Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел И

 

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА

1. Воспитание подрастающих поколений в условиях борьбы за выживание

 

Археологические памятники свидетельствуют, что даже в ледниковый период земли современной Украины были удобными для проживания людей. Здесь найдено и исследовано немало памятников раннего, среднего и позднего палеолита, которые дают возможность представить социальную организацию древнего общества.

Основной социальной единицей тогда была дородовая община с неупорядоченными брачными отношениями. Дети знали только мать. Это и обусловило ее первоначальную роль в воспитании детей. Можно представить, что именно она как естественная воспитательница сознательно или подсознательно приучала детей выживать в сложных и весьма неблагоприятных природных условий.

Выживание и дальнейшее развитие первобытного человечества определила хозяйственная деятельность: собирательство, скотовод ство, земледелие.

Средства к существованию давала природа: животный и растительный мир. Первоначально основным способом добывания пищи было собирательство плодов, ягод, съедобных корней, охота на животных и рыбная ловля. Очевидно, детей сызмальства обучали различать растения и их плоды, по форме, запаху, вкусу, от-різняти съедобные от ядовитых, пользоваться лечебными свойствами растений и т.д. Малыши собирали съедобных ракушек, улиток, червей, яйца птиц. Подростков учили делать ловушки, выслеживать и ловить зверей, птиц, рыб. А юноши принимали участие в групповых охотах (женщин и мужчин) на диких, сильных или хищных животных. Действуя, как взрослые, дети росли сообразительными, смелыми, ловкими, выносливыми. Сама природа была первым неписаным учебным пособием. От познания ее зависело и продолжения рода. Следовательно, период привласнювальних способов добывания средств существования (охота, рыболовство, собирательство) можно квалифицировать как «естественную школу» выживания.

За позднего палеолита происходит переход к родовой организации общества. Родство в роде определялась по материнской линии, поскольку господствовал групповой брак и дети не знали отца. Но браки между членами одного рода запрещались. Женщина выступала в роли хранительницы семейного очага, ведала пищевыми запасами. Преимущественное положение женщины в первобытном обществе обусловило возникновение матріархальних отношений. Во главе рода, родовой общины, куда входили десятки, а то и сотни людей - родственников, стояли женщины.

Материнская родовая община как общественная организация возникла около 30 000 лет назад. В науке она получила название матриархата (от лат. «шатер» - мать и греч. «архи» - власть).

Матриархат отразилось на религиозных представлениях и в культе богини-матери. На это указывают найденные археологами многочисленные фигурки женщин, вырезанные из бивня мамонта или мягких пород камня. Изображения представляют собой обобщенный образ матери-прародительницы.

Род был универсальным коллективом, он выполнял брачные, хозяйственные, религиозные, воспитательные, а впоследствии - военные и охранные функции. Работа имела коллективный характер, ее результаты распределяли между всеми членами рода. В процессе трудовой деятельности развивались мышление, речь, набувались положительные знания. Детей с детства готовили к жизни в родовом коллективе: передавали им трудовые навыки, учили соблюдать обряды, слушаться старших, уважать мать, повиноваться ее авторы-тету.

В воспитании учитывали пол и соответствующие социальные и хозяйственные функции. Девочек готовили к роли матери, кормилицы, обладательницы, правительницы. Мальчиков знакомили с теми видами деятельности, которые исполняли мужчины (охота, изготовление оружия, орудий труда), и привлекали к посильному труду. В период матриархата и екзогамії детей до пяти - шести лет воспитывала мать. Потом мальчиков передавали в общественные мужские жилья, девочек - в женские. Там их наставниками становились соответствии братья и сестры по матери.

