Раздел И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Тема 1
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
■ Социально-психологическая сущность семьи и ее структура.
■ Специфика семьи как социально-психологического феномена.
■ Психологический анализ функций семьи.
■ Типология семей.
■ Основные тенденции развития современной семьи.
■ Психологические особенности этапов жизнедеятельности семьи.
С социально-психологической точки зрения семья является малой социальной группой людей, основанная на браке и(или) кровном родстве и функционирует на основе совместного быта, материальной и моральной взаимопомощи.
Как малая социальная группа семья рассматривается в рамках явлений, о которых накоплен большой по объему материал в социальной психологии (процессы коммуникации, интеграции, социальной перцепции, механизмы и концепции групповой динамики и др.).
Семья как малая группа имеет определенные особенности [2]:
• жесткие нормативные установки семейных отношений, обусловлены существованием в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда целесообразнее всего создавать семью, какими должны быть отношения между супругами, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, поощрения и санкции необходимо применять к членам семьи в различных ситуациях и т.п.; кроме того, семья напрямую зависит от общественных институтов, регулирующих порядок заключения и расторжения брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.д.;
• четко очерченную гетерогенность состава семьи по полу, возрасту, что обуславливает разные потребности, ценностные ориентации членов семьи и т.д.;
• закрытый характер семейной группы, что обусловлено определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождение в семью новых членов и выхода из нее, мало того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родство);
• четко определенную полифункциональность семьи, что часто связано с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер;
• “историчность", то есть на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживания, рождение детей и др.), но и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, когда они сами были детьми;
• четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, что обуславливает большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно значимыми для человека, влияя на его мироощущение, психическое и соматическое состояние здоровья.
На психическое и соматическое состояние здоровья человека особенно неблагоприятно влияют такие семейно обусловленные переживания [14]:
• глобальная семейная неудовлетворенность, фрустрация через резкие расхождения между ожиданиями индивида и реальными условиями жизни в семье; при этом характер влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознания такого состояния. Если недовольство семьей осознается, она вращается на открытые конфликты супругов, взаимной агрессии, если недовольство не осознается, а супруги утверждает, что все нормально, объясняя проблемы в семье исключительно внешними объективными обстоятельствами, это зачастую приводит к неврозам, депрессии, алкоголизма, акцентуаций характера и т.п.;
• так называемая семейная тревожность, которая проявляется в преувеличенных страхах относительно здоровья, определенных особенностях общения и поведения членов семьи и переживании беспомощности, неспособности предотвратить неблагоприятном течении событий;
• чувство вины, связанное с семьей, когда индивид считает себя (осознанно или неосознанно) виновником семейных неурядиц и через характерологические особенности склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвинительную, хотя на самом деле это не так;
• чрезмерное нервно-психическое напряжение, связанное со значительными препятствиями для удовлетворения потребностей семьи, когда даже заметные усилия индивида не дают желаемых результатов, создавая внутренний конфликт, который особенно обостряется тогда, когда семья предъявляет к этому члену семьи противоречивые требования и возлагает на него ответственность за их соблюдение. Например, когда жена, обвиняя мужа в нежелании помочь ей по хозяйству, время остро критикует любые попытки мужа помочь ей.
Учитывая приведенные особенности семьи выделим несколько ее функций - особых форм жизнедеятельности, связанных с удовлетворением потребностей семьи:
• экономическую, которая направлена в основном на обеспечение материальных, хозяйственно-бытовых нужд;
• регулятивную, которая заключается в регулировании отношений между членами семьи на основе нравственных норм через первичный социальный контроль, реализацию личного авторитета и власти;
• репродуктивную, направленная на рождение детей и продолжение человеческого рода;
• сексуальную, что предусматривает реализацию сексуальных отношений супругов, достижение ими сексуального удовольствия;
• воспитательную, которая реализуется в трех аспектах - первичная социализация ребенка; постоянное влияние детей на их родителей, а также систематическое воспитательное влияние семейной группы на каждого своего члена;
• коммуникативную, что удовлетворяет потребности членов семьи в общении и взаимодействии друг с другом и социумом, во многом определяя характер восприятия последнего;
• рекреативном, что предусматривает организацию досуга и отдых;
• психотерапевтическую, что реализуется в двух аспектах - “поглаживание" (ласка и внимание друг к другу) и “резонирование" (понимание и помощь друг другу в оценке позиций из важных проблем, поддерживание другого в его самореализации и личностному развитию).
Перечисленные функции так тесно взаимозависимости, что ни одну из них нельзя признать основной.
