Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Психологические направления, школы и концепции

В. Вундт (1832-1920) в 1879 г. основал в Лейпциге первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию, на базе которой был создан психологический институт, в котором произошло становление многих корифеев психологической мысли. Для экспериментов применяли наиболее распространенный тогда (в психологии конца XIX ст.) субъективный метод (интроспекция). В. Вундт считал психологию наукой о непосредственный опыт, который человек может постичь в процессе научного самонаблюдения. На основе этого метода возник ряд направлений психологической науки.

Структурализм. Основателем структурной школы психологии является Е. Тітченер (1867-1936). Тітченер был последователем В. Вундта, и структурализм как направление психологии является непосредственным воплощением идей Вундта. Главной задачей психологии: структуралисты считают экспериментальное исследование структуры сознания. Исследование сознания как структуры требует поиска начальных элементов сознания и связей между ними. Усилия школы Тітченера было направлено прежде всего на поиски элементов психики (которую отождествляли с сознанием).

Основные вопросы, которые пытался исследовать Тітченер, такие:

• что является элементом психики;

• как эти элементы комбинируются, синтезируя психику;

• почему они комбинируются именно так, а не иначе.

Третий вопрос Тітченер освещал через объяснение психических процессов в терминах параллельных им физиологических процессов. Сознание ученый трактует как общий итог опыта личности, который существует в определенное время.

За Тітченером, психология является наукой об опыте, который зависит от субъекта, что этот опыт приобретает. Опыт человек приобретает через интроспекцию (самосозерцание), в которой она для этого должна тренироваться.

Функционализм. Структурализма противостоял функционализм. Это направление, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, считал, что основное для психологии - выяснить, как эти структуры работают, когда человек решает определенные задачи, которые касаются ее актуальных потребностей. То есть предметная область психологии расширялась. Ее трактовали как такую, которая охватывает психические функции (а не элементы) как внутренние операции, которые осуществляет не бестелесный субъект, а организм с целью удовлетворить свою потребность в приспособлении к среде.

Один из основателей функционализма в США - Уильям Джемс (1842-1910), известный также как лидер прагматизма (от греч. «прагма» - действие) - в философии, которая оценивает идеи и теории, учитывая то, как они срабатывают на практике, принося пользу индивиду.

В «Основах психологии» (1890) Джеме писал, что внутренний опыт человека - это не «цепочка элементов», а «поток сознания», для которого характерна особистіша (в значении выражения интересов личности) избирательность (способность постоянно делать выбор).

Функционализм подчеркивал жизненную значимость для субъекта сознания. За Джемсом, психические явления нельзя изучать независимо от физических условий мира, потому что мир и разум человека развивались одновременно и приспособились друг к другу.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология как научное направление, датой появления которого считают 1910 г. - время встречи Макса Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Келера (1887-1967) и К. Коффки (1886-1941) - возникла как попытка теоретически обосновать некоторые феномены зрительного восприятия. Вместо поиска элементов сознания это направление сделал ударение на ее целостности.

Гештальтпсихологии считали, что первичными являются именно целостные структуры (гештальты), в принципе невозможно построить из каких-то элементов. Гештальты имеют свои характеристики и законы. Единственной психической реальностью гештальтпсихологи считали факты сознания.

Итак, сознание в гештальттеорії рассматривали как целостность, охваченную динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые меняются с психологическими законами.

Фройдизм, психоанализ. Основателем психоанализа является 3. Фрейд (1856-1939). Впервые общие положения психоанализа он изложил в 1900 г. - в «Толковании сновидений». В отличие от направлений психологии, представленных выше, психоанализ - теоретическое учение, обусловлено потребностями клинической практики.

Согласно Фрейду, психика никак не совпадает с сознанием. Сознание составляет лишь тонкий слой на поверхности бессознательного. Если не исследовать бессознательное, никак нельзя понять природу психики.

Ключевыми терминами психоанализа является бессознательное - представление о том, что существует психическая деятельность, в которой субъект не осознает; сопротивление - идея о том, что на отношение человека к объекту влияет отношение к прошедшим объектов (прежде всего тех, что окружали ее в детстве); либидо - психическая энергия, источник которой - в бессознательном.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «сверх-Я». «ОНО» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией - «либидо». Человек - замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого - постоянная величина. Бессознательное и иррациональное, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье - главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляя сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

«Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «сверх-Я», тогда получит наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «НАД-Я» не пускает инстинкты в «Я», тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, оговорках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания).

Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики, депрессия.

Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания непозволительных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.

Становление психики у ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (до 5-6 лет), и у него возникает «сверх-Я», совесть. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. Однако заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Неофройдизм. Это направление, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающую роль было отведено влиянию социокультурной среды и его ценностям.

Уже Альфред Адлер стремился обосновать бессознательные комплексы личности социальными факторами. Подход, который начертил Адлер, развила группа исследователей, которых традиционно называют неофройдистами.