Значительные сдвиги в развитии хозяйства и социальных отношений ха рактеризують эпоху неолита. Уникальный природный комплекс степной, лесостепной, лесной полосы, горы, полноводные реки, лучшие в мире черноземы, Черное и Азовское моря, умеренный климат способствовали зарождению скотоводства и земледелия. Ученые считают, что именно на тереме Украины был один из центров окультуривания диких животных, приручения человеком собаки, быка, свиньи, а после приручения лошади здесь было создано телегу и колесо. Развитие скотоводства обусловил потребность освоить новые способы добывания средств существования, а именно: уход за домашним скотом, заготовка кормов, переработку продуктов скотоводства. Иметь или по ее поручению старшие дети привлекали младших к выпас скота, ухода и вскармливания домашних животных, птицы. Приобретая трудовые навыки, дети одновременно изучали поведение животных, благоприятные условия их существования и размножения, способы предотвращения заболеваний и лечения, узнавали, как хранить и перерабатывать остатки мясо - молочных продуктов. Посильная производственная труд становится фактором обучения и воспитания наряду с природой.

Земледелие возникло из собирательства. От сбора полезных растений наши предки перешли к выращиванию их.

На территорию Украины культурные злаки - пшеница, ячмень - по попали через Балканы. Так же, как и скотоводство, земледелие было для человека источником хозяйственных и естественных знаний и умений, к которому ее приобщали с детства.

Важное историческое значение для понимания характера изобразительного искусства, верований населения неолита, а возможно, и утечек праписемності, имеет так называемая Каменная Могила под Мелитополем. Здесь найдено выполненные первобытными художниками на камне многочисленные сцены охоты на диких животных, а также разнообразные геометрические композиции: прямые и извилистые линии, треугольники, круги, ромбы. Все фигурки животных изображены «ранеными» и сохранили следы охры. Похоже, здесь было святилище. Из окрестных поселений, следы которых обнаружены вблизи Каменной Могилы, сюда приходили служители культа для осуществления охотничьего ритуала, чтобы реальное охота было успешным.

Развитие хозяйственной деятельности, освоения производства металлов в медном и бронзовом веках обусловили появление новых, более сложных орудий труда. На территории Украины найдено много следов первоначального ремесленного производства (металоливарства, гончарства, ткачества), которое развивалось наряду со скотоводством и земледелием.

Центры ремесел возникали там, где были соответствующие условия: угодья для выпаса овец, земли, пригодные для выращивания льна, залежи металлических руд и т.д. В науку до мастера шли дети и подростки, которые имели талант к определенному ремеслу. Следовательно, хозяйственная деятельность предопределяла содержание и методы трудового воспитания и обучения.

Потребности, связанные с развитием производственного скотоводства, земледелия, ремесленничества, с использованием более совершенных орудий труда, в частности металлических, постепенно выдвигали на первый план мужской труд как более производительную. Соответственно на замену материнской власти пришла родительская, или патриархат (от греческих слов «патер» - отец, «архи» - власть). Господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни рода, племени и в семье заняли мужчины.

С утверждением патриархата происходит переход от беспорядочных браков одношлюбної семьи - моногамии. Род теряет свое значение. Он распадается на отдельные семьи, каждая из которых имеет собственное жилье, скот, поле и т.д., и самостоятельно ведет свое хозяйство. В общественном пользовании остаются только луга, леса, водоема.

Воспитание детей происходило в домах молодежи. Там старшие члены рода помогали им овладевать хозяйственными навыками, передавали заветы предков, знакомили с родовыми верованиями и обычаями. Завершалось воспитания ініціаціями - системой испытаний на физическую зрелость и готовность к участию в хозяйственной жизни коллектива.

Воспроизвести представление о народно - педагогические традиции древних украинцев помогают достижения археологии, языкознания, истории.

Достаточно хорошо изучена распространена на территории современной Правобережной Украины трипольская культура (IV - III тысячелетия до н.э.). Она сказалась на развитии славянских племен - предков украинцев.