Например, воспитательная функция тесно связана не только с коммуникативной, но и с репродуктивной функцией, поскольку наличие нескольких детей в семье является естественным условием формирования полноценной семьи, обеспечивая при этом ребенку опыт взаимодействия не только “по вертикали", но и “по горизонтали". В свою очередь, репродуктивная функция зависит от ряда других функций семьи: сексуальной, экономической и др.
Вместе с тем особое значение имеет психотерапевтическая функция, которую считают критерием оценки супружеских отношений, а также психологическим инструментом их регуляции [7].
Важной характеристикой семьи является ее структура - состав и количество членов семьи, а также система семейных взаимоотношений, которая включает отношения родства, власти и авторитета, связи горизонтальные (муж - жена) и вертикальные (родители - дети), ролевое взаимодействие как совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношении к других ее членов [13].
В структуре семьи различают структуру семейных ролей, семейные подсистемы и границы между ними, что является своеобразными механизмами, с помощью которых семьи выполняют свои функции.
Структура семейных ролей диктует членам семьи что, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая во взаимоотношения. Повторяющиеся взаимодействия обусловливают стандарты взаимодействий, которые, в свою очередь, определяют, с кем и как взаимодействовать. Так, роль матери предполагает прежде всего воспитание детей. Стандарты взаимодействий (нормы) регламентируют его поведение, то есть когда поощрять или когда наказывать ребенка. Если мать плохо выполняет свою роль, нарушает нормы взаимодействий, это влечет за собой социальные санкции - внешние (осуждения окружающих) или внутренние (когда мать чувствует, что не любит ребенка и корит себя за это).
Семейные подсистемы - это дифференцированная совокупность семейных ролей, что предполагает выборочное выполнение семейных функций.
В каждой семейной подсистеме существуют определенные правила, которые определяют, кто и как выполняет семейные функции, то есть внешние (семейные) и внутренние (индивидуальные) пределы семьи. Например, родительская подсистема предусматривает принятие определенных решений относительно детской подсистемы. Другие системы различают по признакам пола, возраста, интересов и ценностей. Таким образом, члены семьи могут быть участниками сразу нескольких семейных подсистем - родительской, супружеской, детской, мужской, женской и т.д [14].
В супружеской подсистеме различают четыре основные супружеские роли - “сексуальный партнер", “друг", “опекун", “защитник", во время выполнения которых реализуются соответствующие потребности: сексуальные, бытовые, нужды в эмоциональной связи, теплых отношениях, опеке. При этом характер супружеских отношений во многом определяется взаємодоповнюваністю этих ролей (например, если у одного из партнеров сильно выраженная потребность в защите, другой должен играть роль защитника для удовлетворения этой потребности).
Согласно другой классификации существуют супружеские роли традиционные, товарищеские и роли партнеров, от согласованности которых зависят особенности взаимоотношений супругов. Так, традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание домашнего уюта и ведения домашнего хозяйства, приспособления к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа требуется принятие основных решений, поддержание семейной власти и контроль, экономическая безопасность и защита семьи, эмоциональная благодарность жене за приспособление к зависимости.
Товарищеские роли требуют от супругов обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, оживленного и интересного общения друг с другом и окружающими.
Роли партнеров требуют и от жены, и от мужа экономического вклада в семью в соответствии с размером заработка, общей ответственности за детей, участия в ведении домашнего хозяйства и распределения правовой ответственности [9].
Рассмотрим типичные семейные роли супругов [8].
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Такая роль определяет комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.
2. Хозяин-хозяйка. Исполнение этой роли предполагает организацию и ведение домашнего хозяйства.
3. Ответственный за поддержание родственных связей. Реализация этой роли обеспечивает организацию общения с родственниками, участие в семейных ритуалах и церемониях.
4. Организатор семейной субкультуры. Эта роль ориентирует на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, интересов и увлечений.
5. Организатор развлечений. Исполнение этой роли предполагает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга.
6. Сексуальный партнер. Эта роль связана с проявлением активности в сфере сексуальных отношений.
7. Ответственный по уходу за ребенком. Исполнение этой роли предполагает обеспечению ребенку физического и психического комфорта в первые годы ее жизни.
8. Воспитатель. Эта роль предполагает развитие личности ребенка.
9. Семейный “психотерапевт". Эта роль включает действия, направленные на решение личностных проблем членов семьи.
Распределение ролей в семье может меняться в зависимости от обстоятельств (рождение ребенка), особенностей профессиональной карьеры и т.д.