Лидером неофройдизму традиционно считают Карен Хорни (1885 - 1953). Она, опираясь на психоаналитическую практику, доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порожденные отношениями ребенка с родителями. Именно через характер этих взаимоотношений у ребенка возникает банальное чувство тревоги, которое отражает ее беспомощности в потенциально враждебном мире. Невроз - это ничто иное, как реакция на тревожность. Извращения и агрессивные тенденции, которые описал Фрейд, является не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает трех направлений: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность во власти (ненависть, которая порождает протест и агрессию).

Ориентация на социокультурные факторы взамен биологических определила особенности неофройдизму.

Трансперсональная психология. Трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми известными представителями этого направления были К. Г. Юнг, Г. Ассаджиоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов голотропного погружения и ребефингу (С. Грофф).

К. Юнг придавал большое значение бессознательному и его динамике, однако представление К. Юнга о бессознательном радикально отличалось от взглядов Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарную взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов в условиях непрерывного обмена энергией между ними. Для него бессознательное не было психобіологічним свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексов».

Комплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных міфопороджувальних паттернов, которые он назвал «архетипами».

АРХЕТИПЫ - это бессознательные первичные, исторически первоначальные образы и идеи из жизни, культуры, поведения и деятельности первобытного жизни наших предков; архетипы постоянно находятся в коллективном бессознательном и, опять-таки, одинаково проявляются в жизни современных людей.

Архетип - это общая идея или образ глубокого прошлого развития человечества, а также это унаследованная склонность соответствовать мира в определенный способ. С каждым архетипом может быть связано широкий круг различных символов.

Юнг сделал вывод, что, помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, которое является проявлением созидательной космической силы. Оно - общее для всего человечества. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», что соответствует всему человечеству и всему космосу. Итак, Юнга можно считать первым представителем трансперсональной ориентации в психологии.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: а) сознание - ЭГО-Я; б) индивидуальное бессознательное - «ОНО»; в) «коллективное бессознательное», состоящее из психических прототипов, или «архетипов». Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, а по своей сути есть над личным. Коллективное бессознательное - глубинный уровень психики. В снах, фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей могла и не знать.

Важный вклад в трансперсональну психологию внес Абрахам Маслоу (о его роли в развитии гуманистической психологии уже говорилось), он исследовал опыт людей, у которых были спонтанные мистические или, как он их называл, «пиковые переживания». В традиционной психиатрии к любому мистическому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии.

Важным аспектом труда Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Ученый считал, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов.

По мнению Маслоу, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развитии болезней.

Следовательно, существенной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признано значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Эмпирическое подтверждение трансперсональном подходе к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Гроффа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, однако выделил четыре сферы психики, которые находятся за пределами нашего обычного опыта сознания:

• сенсорный барьер;

• индивидуальное бессознательное;

• уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

• трансперсональная сфера.

Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка (ребефинг, голотропне погружения), работу с телом. их переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики.

Бихевиоризм. Бихевиоризм определил очертания американской психологии XX в. В переводе английское слово «behavior» означает поведение. Следовательно, предметом психологии, по біхевіоризмом, является поведение, а не сознание, как считали сторонники интроспективной психологии. Сознание определяли с помощью субъективных методов, поведение было вполне в сфере действия объективного метода. Теоретическим лидером бихевиоризма стал Дж. Б. Уотсон (1878-1958). Предметом психологии считал поведение, которое целиком построено из секреторных и мышечных реакций, полностью определяются внешними стимулами.

Формула «стимул-реакция», которую бихевиористы пропагандировали как объяснительный принцип поведения, предусматривала, что из человека можно вылепить что угодно, если давать ей соответствующие стимулы, положительно подкреплять определенные реакции. Российским вариантом бихевиоризма можно считать рефлексологию В. М. Бехтерева (1857-1927).

Джон Уотсон сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение».

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, является не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих этому человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул - реакция» (S-R) была ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S-R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и т.д.

Следовательно, с позиции бихевиоризма личность - это все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Они составляют основу стабильного поведения. Навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации предопределяет формирование новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимают прежде всего как существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Е. Толмен подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы конкретного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, предыдущего опыта и природы стимула (S-I-R).

Позже один из последователей Уотсона-Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется последствиями, сформулировал принцип оперантного обумовленім» - поведение живых организмов определяется последствиями, которые она вызывает.

В 1970-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом ракурсе - с точки зрения теории социального учения. По мнению А. Бандуры, одна из главных причин, которая сделала нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Итак, на человека влияют не только внешние условия, она также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения, самостоятельно оценивая ее.

Необіхевіоризм. Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул-реакция. Вопрос о те процессы, которые происходят в организме и психическом устройстве между стимулом и реакцией, не принимали во внимание.

В основе такой позиции - предвзятая философия позитивизма: убеждение в том, что для научного факта характерна непосредственная наблюдательность. Как внешний стимул, так и реакция были доступны для наблюдения каждому, независимо от его теоретической позиции. Поэтому связь «стимул-реакция», согласно радикального бихевиоризма, незыблемой опорой психологии как точной науки.

