Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Основные подходы к определению исторических этапов развития психологической науки

Употребление слова «психология» (от древнегреческих слов «psyche» (душа) и «Lоgіа» (понимание, знание) впервые зафиксировано в западноевропейских текстах XVI в. Постепенно слово «психология» вошло в будничный обиход.

Психологами тогда называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Такие психологи пользовались жизненными знаниями. Научное знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы. Психология за своими теоретическими достижениями и практическими попытками изменить жизнь уступает, в частности, точным наукам. Ведь психологические явления гораздо сложнее чем, например, физические, их труднее опознать. Недаром великий физик Альберт Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Жана Пиаже, заметил, что изучение физических проблем - это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Психология на пути к самостоятельной науки прошла длительный путь, и только в середине XIX в. из разрозненных знаний она стала самостоятельной наукой. Однако и в предыдущие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) не были полностью лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах других наук, в частности философии, медицины, естествознания, в различных явлениях социальной практики и др. В этом вечном поиске человечества научно-психологическая мысль все больше приобретала значение и силы, осознавая свой предмет.

В истории психологии, которая исследует процесс становления психологических знаний и представлений, выделяют несколько основных подходов к определению границ и этапов развития психологии.

Согласно первого подхода, психология имеет длинную предысторию и короткую историю, которая начинается со второй половины XIX в. (Г. Эббингауз). Развитие психологии разделяют на два этапа: предыстория (до конца первой половины XIX в.) и история (со второй половины XIX в.).

Представители второго подхода считают, что развитие психологической мысли нужно разделить на три этапа:

1-й этап - донаукова (мифологическая) психология - когда господствовали анімістичні представление о душе;

2-й этап - философская психология - когда психология была частью философии, объединенная с ней общим методом (от античности до XIX в.);

3-й этап - собственно научная психология, со второй половины XIX в. (то есть именно тем временем, когда, по Эббингауза, начиналась вся история психологии). Этот период связывают с применением в психологии объективного метода (эксперимента), заимствованного в естественных наук, который дал ей возможность отделиться от философии. Этот подход сегодня является наиболее распространенным. Недостаток его в том, что научную психологию противопоставляют всей предыдущей.

Третий подход - культурологический - развитие психологической науки рассматривает в контексте развития человеческой культуры в целом. До этого подхода принадлежит вчинкова концепция в истории психологии, которую разработал украинский ученый В. А. Житель ромен. В соответствии с этим подходом, этапы развития психологии выделяют за историческими эпохами: психология Мифологического периода, психология Античности, психология Средневековья, психология Возрождения, психология эпохи Барокко, психология Просвещения, психология Сцієнтизму (эпохи, берущей начало в XIX в., в которой, кстати, живем и мы, ее название происходит от лат. «scientia» - наука, и отражает ту движущую силу, которую имеет наука в современной культуре).

Такое разделение истории психологии является целесообразным, поскольку в психологии каждой исторической эпохи были существенные различия, акценты на тех или иных психических явлениях. Психологическая мысль от Мифологического периода до эпохи Средневековья отмечала ситуативных феноменах, от эпохи Возрождения до Просвещения - на мотивационных, а в XIX - XX вв. - на феноменах действия и последействия. Ситуация, мотивация, действие и последействие являются компонентами поступка как ячейки (объяснительного принципа) психологии.

Однако, на наш взгляд, развитие психологической науки можно рассматривать также в зависимости от того, что было ее предметом. Именно с этой точки зрения этапы развития психологии рассматривают под углом понимание ее предмета. В таком контексте целесообразно выделять первый этап, когда психологию рассматривают как науку о душе; второй - как науку о сознании; третий - как науку о поведении; четвертый - как науку о психике, что составляет единство сознательного и бессознательного во взаимодействии человека с миром.

Психология как наука о душе. Понимание психологии как науки о душе охватывает наибольший ее период. Первые из известных нам представлений о душе относятся к архаического общества (Мифологический период) и их можно обозначить термином анимизм. Анімістичні представление о душе приближали ее к воздуху, то есть связывали с материей. Душой, подобной воздуха, в соответствии с анимистическими представлениями, были наделены не только люди и животные, но и растения, и даже камни.