Различают такие условия распределения ролей между супругами [14]: способность выполнять определенные семейные роли; приемлемость роли или совокупности ролей для того, кто их выполняет; возможность удовлетворять благодаря выполнению определенных ролей собственные потребности и потребности других членов семьи.
Невыполнение указанных условий приводит к формированию патологізуючих семейных ролей, что психически травмируют членов семьи. Например, когда семья нуждается в разрядке негативных эмоций, для этого кто-то из членов семьи избирается на роль жертвенного козла.
Кроме того, качество выполнения семейных ролей во многом зависит от межличностных отношений и связанных с ними межличностных ролей (“золушка", “клоун", “красавец" и т.п.).
Особенности ролевых и межличностных отношений членов семьи, их взаимодействия отражаются на эмоциональном уровне и относительно устойчивом психическом состоянии (настроении) семьи, то есть на ее психологическом климате. Психологический климат семьи, в свою очередь, влияет на межличностные отношения ее членов, на их мироощущение, самооценку, саморегуляцию себя как личности, на жизнедеятельность и жизнеспособность семейного коллектива в целом.
Учитывая изложенное различают семьи с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом.
Семье с благоприятным психологическим климатом характеризуются сплоченностью, доброжелательностью и одновременно высокой требовательности супругов друг к другу, ответственностью, чувством защищенности и
эмоциональной удовлетворенности в семье. Важный показатель благоприятного семейного психологического климата - стремление к совместному решению семейных проблем, проведение досуга при одновременной открытости семьи, ее широких социальных контактах.
Семьи с неблагоприятным психологическим климатом характеризуются прежде всего напряженностью или даже конфликтностью межличностных отношений, когда члены семьи негативно относятся друг к другу, им присуще чувство незащищенности, эмоционального дискомфорта от пребывания в семье.
В зависимости от степени неблагополучия различают конфликтные семьи, в которых возникают противоречия между интересами, потребностями, желаниями членов семьи, что порождает сильные и продолжительные отрицательные эмоции; кризисные, где потребности и интересы сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи; проблемные, нуждающиеся в помощи в конструктивном разрешении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей позитивной семейной мотивации.
Семьи различают еще за качеством внешних и внутренних границ. Наиболее патологическими вариантами, которые размещаются на противоположных полюсах континуума, является ретрофлексуюча (от ретрофлексія - направление энергии внутрь) и дезорганизована семьи. Ретрофлексуюча семья имеет твердую непроницаемую общую границу и в то же время прозрачные индивидуальные пределы. Члены этой семьи так тесно взаимосвязаны через страх разрыва отношений, что это снижает возможности индивидуального роста. Проблемы, возникающие вследствие запутанных, неконструктивных отношений, не решаются через жесткие внешние границы семьи, отсутствие достаточных контактов с окружением. В таких семьях существует большая опасность возникновения психосоматических заболеваний.
Дезорганизована семья с чрезмерно прозрачными внешними пределами размещается на противоположном полюсе континуума. В таких семьях из-за отсутствия достаточного взаимного контакта ее членов и открытости внешних границ существует большая опасность асоциального поведения или распада семьи как целого. Между указанными полюсами размещается большинство семей, которые функционируют с более-менее адекватными пределами [15].
За структурой власти различают авторитарные, демократические и либеральные семьи.
Авторитарная семья характеризуется строгим беспрекословным подчинением одного из супругов другому и детей родителям. Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, совместном решении всех важных вопросов. В либеральной семьи наблюдается отстраненность, отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого.
В зависимости от распределения ролей выделяют семьи традиционные (патриархальные или матриархальные), в которых один из супругов является внутрішньосімейним лидером, активной стороной в супружеских отношениях и отношениях с социумом, и егалітарні (от фр. egalite - равенство), в которых роли распределяются с учетом конкретных интересов и возможностей партнеров. При этом наблюдаются выравнивания функций супругов и относительно независимое положение детей.
Типология семей по демографическому признаку определяется:
• количеством детей - многодетная, середньодітна, малодітна, бездетная, или супружеская, семья;
• наличием или отсутствием брачной пары - полная или неполная семья;
• наличием или отсутствием в составе семьи старших и побочных родственников - сложная или нуклеарная (от лат. nucleus - ядро) семья.
Различают семьи с разным воспитательным потенциалом [6]:
• воспитательно-сильные, т.е. с благоприятной нравственной атмосферой семьи;
• воспитательно-устойчивые, где создаются целом благоприятные возможности для воспитания, а трудности, возникающие в семье, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы;
• воспитательно-неустойчивые, для которых характерна неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при относительно высоком общем воспитательном потенциале семьи;
• воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними, когда родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способны правильно воспитывать детей, уступив в своем воздействии группе сверстников.