Тем временем в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, которые поставили этот постулат под сомнение. Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886-1959), который считал, что формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть так: стимул (независимая переменная) - промежуточные переменные - зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) - недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Когнитивная психология (когнитивизм). Из бихевиоризма, а именно с поздней его модели, которая между стимулом и реакцией уже допускала существование определенных субъективных факторов, берет начало направление когнитивной психологии. Суть общих представлений когнитивной психологии о психике в том, что она является присущей живым организмам системой получения, переработки и фиксации информации. То есть представителей когнітивізму в психологии интересуют прежде всего информационные процессы, которые они представляют по аналогии с функционированием вычислительных приборов. Первой задачей этого направления было исследовать преобразование сенсорной информации от момента встречи стимула с рецептором до получения ответа (реакции). Более общие задачи это направление начал ставить перед собой, когда возможности изучения отдельных психических процессов начали иссякать.

Когнитивная психология - направление, которое пытается доказать решающую роль ЗНАНИЯ в организации поведения субъекта.

В когнитивной психологии можно отнести теорию когнитивного диссонанса Л. Фестінгера, известными представителями когнітивізму есть также Дж. Брунер, Р. Аткинсон.

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола coghoscere - знать. Психологи, которые объединились вокруг этого подхода, утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, делать сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Когнитивные теории личности основываются на трактовке человека как существа, понимает, анализирует, поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

Поступок человека включает три компонента: а) само действие, б) мысли, в) ощущения, которые она переживает, выполняя определенное действие.

Гуманистическая психология. Это направление в психологии связано с именами А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), Г. Оллпорта (1897-1967), он укоренившийся в психотерапевтической практике.

Главным предметом гуманистическая психология считает ЛИЧНОСТЬ как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто неподвижное, а живу возможность самоактуализации - неповторимого проявления в реальной жизни индивидуального потенциала человеческого бытия, присущего каждому человеку.

Человека нужно изучать как целостное и уникальное существо. Человек открыт миру. Проживание мира в себе и себя в мире является главной психологической реальностью. Человек - существо свободное, способное решать, выбирать путь собственного развития. Она активная, творческая существо.

Если фройдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуалізовані личности», к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, остальные находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

• физиологические потребности - это низкие, управляемые органами тела потребности (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).

• потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т.д.

• социальные потребности. Удовлетворения этого уровня потребностей не есть объективное, и его трудно описать. Одному человеку достаточно много контактов с другими людьми, в другой потребность в общении очень сильная.

• потребность в уважении, осознании собственного достоинства - речь идет о престиж, социальный успех.

• потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Самореализация. Осознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности Физиологические потребности. Все это Иерархия потребностей человека (или ступени развития).

Возможность удовлетворения высших потребностей является более сильным стимулом к активности, чем удовлетворение низших.

Смысл жизни можно найти во внешнем мире, пожалуй, тремя путями: а) совершая поступки; б) переживая ценности, чувствуя единство с другими людьми, переживая любовь; в) страдая.

Разные пути самоактуализации возможны при условии, если у человека есть высшие метапотреби в развитии, жизненные цели: истина, красота, доброта, справедливость.

Контрольные вопросы:

• Какие подходы к определению исторических этапов развития психологической науки Вы знаете?

• В чем сущность культурологического подхода к определению исторических этапов развития психологической науки?

• Каковы особенности этапа развития психологии как науки о душе?

• Каковы особенности этапа развития психологии как науки о сознании?

• Каковы особенности этапа развития психологии как науки о поведении?

• В чем проявляются особенности понимания человеческой психики в психоанализе?

• Какие взгляды на психику имеющиеся на современном этапе развития?

• Что является главной задачей психологии в концепции структурализма?

• Чем отличаются взгляды структуралистов и функционалисты на задачи психологии?

• В чем суть гештальтпсихологии как научного направления?

• Какие взгляды на психику были в 3. Фрейда?

• В чем суть психоанализа как научного направления?

• Какое место в трансперсональной психологии занимают взгляды К. Юнга и С. Грофа?



Литература:

Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 3-х томах. - Т. 1. - Тбилиси, 1978.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. - Москва, 1990. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будуще. - Москва, 1992. Левчук Л. Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учеб. пособие. - К.: Лыбидь, 2002.

Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе. В 2-х т. - К.: Форум, 2002. Очерки по истории отечественной психологии (XVII - XVIII вв.) / За ред. Г. С. Костюка. - Киев, 1952. Очерки по истории отечественной психологии конца XIX и начала XX ст. / За ред. Г. С. Костюка. - Киев, 1955.

Основы психологии / Под общ. ред. О. В. Киричука, В. А . Роменця. - К.: Лыбидь, 1996. Петровский А. В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. - Москва, 1964.

Психология / Под ред. Г. С. Костюка. - К.: Рад. школа, 1968,

Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Житель Ромен В. А., Маноха И. П. История психологии: Учеб. пособие. И Вст. ст. В. О. Татенка, Т.М. Татенко. - К.: Лыбидь, 1998.

Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1988.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Прогресс, 1990. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. Ярошевский М.Г. История психологии / 3-е изд. - Москва, 1985.

Ярошевский М. Г. Психологи в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / 2-е изд. - Москва, 1974.