Основным занятием трипольцев было земледелие. Выращивали несколько сортов пшеницы, ячменя, просо. Землю обрабатывали мотыгой с каменным или костяным наконечником. Злаки жали серпом, с помощью зернотерок производили муку и крупу. Занимались и скотоводством. Охота, рыболовство и собирательство играли вспомогательную роль. Разбирались трипольцы и на обработке меди. Имели достаточно высокий уровень домостроительства. Находки остатков ткацкого станка свидетельствуют о развитии прядения и ткачества. С трипольских времен сохранилось много ке-рамічних изделий высокого качества с орнаментами на бытовые и религиозные темы.

Население имело определенную общественную организацию. Родовид трипольцы вели по линии отца. Начальным звеном была моногамная семья, которая впоследствии стала самостоятельной хозяйственной и воспитательной звеном трипольского общества. Две-четыре семьи создавали великосімейний коллектив, который путем распределения обязанностей обеспечивал рентабельное хозяйство, владел орудиями труда, скотом, домом, земельным участком и распределял производимые продукты. Для выполнения больших работ несколько соседних коллективов объединившийся в общину (350 - 550 человек). Из общин образовывалось племя, которое насчитывало до 4500 человек.

Центром воспитания выступала индивидуальная семья, потом великосімейний коллектив, община, племя. Обучение простейших способов возделывания земли, гончарного производства, ткачества, декоративной росписи, обработки дерева, металла происходило в процессе производственной деятельности. Усваивая умения и навыки, которыми овладели взрослые, подростки в меру своих возможностей были вспомогательной силой в хозяйственных делах.

Старые члены семьи уже не могли работать. Они выполняли функцию «социальной памяти и совести» коллектива. Передавая свой опыт и знания, они знакомили молодежь с легендами, ритуалами, обычаями племени, рода. Старейшин уважали и именно они чаще всего управляли коллективом.

Содержание и характер воспитания детей, как и производственная работа, у трипольцев зависели от пола, а также определялись условиями жизни и производственной деятельностью взрослых. Девочек учили готовить пищу, содержать дом, ухаживать за младшими детьми. Мальчиков закаляли физически, воспитывали в них черты и умения, необходимые будущему ремесленнику, охотнику или воину. Женские и мужские захоронения этого периода принципиально различаются набором найденных в них предметов хозяйственной деятельности. Меньше различаются наборы предметов в погребениях взрослых и детей одного пола.

В мужских погребениях обнаружены каменные и костяные клинья, топоры, боевые топорики, точильные бруски, шилья, серпы, медные кинжалы. В похо ваннях мальчиков также немало кремневых ножей, наконечников стрел, топоров, каменных скребков или оружия. Очевидно, подрастающее поколение учили пользоваться этими орудиями. Иногда встречаются миниатюрные сосуды, амулеты, медное ожерелье и другие украшения.

Мужские захоронения богаче женские. Очевидно, это обусловили тяжелее и совершеннее труд, военное дело мужчин. Богатые захоронения свидетельствуют также о проявлении уважения к мужчинам, свойственный патриархату.

В женских погребениях обнаружены кремневые ножи, ретушеры, прясла, посуда, украшения. То же самое, но в меньшем ассортименте, найдено в погребениях девочек. Бытовая труд женщин была посильная девочкам, которые довольно рано приобщались к ней путем практического обучения.

Среди находок времен трипольской культуры немало женских статуэток. Только уважение к матери, понимание ее детородной и воспитательной роли могли породить культ женщины и его материализацию в ритуальных фигурках. В этих фигурок обращались с просьбами, молитвами, клятвами, обещаниями. Итак, в хорошую и производительную силу женщины верили и за патриархата, воспитывали к ней особое уважение в жизни и обрядах.

Важной составляющей воспитания древних украинцев были рассказы о прошлом своего края, рода, племени, о выдающихся событиях и людях, которые служили обществу. Молодежи также рассказывали про обычаи, правила, которых придерживались старшие, об уважении к главарей и старшины. Семья и другие общественные организации следили, чтобы эти рассказы передавались из рода в род правильно и неизменно, чтобы подростки и молодые люди изучали их и помнили. Таким образом закладывались основы нравственности наших предшественников.

