главным в воспитании ученый считал: с одной стороны содержание благой природы, которую получила при рождении человек, а с другой - очищение от "моральных шлаков", возникших при взаимодействии с окружающим миром.

"Знания сначала - действия потом; если только знать, но не действовать, то это сравнивается с незнанием. Если говорить о том, как много надо знать, то не лучше ли знать главное? Зная главное, не лучше ли превратить эти знания в поступки?» (21, с.103).

ЛУ-ЦЗЮЛУАНЬ (1139-1193 гг.). В основу своего учения мыслитель положил СИНЬ (сердце, душа, разум, мысль) - термин, который, пожалуй, лучше всего передается понятием "сознание". СИНЬ - это единое и неделимое, тождественно принципам природы, человека, вещей и существующее только в нашем сознании. Ученый пытался и разделить и, одновременно, объединить понятия душа, ум, сердце и даже заводил речь о подсознательное (бессознательное), но современники его не понимали.

В-ЧЕН (1249-1333 гг.) Ученый, философ, неоконфуціанець. Родился в Чунжені, округ Фучжоу, провинция Цзянси. Был ректором университета Го-Цзы-Сюс (1368 г.) и руководителем Императорской академии Хань-Минь (1321 г.). Природу человека, которая от рождения доброй, В-Чен отождествлял с законом ЛИ, однако, поскольку она связана то с чистой, то с закаламутненою ЦИ, поскольку существует деление людей на возвышенных - мудрых, и низких - неразумных, то кроме добра существует и зло.

"Знать все невозможно, но понимать, что делается вокруг - необходимо" (11 с.14).

ВАН ЯНМИН (1472-1569.). Родился в Юэ-Чен провинция Чженцзян, умер - в Найвань, провинция Дзянси. Средневековый философ, представитель конфуцианства. Его идеи:

"Каждый человек может стать совершенно мудрым. Моральное поведение - это естественное выражение внутреннего знания того, что является благом. Единство знания и действия - обязательно. Сердце - сознание и есть врожденное знание. Внутренняя (глубокая) потребность человека - это интуитивное распознавание добра. Обращаясь к своему сердцу, каждый человек способен понять, что является верным, а что нет. Весь мир существует только в нашем сознании ("души"), ибо дух является основным источником всего мира и заключает его в себе: (11 с.55). Ученый выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на выявлении идей, которые изначально заложены в нашем разуме, в связи с чем процесс познания является, прежде всего, само-познанием".

ЧЭН-ЦЗЯН (XVI ст.). Одно из его высказываний: "Звук ручья, что журчит, пение птиц, красота гор и долин, цветение трав воспитывают наше зрение и слух. Вдумчивое чтение книг, умная беседа воспитывают паш ум. Музыка и живопись воспитывают наше сердце" (49 с.48).

ДАЙ-ЧЖЭН (1724-1777 гг.). Источником зла в человеке ученый считал лишь извращение чувств - эгоизм, ложь, жадность, подлость, предательство и прочее. Настоящие чувства и желания нельзя подавлять. Общая любовь называется гуманностью; осуществление гуманности, воплощение ее в жизнь называется справедливостью (60 с.650).

КАН-ЮВЭЙ (1858-1927 гг.). Источником человеческих страданий ученый считал "девять препятствий": государственные, классовые, расовые, половые, профессиональные, религиозные, национальные, возрастные и экономические. По его мнению все эти препятствия со временем должны обязательно исчезнуть навсегда.

ТАНЬ-СИТУН (1865-1868 гг.). Ценность гуманности может быть обоснована с помощью современных научных данных и технического прогресса (гуманность и обучения, гуманность и современная наука и прочее - синтез лучших идей Китая).

СУТЬ-ЯНСЕН (1866-1955 гг.). Он считал, что всем людям должен быть дан равный шанс на развитие своих способностей. Развитие же способности, одаренность зависит от инди-відуального уровня потребностей каждой личности, а также от волевых качеств в целом.

ФЕН-ЮЛАН (1895-1990 гг.). Ученый утверждал, что существуют четыре сферы бытия: сфера невиновности, сфера практики, сфера этики и сфера трансцендентного.

Каждая личность - это "человеческая формула". Чем духовно богаче, интеллектуально розвинутіша, эмоционально багатообразніша личность, тем сложнее ее формула.

"Красной лентой" через развитие всей китайской психологии проходят три темы: гуманность, доброта и искренность. Но китайцы не обошли своим вниманием и такие важные "темы" мировой психологии как чувство (чувственность, чувствительность), самосознание, нравственное поведение, восприятие и воображение (представление).

Китайцы придают большое значение чувствам. Человеческие чувства, по мнению китайских мудрецов, относятся и внешнему миру. Самопознание в китайской психологии, философии и, вообще, в культуре было не в сведении сознания к субъекту, а наоборот - в охвате сознанием всей полноты жизненных качеств человека, всей ее сути и глубины; большое внимание до предела осмысливаемого, что само по себе продвигало к внутреннему перерождению человека. Подобное мировосприятие подразумевает существование и даже взаимозависимость интеллекта и чувственного жизнь. Для китайцев всегда мысль должна быть "сердечным", "пронизанной чувствами", и даже, более того, чем сильнее чувство, тем яснее сознание.

Самая высокая китайская мудрость: знания равноценности всех моментов жизни и способность добывать для себя одновременно и радость, и выгоду с каждого дела; впитывание в себя максимальной полноты жизни.