Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

ВСТУПЛЕНИЕ

 

История педагогики Украины - важная составляющая цикла дисциплин подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях.

Предметом истории педагогики Украины является становление и развитие дошкольного воспитания, школы, образования, педагогической мысли в контексте исторических этапов развития украинской государственности, возрождение приоритетов национального образования и педагогики, раскрытие закономерностей формирования дошкольной и общей педагогики, понимание которых даст возможность студентам в будущем самостоятельно углублять свои знания.

Педагогическая мысль, образование и воспитание формируются в определенных исторических, экономических, социальных условиях в соответствии с потребностями общества, поэтому для понимания истоков национального образования и педагогики необходимо знать исторические обстоятельства, при которых возникли те или иные культурные идеи, педагогические труды, методы, организационные формы обучения и воспитания.

Усвоение историко-педагогического наследия прошлого расширяет кругозор, формирует национальное сознание, развивает педагогическое мышление, помогает ориентироваться в вопросах пе дагогічної теории и решать практические задачи, повышает общую педагогическую культуру.

Источниками истории педагогики Украины есть архивные материалы по вопросам национального образования, памятники древней письменности и литературы, археологические и исторические исследования, труды выдающихся отечественных педагогов разных эпох, педагогическая периодическая пресса, официальные документы - законы, постановления, программы и проекты, учебники и учебные пособия с народного образования в различные исторические периоды, художественные и фольклорные произведения педагогического содержания и направления.

 

Основные задачи курса:

• сформировать у студентов целостную систему взглядов на историю педагогической мысли, образования в Украине как составляющей истории становления украинского народа, его государства;

• раскрыть тенденции, закономерности и специфику развития общей и дошкольной педагогики;

• обеспечить овладение студентами историко - педагогического спадщи-ны своего народа и осознание значимости воспитания в развитии общества;

• научить будущих педагогов применять приобретенные знания в практической деятельности;

• содействовать выполнению студентами поисковой деятельности, развитию их творческого потенциала и формированию профессионального педагогического мировоззрения.

Современные исследования ученых открыли новые неизвестные страницы трагической истории украинского народа. Это заставляет пересмотреть отношение к отдельным историко-педагогических явлений, а также помогает лучше осознать роль и место учителя в украинском обществе. История отечественной педа-гогіки свидетельствует: несмотря на лишения, гонения, репрессии настоящий украинский учитель оставался будителем национального сознания, но сием духовности своего народа.

Основными методами изучения истории педагогики является конкретно-исторический подход к фактам и явлениям, классификация и обобщение, ретроспективный анализ, типологизация, статистическая обработка материалов.

Содержание программы курса и определило авторское теоретически-историческое исследование историко-педагогического материала, которым установлена зависимость развития педагогической мысли, национальной школы и образования от наличия или потери Украиной государственности.

Изучение истории украинской педагогики, ознакомление с деятельностью и педагогическим наследием выдающихся мыслителей различных эпох, их борьбой за утверждение нового, прогрессивного в деле образования и воспитания в тесной связи с историческими событиями и процессами на территории нашей страны свидетельствует, что каждый период государственности Украины маркировался под несением педагогической мысли, образование приобретала национального характера и осуществлялась на государственном языке, была доступна всем слоям населения, а многочисленные порабощения Украины, пребывание ее в составе других государств вызывали упадок, денационализацию образовательной дела.

Курс построен по такими основными историческими периодами развития Украины:

• Древнейшие времена;

• Украина - Русь (И период государственности) - IX - XIII вв.;

• Монголо-татарское нашествие - 1240 - 1340 гг.;

• Литовско-польская эпоха - конец XIII - XV вв.;

• Казачество (II период государственности) - XVI - XVII вв.;

• Украина в составе Российской империи - вторая пол. XVII - начало XX вв.;

• Украинская Народная Республика (III период государственности) - 1917 - 1920 гг.;

• Советский период - 1920 - 1991 гг.;

• Независимое Украинское государство (IV период государственности) - с 1991 г.

Структура курса предопределяет важное смысловую нагрузку в изложении материала и служит опорной базой в его усвоении. Определена периодизация подтверждается фактическим материалом различных регионов Украины). С региональными аспектами истории педагогической мысли, школы, образования необходимо знакомить при изучении каждой темы, используя местный материал.

Благоприятные условия для воссоздания целостной картины развития собственно украинской педагогики с присущими ей неповторимыми чертами, что определились национальным культурным жизнью и ходом геополитических событий, создала независимое Украинское государство, которое провозгласило национальное воспитание одним из основных приоритетов, органической составляющей образования.

Усвоение ценных достояний национальной педагогики в настоящее время имеет большое значение для возрождения лучших образовательных традиций, подготовки отечественных педагогических кадров и воспитание молодежи.