Однако со временем некоторые исторические рассказы превращались в легенды, в которых наряду с историческими событиями было немало выдумок.

В конце концов для передачи информации создали узелковое письмо, которое известно у славян и балтов. Узелками и цветом ниток сначала обозначали чары, заговоры у язычников. Далее узелковые отметки становятся словно грамотой на вывоз определенного количества деревьев, дров из леса, бочек рыбы. Концы нити скріплялись печатью, чтобы больше нельзя было вязать.

Значительно лучшим способом хранения и передачи информации во времени оказался письменный. Сначала это было рисование образов, символов, знаков, резьба га зарубки. Первые древние сообщения сохранились в форме наскальных рисунков и орнамента на керамических изделиях и получили название малюнкового письма.

Вместе с культурным развитием человечества эволюционировало и письмо, пока не возникло алфавітне, которое оказалось самым удобным. В отличие от малюнкового с помощью алфавитного письма можно записать что угодно и хранить сведения любой срок. Письма учили подрастающие поколения. Именно благодаря этому надписями на камне, металле, глине или кирпиче стало возможным передавать память о событиях через длинный ряд поколений неизменной. Тогдашние записки и надписи дали основание современникам сведений о древности.

Итак, издавна передачи опыта, жизненных знаний, письменности от поколения к поколению составляло сущность исторического бытия на рода. Приоритетного направления в жизни и воспитании молодых поколений приобрела трудовая, прежде всего крестьянская, деятельность праукраинцев.

Мощным источником идей, средств, методов и приемов самобытного воспитания и формирования нравственных основ была многогранна по содержанию и форме народное творчество: песни, предания, прикладные искусства и промыслы.

За некоторыми иностранными источниками, в низовьях Днепра, Причерноморье и приазовских степях в III - i тысячелетии до н. э. существовали воинственные общины древнеукраинского женщин. Есть гипотеза, что древняя женская вольница образовалась как оппозиция патриархату, что сменил матриархат. Древнегреческие ученые, в частности, Гиппократ (470 - 356 г. до н.э.), отмечают, что женщины воспитывали только девочек. Знакомы с народной медициной, они еще с детства девочкам накладывали на правую грудь разогретый медный инструмент, чтобы выжечь ее безболезненно. Вследствие этого вся сила переходила к правому плечу и правой руки, что позволяло искусно стрелять из лука. Отсюда название «амазонки», что означает «безгруді».

Амазонки занимались скотоводством, земледелием, рыболовством, охотой, ремеслом и военным достижением. Храбрые, выносливые, сильные воительницы, искусные наездницы, они добро владели мечом, боевым топором, копьем, луком.

Французский географ А. Таве (1502 - 1592) писал, что амазонки играли значительную роль в развитии древнеукраинской культуры. В соответствии с целью и общественной организацией амазонок принципиально отличалось воспитание девочек и мальчиков. Девочки получали военно-физическое воспитание, с малолетства осваивали боевые приемы, учились владеть оружием. их воспитывали храбрыми, мужественными, волевыми и даже жестокими, властными. Из мальчиков готовили рабочих на уровне современного ремесленного производства. К тому же воспитывали в них покорность, формировали психологию неполноценного члена общества. За Гиппократом, амазонки калечили рожденных мальчиков, чтобы они не могли потом воевать против женщин. По Геродоту, мальчиков убивали или отдавали скифам (их родителям).

Упоминания об амазонках на территории Украины, которые пытались искусственно повернуть развитие общественных отношений к матриархату, удостоверяющий давнее стремление вільнолюбного украинских женщин к самостоятельности и независимости в своих действиях.

По преданиям и легендам, сарматские женщины жили как амазонки: охотились верхом, участвовали в войнах наравне с мужчинами, одевались как мужчины, выполняли функцию жриц. Археологические находки свидетельствуют о том, что сарматкам часто хоронили вместе с оружием.