Древние представления об окружающем мире были связаны с анимизмом (от лат. «апіта» - душа, дух) - верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых «агентов» или «призраков», которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), они бессмертны и вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», что и дало название науке «психология».

Мифологическое представление о душе было целиком подчинено представлению о фатум, неотвратимость заранее определенной судьбы, противостоять которой было бесполезно. Магию, которая якобы противостояла рока, на самом деле считали также фатально запрограммированным способом практического деяния. От человека в ситуации ее жизни ничего не зависело, и она даже не пыталась противостоять этой роковой ситуации. Решающей характеристикой сознания человека того периода был синкретизм - первоначальное слияние человека с миром и общественным окружением.

Впоследствии произошел переход от анимизма к гилозоизму (от греч. «hyle», что означает вещество, материю и «zое» - жизнь), который рассматривал весь мир как универсум, где космос считали живым. Границы между живым, неживым и психическим не делали. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Гілозоїст Гераклит душу («психею») усматривал в образе искры космоса - «вечно живого огня», поэтому он говорил: «Познай самого себя».

Согласно взглядам Демокрита, сами боги - ничто иное, как сферические скопления огненных атомов. Человека также было создано с различного сорта атомов. Найрухоміші из них - атомы огня. Они образуют душу.

Для медика Гиппократа важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Разную пропорцию этих соков в организме было названо темпераментом. Поэтому с именем Гиппократа связывают названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (слизь).

Афинский философ Анаксагор считал, что природа состоит из множества самых мелких частиц. Он признал началом «как можно более тонкую вещь», которой дал имя «нус» (ум). От того, какова доля его есть в различных телах, зависит их совершенство. Однако «человек, - говорил Анаксагор, - является самым умным из животных вследствие того, что имеет руки». Получалось, что не разум, а телесная организация человека определяет его преимущества.

Во всех объектах Платон видел сферу вечных идеальных форм, скрытых за горизонтом в образе царства идей. Все, что чувственно воспринимается, от неподвижных звезд к предметам, непосредственно ощущаются, - это лишь затемненные идеи, их несовершенные слабые копии. Утверждая принцип первичности сверхпрочных общих идей относительно всего того, что происходит в телесном мире бренном, Платон стал родоначальником философии идеализма.

А душа, что осела в бренной плоти, привлекается к вечных идей упоминания, поскольку упоминание является знанием. Душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.

Другой точки зрения придерживался Аристотель, который объяснял, что телесное и духовное творят нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Аристотель развил принцип причинности - целевую причину или «то, ради чего совершается действие». Конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь этого момента зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего. Это было новым словом в понимании ее причин (детерминации). Аристотель ввел ключевые объяснительные принципы психологии: системности, развития, детерминизма.

Психология как наука о сознании. Поскольку достоверное знание о строении нервной системы в те времена было минимальное, то Декарт эту систему видел в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздушно-подобные частицы. Он называл их «животными духами». Согласно Декартовой схеме рефлекса, внешний импульс приводит эти «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически направлены к мышцам. Горячий предмет, обжигая руку, заставляет отдернуть чужую ее. Происходит реакция, подобная отражение светового луча от поверхности. Термин «рефлекс», который появился после Декарта, означал отражение, реакцию мышц - неотъемлемый компонент поведения.

Поэтому Декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к категории крупных открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив ее без привлечения душе как движущей телом силе.

Тело влияет на душу, вызывая в ней «пассивные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.

Попытку «преодолеть» дуализм Декарта сделал когорта великих мыслителей XVII в., которые хотели, отрицая разрыв телесного и духовного, природы и сознания, свести их к единству мира. К ним принадлежал Бенедикт Спиноза (1632-1677), который отмечал, что имеется единая, вечная субстанция - Бог или Природа, с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Поэтому человек - целостное телесно-духовное существо.

Однако Томас Гоббс (1588-1679) категорически отверг душу как особую сущность. Он отмечал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, которые открыл Галилей. Соответственно и все психические явления объясняли с точки зрения этих глобальных законов.