С психолого-педагогической точки зрения отрицательно влияют на становление личности ребенка семьи воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой, воспитательно-слабые с агрессивно негативной атмосферой, в которых царят агрессивность и жестокость, маргинальные с алкогольной и сексуальной деморализацией, правопорушницькі, преступные, психически отягощенные.
За стадией становления различают семь й [8]:
• молодые (до 9 лет), для которых существенным в психологическом аспекте является отношение супругов друг к другу и к совместной семейной жизни;
• средние (10-19 лет), которые характеризуются стабильными семейными отношениями, сложившимся распределением ролей, обязанностей, наличием детей, которые подросли и относительно самостоятельными;
• зрелые (более 20 лет), для которых характерно возрастание значимости супружеских отношений, в частности благодаря приобретению детьми самостоятельности и независимости.
Более развернутую картину циклов семейной жизни можно подать с учетом “историчности" семьи, когда выделяют такие фазы семейной жизни [12]:
1) ухаживание;
2) жизнь без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка);
3) экспансия (от рождения первого ребенка до последней);
4) стабилизация (период воспитания детей до того момента, когда пер вая ребенок покидает семью);
5) дети навсегда покидают родительский дом;
6) “пустое гнездо" (родители после отъезда детей);
7) кто-то из супругов остается один после смерти другого.
Такое выделение фаз семейной жизни отражает определенные проблемы
семьи, присущие каждой из фаз.
Так, для фазы ухаживания в отечественных условиях характерно то, что много молодых людей в этот период продолжают жить с родителями. Отсутствие опыта самостоятельного, финансово независимого жизнь, жилищные проблемы в сочетании с либерализацией сексуальных отношений могут привести к отказу молодежи от брака, распространение альтернативных форм брака, повышение уровня внебрачной рождаемости (из-за желания освободиться от опеки родителей) преждевременного брака.
Фаза жизни без детей характеризуется стремлением новобрачных определить правила, по которым они будут строить собственную семью, распределить обязанности, согласовать интересы, привычки, определить ценности, сексуальные склонности, правила отношений с родственниками. Все это затрудняется из-за инфантилизм значительной части молодежи (неумение выполнять семейные обязанности, зависимость от родителей). Возраст вступления в первый брак снизился, а социальное созревание человека подовшилося, поэтому строить семью чаще всего приходится недостаточной степени социально и личностно зрелым людям.
Снижение брачного возраста сказывается на фазе рождения детей в семье (экспансии). Поскольку старшее поколение находится в активном периоде собственного личного, социального и профессионального жизнь, возникает проблема молодых бабушек и дедушек и их отношений с детьми.
Кроме положительных аспектов, связанных с рождением и воспитанием детей, семьям в этом периоде свойственны напряженность бюджета, дефицит времени, значительное ограничение возможностей отдыха, досуга, сложность совмещения домашних обязанностей с трудовой деятельностью, накоплению физической и психической усталости. Возникает проблема перестройки функционально-ролевой структуры семьи, эмоциональных и духовных отношений, сформированных на более ранних стадиях ее становления.
По мнению многих исследователей, фаза стабилизации семьи является самой сложной и проблемной для всех членов семьи, что обусловлено, с одной стороны, кризисом среднего возраста родителей, а с другой - кризисом подросткового возраста детей.
Острота кризиса во многом определяется тем, насколько успешно были решены проблемы на предыдущих фазах жизненного цикла семьи. Если эти проблемы не были решены, отношения в семье на этой фазе могут характеризоваться недостаточной сплоченностью, эмоциональной близостью, наличием сексуальных проблем супругов, неадекватных способов взаимодействия друг с другом и с детьми.
Фаза, когда дети покидают родительский дом, характеризуется нарушением привычных правил и стереотипов взаимодействия. В этом случае встает проблема наполнения взаимоотношений супругов новым содержанием, что компенсировало бы эмоциональные потери, связанные с удалением детей от семьи. Иногда решение этой проблемы осложняется из-за противоречия, сменились в связи с рождением и воспитанием детей, но актуализировались на фазе “пустого гнезда".
Последняя фаза жизненного цикла семьи наступает тогда, когда умирает один из супругов. В этом случае второй из супругов, как правило, часто присоединяется к семье детей как бабушка или дедушка, что требует от детей адаптации к изменению структуры семьи.
В этот период могут возникать конфликты между поколениями, проблемы, связанные с присмотром за пожилым человеком, часто осложненные ее болезнями.