Важное влияние на становление и развитие педагогических представлений праукраинцев произвели активные контакты с другими племенами и народами, с которыми их сводила судьба на протяжении тысячелетий. В частности, исторические и археологические материалы свидетельствуют почти тысячелетний период сосуществования в Северном Причерноморье учредителей античных городов - государств Ольвии, Тиры, Херсонеса, Боспорского царства греческих колонистов со скифами и сарматами.

Центры древнегреческой цивилизации возникли на Черноморском уз берегу в VII - V вв. до н.э. Основу их экономики составляли земледелие, рыбный промысел, ремесла, торговля. В греческом обществе полноправными были мужчины. Женщины и иностранцы были бесправными. Впрочем, до определенной степени, это были демократические государства. Высшая государственная власть в случае необходимости созвала народное собрание для принятия важных решений.

Различные документы вырезали письменами на камне, который выставляли на площади, чтобы все могли с ними ознакомиться. Найдены такие надписи, датируемые V в. до н. э. «Совет и народ постановили...», «По предложению такого-то или таких - то...», - указано в них. Наряду с греческими надписями археологи находят надписи, сделанные праславянским письмом.

Население Причерноморья было повсеместно грамотным. Об этом свидетельствуют многочисленные граффити на керамической посуде: разные посвящения, пожелания, наборы букв, слогов, что представляли собой школьные упражнения. В Березани и в Ольвии найдено надписи на свинцовых пластинах. В них говорится о повседневные дела, содержатся различные указания адресатам и т.д. Самый интересный - лист Ахіллодора, в котором, в частности, есть сведения о социальной структуре населения Нижнего Побужья и о связи между Березанским поселением и Ольвией.

В надписях упоминают гимназии для физического воспитания детей. Они были в Ольвии, Херсонесе, Пантикапее, Фанагории, Танаїсі. Один из гімнасіїв сохранился на центральной площади Ольвии. Это помещение для различных физических упражнений. Размещение его в центре подчеркивает то значение, которого придавали физической подготовке юных граждан в греческом обществе.

Особенно популярными были соревнования по пятиборью, в которое входили бег, прыжки, метание копья, диска, борьба.

Уровень науки среди колонистов в целом соответствовал уровню тогдашней науки Греции. Населения причерноморских городов хорошо знало системивимірів. Это были меры длины, жидкости, сыпучих веществ, меры веса и денег. Счет осуществляли по десятичной системе. В іонійській системе для обозначения цифр первого десятка использовались первые десять букв со штрихами справа и вверху. В античной системе цифры обозначались с помощью пяти букв.

В греческом календаре насчитывалось 12 месяцев по 30 и 29 дней. Начало нового года приходился на середину июля. Месяц делился на игры декады, дни обозначались порядковыми числительными.

Подобно Греции в Причерноморье знали скульптуру, живопись, ар-хітектуру, театр, музыку. В интерьерах богатых домов и в росписях склепов открыто изображения музыкантов и их инструментов - кифар, флейт, лир, труб. Литературные памятники представлены граффити и стихотворными эпитафиями. Надписи на постаментах статуй сохранили имена скульпторов.

Определенное представление о воспитании детей на территории причерноморских степей дают археологические находки, в частности игрушки. Несмотря на войны, общественно-политические изменения родители воспитывали детей, изготавливали или покупали для них игрушки. В основном игрушки делали из обожженной глины. Найдены погремушки VI в. до н.э. и подобные им игрушки И - II вв. н.э. имели форму двустворчатой раковины или колыбели, на которой изображена ребенок, что лежит с перекрещенными ножками. Куклы с подвешенными ногами и руками известны в погребениях Северного Причерноморья с V в. до н.э. Деревянная игрушка, терракотовые тележки, запряженные свиньями, датируются i - II вв. н.э. В детских погребениях эллинов находят игрушечных птиц, баранов, собак, петухов, терракотовых коней на колесах.