Под девизом опыта возникла эмпирическая психология. В разработке этого направления ведущая роль принадлежала Джону Локку (1632-1704), который, как и Гоббс, исповедовал происхождения всего состава человеческого сознания от опыта. В самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Вместе с идеями, которые приносят органы чувств, возникают идеи, порожденные рефлексией как «внутренним восприятием деятельности нашего ума».

Развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей формируются сложные. Все идеи предстают перед судом сознания. «Сознание - это восприятие человеком того, что происходит в его собственном уме».

В начале XIX в. начали формироваться новые подходы к психологии как науки. На смену механике пришла физиология, которая сделала предмет своего изучения - особое природное тело - объектом экспериментального исследования.

Рефлекторная схема нервной системы, которую предложил Декарт, оказалась правдоподобной благодаря открытию различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Это открытие принадлежало врачам и натуралистам - чеху И. Прохазці, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Белу. Оно позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторной дуги».

Второе направление, которое подрывало версию о бестелесное естество сознания, сформировался при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Немецкий физиолог И. Мюллер (1801-1858) сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает.

Третье направление вернул психологическую мнению к вопросу о зависимости его явлений от анатомии центральной нервной системы. Это была френолог, которая обрела огромную популярность (от греч. «phren» - душа, разум). Ее автор - австрийский анатом Ф. Галль (1758-1829) - предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности размещены в его определенных участках. Это якобы влияет на форму черепа, что позволяет, ощупывая его, определять по «шишками», насколько развиты у данного индивида ум, память и т.п.

Вскоре Иван Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, отметил: «Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве».

Лидером новой психофизиологии стал Герман Гельмгольц (1821 - 1894). Его разносторонний гений сменил немало наук о природе, в частности о природе психического. Он открыл закон сохранения энергии.

Чарльз Дарвин (1809-1882), учение которого об эволюции изменило биологию, проанализировал инстинкты как побудительные силы поведения. Основываясь на фактах, он критиковал версию об их разумности.

Без инстинктов (слепых побуждений), корни которых уходят в историю вида, организм не может выжить. Инстинкты связаны с эмоциями.

Вильгельм Вундт (1832-1920), который организовал в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он исследовал в нем темы, заимствованные у физиологов, - ощущения, время реакции, ассоциации, психофизику.

Уникальным предметом психологии признан «непосредственный опыт». Главным методом - интроспективу происходящего: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспективу происходящего понимали как особую процедуру, которая требует специального длительного тренировки.

Самая изощренная інтроспектива не могла найти тех чувственных элементов, из которых, по прогнозу Вундта, должна была бы состоять «материя» сознания.

Кузен Дарвина Фрэнсис Гальтон (1822-1911) стал пионером в разработке генетики поведения. Благодаря ему стало популярным изучение индивидуальных различий. В книге «Наследственный гений» (1869), ссылаясь на многие факты, он доказывал, что чрезвычайные способности переходят по наследству.

Французский психолог Альфред Бине (1857-1911), согласно заданию правительственных органов, стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто имеет врожденные пороки.

Экспериментальные задания Бине изложил в виде тестов, установив шкалу, каждое из распределений которой содержал задания, которые могут выполнить нормальные дети определенного возраста. Эта шкала стала популярной во многих странах.

В Германии Вильям Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (с англ. «ай-кью»). С помощью этого коэффициента сопоставляли «умственный возраст» (который определяли по шкале Бине) с хронологическим («паспортным»). Если они не совпадали, это считали признаком либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст превосходит хронологический).

Это направление (тестология) стал важнейшим каналом сближения психологии с практикой.

Психология как наука о поведении. В этом контексте важным является учение Ивана Сеченова (1829-1905) о рефлекторную сущность психики. Его первый трактат «Рефлексы головного мозга» (1863), который вошел в книгу «Психологические этюды», имел значительный резонанс в российском обществе, журналистике, литературе.

Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он указывал на сходство в их строении. Психологию называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что само представление о рефлекс он радикально видоизменил, как и представление о психике.

Модель рефлекторной дуги Сеченов заменил моделью рефлекторного кольца. Если кольцо не замыкается, действие нарушается. Саморегуляция поведения организма посредством сигналов - такой была физиологическая основание сєченовської схемы психической деятельности.