Каждая фаза жизненного цикла современной семьи характеризуется специфическими особенностями, обусловленными тенденциями ее развития и связанными с такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, урбанизация, миграция населения, развитие средств массовой информации, эмансипация и т.д. [7].
Перечисленные объективные причины приводят к изменению характера и структуры семейно-брачных ценностей, трансформации традиционных семейных ролей.
Анализ тенденций развития современной семьи показывает, что она тяготеет к егалітарної нуклеарної малодетной семьи, часто с ориентацией на супружескую, в которой основная ось отношений определяется свояцтвом (муж - жена), а не родством и родительством.
С одной стороны, такая семья лучше приспособлена к современной жизни как более мобильная и демократичная по сравнению с традиционной, багатопоколінною и разветвленной. С другой стороны, нуклеарная малодітна семья далеко не всегда способствует успешной реализации семейных функций. Так, в частности, можно констатировать усложнение выполнения воспитательной функции семьи по следующим причинам:
• за отсутствие у ребенка опыта взаимодействия с людьми разного статуса (братьями, старшими родственниками);
• за затруднения в усвоении социальных ценностей, накопленных старшими поколениями, относительную изоляцию от старших родственников;
• через возможную противоречивость воспитательных воздействий вследствие пере дачу родителями права на воспитание другим социальным институтам.
Нуклеарной семьи предъявляют повышенные требования и к супружеским отношениям. Упрощенная структура такой семьи, ограниченное количество внутрисемейных отношений требуют одновременного выполнения нескольких семейных ролей (зачастую противоречивых), приводит к росту интенсивности и эмоциональности отношений, повышение степени взаимозависимости супругов и их личной ответственности за судьбу брака. Таким образом, психологическое пространство нуклеарної семьи сужается, а удельный вес личностных качеств каждого из супругов увеличивается.
Различают следующие показатели эволюции семьи [3]:
• структурные сдвиги (движение от родства (отец - сын) свойства (муж - жена), нуклеарності);
• функциональные сдвиги (егалітаризація);
• активизация личностной взаимодействия членов семьи.
Разная интенсивность этих процессов обусловливает возникновение и одновременное существование различных типов семей. Мало того, современная семья напоминает многослойный пирог - в ней можно найти черты и традиционных, и новых семейных укладов.
Противоречивые тенденции в структуре и динамике семьи одновременно с большой ролью семьи в обеспечении личного счастья человека актуализируют проблему стабильности брака и семьи, основательной подготовки молодежи к семейной жизни.
Контрольные вопросы и задания
1. Отличия семьи от других малых социальных групп.
2. Какие социально-психологические характеристики являются общими для семьи и других малых социальных групп?
3. Основные функции семьи.
4. Существует ли, по вашему мнению, ведущая функция семьи? Ответ обоснуйте.
5. Социально-психологические особенности структуры семьи.
6. Проанализируйте особенности взаимоотношений в вашей семье. Можно ли назвать ее психологический климат благоприятным? Почему?
7. Типы семей: а) по демографическому признаку; б) по структуре власти; в) по распределению ролей.
8. Тенденции развития современной семьи.
9. Можно ли утверждать, что современная семья находится в кризисном состоянии?
10. Охарактеризуйте психологические проблемы каждой фазы цикла семейного
жизни.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Афанасьева Т. М. Семья. - К.: Рад. шк., 1986.
2. Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестн. МГУ. - 1985. - №4. - С. 10-20.- Сэр. 14. Психология.
3. Голод С. Ы. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Наука, 1984.
4. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
5. Дмитриева Т. В. Гештальт-подход в работе с парами и семьями // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитацион. работы. - 1999. - № 1. - С. 27-37.
6. Игошев К Е. Миньковский Г. М. Семья: Дети: Школа. - М.: Юрид. лит., 1989.
7. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 27-34.
8. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 1991.
9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
10. Левицкий В. М. Психология семейных отношений. - К.: Феникс, 1991.
11. Вот Я до Мы: азбука семейной жизни / Сост. С. В. Ковалев. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1990.
12. Психологическая помощь семье: Пособие. / За ред. 3. Г. Кісарчук. - К.: Изд-во Ин-та социологии НАН Украины, 1998. - С. 15-20.
13. Семья: социально-психологические и этические проблемы: Справоч. / В. Ы. Зацепин, Л. Н. Бучинская, И. Н. Гавриленко и др. - К.: Политиздат Украины, 1989.
14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.
15. Этика и психология семейной жизни / Под ред. Н. Г. Юркевича. - Минск: Народная асвета, 1989.