Игрушечный набор свидетельствует, что в играх преобладала бытовая темати ка: баловство младенцев погремушками, игры в семью с куклой, уход за домашними животными, которых выращивали, использовали в упряжках тележек. Рыболовство представлено игрушечными рыбами и соответствующими играми. Игральные кости, очевидно, служили забавой не только для детей, но и для взрослых.

Следовательно, даже фрагментарные упоминания о письменности, найденные игрушки, остатки гимнастических залов и т.п свидетельствуют о том, что на территории Украины население заботилось о своих потомков, передавало им знания, собственный опыт, формировало мировоззрение, закаляло физически.

Античные города - государства, поддерживая прочные экономические и культурные связи с соседними народами, положительно повлияли на их быт и культуру. У скифов формируется своя государственность, возникают города, по селения, несколько подобные греческим. Вероятен и греческое влияние на грамотность, образование, а также взаимообогащения культур народов, которые проживали на соседней территории.

О ранних восточных славян начале i тысячелетия н.э. и их связи с населением соседних земель известно из письменных источников. Византийские авторы называли восточных славян антами. Они занимали лесостепное междуречье Днепра и Днестра с выходом на земли Верхнего Поднепровья и Припятского Полесья. Считают, что предками славян были оседлые племена эпохи энеолита и раннего железного века.

С антами связывают значительную часть археологических памятников черняховской культуры. Основная отрасль хозяйства ант - пашенное земле-робство. Они имели железные плуги, серпы, косы. Для переработки зерна использовали мельницы. Анти хорошо знали различные ремесла: железоделательное, гончарное, ювелирное, строительное, бондарське. Умели обрабатывать дере-во, кость, камень, стекло. Ремесла способствовали развитию внешней торговли, которая велась в нескольких направлениях: Северное Причерноморье, Центральная Европа, Римская империя, другие отдаленные страны.

Экономические и культурные связи антов с внешним миром способствовали развитию математических и других знаний, письменности. В частности, на черняховской керамике найдено прочерченные древнегреческие и латинские буквы. В то же время открытый Б. Рыбаковым земледельческий календарь, который обобщал наблюдения ранних славян за природными явлениями, представлял собой символический орнамент на ритуальных керамических изделиях, выполненный «чертами и резами».

Как свидетельствуют письменные исторические источники, развитие экономической, социальной и политической консолидации антов проходил в рамках общеевропейской традиции, которая заключалась в окончательном переходе от первобытнообщинного строя через использование элементов рабовладения к организации ранних полугосударственных феодальных образований. Анти имели сильное військо. их полугосударственный военно-политический союз, основанный на монолитности материальной и духовной культуры лісосте-групповых племен, был одним из зародышей будущей восточнославянской государственности.

Поступательное развитие восточнославянских племен середины i тысячелетия затормозили нашествия гуннов и аваров.

После распада антского союза сформировались отдельные племенные княжества и новые политические объединения. Русь-Украина является непосредственной преемницей и наследницей антов.

Нынешняя территория Украины почти полностью совпадает с землями праславянских племен. По летописи, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне Южного Буга и Днестра - уличи и тиверцы, в сен хів'ях Западного Буга и в верхнем течении Припяти - дулебы, древляне (полещуки) - в бассейне Припяти; над Десной и Сеймом - северяне.

Исследователи славянских племен почти единодушно отмечают их свободолюбие, искренность и радушие, мудрость, мужество и энергичность. Безусловно, такими воспитывали и подрастающие поколения. Детей учили уважать старших и чтить богов.

Украинский народ является автохтоном на своей территории. В течение тысячелетий праукраинцы заселяли ее путем естественной колонизации безлюдных местностей, не вытесняя другие племена, не загарбуючи окультуренный другими народами край. Историческая жизнь, природные условия, гос-подарська и торговая деятельность создали единый этнический тип населения, которому свойственны определенная внешность и психология. В процессе развития украинской нации сформировались родственные и общественные отноше-ния, принципы личной и общественной жизни, своя культура и ее составляющие - язык, фольклор, этнография, изобразительное искусство, система воспитания и обучения.

Название «Русь» представляет величайшую загадку истории Украины, которая до настоящего времени не может считаться вполне решенным (Н. Полонская-Василенко). Есть много оснований считать, что название «Русь» имеет местное происхождение. Названия Киевской земли «Поле» и население ее - «поляны» связаны с понятием резиденции в горах, в лесу, в большом бору: «е поле сідяху», то есть там, где население охотится на зверя.

В письменных источниках названия «поляне», «Поле», «Киев», «киевляне» приняты раньше названия «Русь», «Украина».

В Киевской летописи указано: «поляне, иже ныне зовомая Русь», то есть те, что ныне Русь, были к тому поляны.

О Русь появились сведения в связи с походом 750 - 760 гг. на Сурож (Судак в Крыму) с князем Буравлином, то есть за 100 лет до легендарного Рюрика. Появление названия «Русь» отмечено началом царствования в Византии Михаила (852).

Византийцы называли росами, или скитами, войска князя Аскольда, в 860 г. осадили Царьград. В 944 г. летопись называет Русь отдельно от полян. Византийскому и римскому миру известна была название «Русь», которую они употребляли относительно Киевских земель. Наконец, она закрепилась за государством, которая в этом месте появилась.

Название «Украина» - древняя, народная, употреблялась еще в докняжі времена - где-то от VII вв. Кое-кто считает, что она означала понятие пограничное.

Слово «край» - древнее народное, а украинцы - народ, что живет в краю, в государстве. От II тыс. н.э. название «Украина» применяется летописцами к значительной части территории, которая входила в Киевской государства. В греческой хронике Георгия Арматоли употребляется старославянское слово «кра» в смысле «отдельный кусок земли, удел, край, страна, Украина, Украина». Двойная форма названия «Украина» и «Вкраина» также указывает на местное происхождение слова. Название «Украина» пошло от слова «Вкраина», которое означает отдельную землю, часть территории в посіданні народа, что украяв ее себе и обороняет ее для себя вооруженной силой своего меча (Сергей Шелухин).

Ипатьевская летопись упоминает название «Украина» в связи со смертью ( 1187) переяславского князя Владимира Глебовича: «О нем же Украина много постона» (плакала, печалилась, жалела).

Название «Украина» употребляется в отношении различных южных и юго-восточных частей древнерусских земель в значении «край», «страна». В татарской летописи (1241) среди завоеванных стран, земель, государств упоминается Украина. Позже это название закрепляется в официальных актовых материалах относительно большей части Украины, быстро распространяется и становится этнонимом украинского народа. В то же время почти до XVII в. продолжают существовать общие для всех восточнославянских земель названия «Русь», «Русская земля».

Во времена первоначального развития и общественной организации славян воспитание детей, молодежи заключалось в формировании у них умений, навыков и качеств, необходимых для того, чтобы выжить, чтобы быть готовыми к нелегкой трудовой деятельности; непрерывной борьбы с силами природы; сопротивления набегам враждебных племен.

Поступательное экономическое, общественное развитие обусловил появление начатков письменности, культуры, искусств. Оформление моногамной семьи, семейных отношений, обычаев и традиций способствовало возникновению семейной педагогики как важной составляющей и первичного очага народной педагогики.

С древнейших времен праславянский письменность является свидетельством образовательных составляющих культуры древних цивилизаций на территории Украины. В южных регионах Украины найдены образцы дохристианской письменности, оставленные на камне. Эти и другие сведения о наши приоритеты помогают понять нынешним поколениям, что их предки были в свое время едва ли не самым образованным народом среди европейцев.