Среди главных достижений Сеченова выделяется центральное торможение, которое он открыл. Глубинные видоизменения в категории рефлекса открыли перспективу нового понимания предмета психологии. Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывает не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), а весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия.

Сеченов стал пионером науки, предметом которой является психически регулируемое поведение.

Новое понимание предмета психологии сложилось под влиянием работ Ивана Павлова (1859-1963) и Владимира Бехтерева (1857-1927). Предмет психологии они считали не изолированную сознание, а изучение целостного поведения. Это направление приобрело популярность под названием рефлексология, поскольку вместо ощущения как исходного понятия рассматривали рефлекс.

Под воздействием идей Павлова и Бехтерева возникает новое мощное направление - бихевиоризм, который утвердил поведение как предмет психологии. Поведение трактовали как совокупность реакций организма, обусловленных его взаимодействием со стимулами среды, к которой он адаптируется.

Кредо этого направления было отражено в понятии «поведение» (англ. «біхевіор»). «Отцом» бихевиоризма считают американского психолога Джона Уотсона (1878-1958), в статье которого «Психология, как ее видит біхевіорист» (1913) высказано манифест новой школы. В нем требовали «выбросить за борт» как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

Бихевиоризм называли «психологией без психики». Это направление предполагал, что психика идентична с сознанием. Отныне она изучала также доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимул - реактивные отношения.

Бихевиоризм изменил общий порядок психологического познания. Его предмет охватывал отныне формирование и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних раздражителей.

Своеобразное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия и функции объясняли социальным контекстом взаимодействия людей. В такой способ оказывается внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала сначала как данное. Наиболее последовательно эту линию, популярную среди французских исследователей, развивал Пьер Жане (1859-1947). Жане и его последователи считали ее единицами не сенсорные (ощущения, образы), интеллектуальные (идеи, мысли) или эмоционально-волевые элементы, а социальные действия (сначала внешние, потом внутренние).

Итак, как составляющая предмета психологии появилась социальность, которая влияет на поведение личности.

Психология - наука о психике как единство сознательного и бессознательного, внешнего и внутреннего психического взаимодействия человека с миром. Впервые о бессознательные аспекты психики начал говорить немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1716), открывшего дифференциальное и интегральное исчисления. Именно он высказал мнение о единстве телесного и психического. Основанием для такого единства мыслитель считал духовное начало. Мир состоит из множества монад (от греч. «монос» - единое). Каждая из них «психическая» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепцій». Этим термином Лейбниц обозначил не осознаваемые восприятия. Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт - апперцепція, в частности внимание и память.

Итак, идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Особенно важным стало признание существования так называемой бессознательной психики.

Вклад в разграничение психики и сознания внесли исследования гипноза, которые стали популярными в Европе благодаря деятельности австрийского врача Месмера, объяснявшего свои гипнотические сеансы действием магнитных окончаний (флюидов). Впоследствии, отбросив месмеризмом, английский хирург Брэд стал сторонником физиологического трактовки гипноза (предложив термин «нейрогіпноз»). Однако дальше решающую роль он предоставил психологическом факторе.

Бихевиоризм, а вместе с ним психоанализ, вконец подорвали психологию сознания. Ученые доказывали, что за покровом сознания существуют мощные пласты не осознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов.

Именно психоанализом назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Вместо анализа сознания Фрейд прибегнул к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии. После него стали его неотъемлемой частью.

Настоящие причины скрытые от сознания, но именно они управляют поведением. Именно эти силы начал анализировать Фрейд и его последователи.

Основным среди этих процессов было признано сексуальную энергию влечения. С детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс личности. Претерпевая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, однако, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, розряджаючись в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т.п.).

Психоаналитический движение приобрело широкое распространение в разных странах. Вместе с тем представление о психике расширилось. В ней не только обнаружили сознательные и бессознательные пласты психики, но и утверждали, что она (психика), во-первых, может существовать и вне организма; во-вторых, тесно связанная с предыдущим развитием человечества и Вселенной; в-третьих, содержит содержательные и информационные аспекты жизнедеятельности прошлого, настоящего и будущего.

В этом контексте важным является достижение трансперсональной психологии. Трансперсональные переживания интерпретируются те, кто переживал их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений.