Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Раздел И

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

 

 

Тема 2

 

ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛЬНОСТИ БРАКА И СЕМЬИ

 

 

Соотношение понятий "брак" и "семья".

Факторы стабильности брака и семьи.

Роль супружеской совместимости в поддержании стабильности брака.

Особенности супружеского общения и их влияние на стабильность семьи.

Сущность понятия "психологическое здоровье семьи".

Условия создания психологически здоровой семьи.

Условия готовности будущих супругов до брака.

 

Основой для формирования семьи является брак как санкционированная обществом форма отношений между лицами разного пола.

В украинском языке брачный союз обозначается словом “брак" происходит от древнеславянского “сълюб", что означает “торжественное обещание" (“сълюбитись" - договариваться).

Следует заметить, что с психологической точки зрения стабильность еще не означает успешность брака и семьи. Поэтому в дальнейшем под стабильностью брака и семьи будем понимать такие их особенности, обеспечивающие удовлетворенность человека от пребывания в этих социальных институтах, создавая условия для личного счастья, личностного роста каждого из их членов. Различают браки по любви, за стереотипом, из расчета, в зависимости от особенностей брачно-семейной мотивации [15].

Мотивация заключения брака включает четыре основных мотива:

• интимно-личностное (стремление найти желанного партнера для любви);

• морально-психологический (желание найти духовно близкого спутника жизни);

• семейно-родительский (ориентация на рождение и воспитание детей);

• хозяйственно-бытовой (ориентация на налаженный быт и ведение домашнего хозяйства).

Иерархия этих мотивов определяет критерии выбора брачных партнеров.

Существенным основанием для заключения брака является любовь. В психологии

любовь - это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и социально сформированным стремлением быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого так, чтобы пробуждать у него потребности в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [3, с. 198].

Современная социальная психология выделяет в любви три основных компонента:

• эмоциональный (симпатия, часто неосознанное, инстинктивное влечение к человеку, причины которого еще окончательно не выяснены);

• рациональный (уважение, осознание и признание достоинств человека);

• поведінський (умение не только испытывать чувство любви, но и в соответствующий способ обнаруживать его в деятельности, направленной на получение собственной радости через радость другого человека, в стремлении уменьшить ее страдания).

В этой связи существует такая формула любви: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю все для этого, то я тебя люблю [18, с. 95].

Таким образом, способность любить прямо зависит от умения сопереживать, думать прежде всего не о себе, а о того, кого любишь.

Различают две модели любви: пессимистическую и оптимистическую [2]. Пессимистической модели свойственна зависимость от объекта любви и связь этого чувства прежде всего со страхом потерять любимого человека или его расположение. В результате брак вступает тревожно-невротического характера. Оптимистическая модель исходит из относительной независимости от объекта любви за позитивного отношения к нему, поощрения индивидуального волеизъявления, относительной автономности супругов, создание условий для личностного развития супругов и психологического комфорта в паре, ощущение интимности. Ощущение интимности (от лат. intimus - внутренний) для индивида характеризуется выделением себя со своим сложным, самостоятельно сконструированным внутренним миром и правом на самоактуалізацію.

Соответственно различают зрелую и незрелую формы любви. В зрелой любви единство супружеской пары достигается при сохранении целостности их личности, индивидуальности, в незрелой любви - за счет нарушения этой целостности, как отмечает Е. Фромм [16], симбиотического связи, когда партнеры выбирают позицию “жертвы" и “тирана", крайним проявлением которых является мазохизм и садизм.

Хотя брак по любви утвердился как устоявшийся стереотип, не только в популярной, но и в специальной литературе, согласно данным социологических исследований С. Голода [3], только 39,1 % опрошенных им мужчин и 49,6 % женщин назвали любовь основным мотивом заключения брака. Другие мотивировали его чувством жалости к партнеру, общностью интересов и взглядов, ожиданием рождения ребенка.

Анализ влияния брачно-семейной мотивации на удовлетворенность браком свидетельствует, что среди тех, кто заключил супружеский союз по любви и общности взглядов в то же время, больше всего довольных браком.

По исследованиям Е. Ейдеміллера [18], в семьях, где наблюдаются нарушения в нормальной реализации семейных функций (в так называемых дисфункциональных семьях) и соответственно неудовлетворенность браком, причины создания семьи были другими (табл. 2.1).

 

 

 

 

Таблица 2.1

Психологические особенности создания дисфункциональных семей

(по Е. Ейдеміллером)

 

 

Если при этом мотивация заключения брака является противоречивой, то черты брачного партнера (физические, личные и т.д.), которые поначалу не замечались (как нежелательные), начинают восприниматься особенно негативно, усугубляя дисфункцию семьи.

Таким образом, удовлетворенность браком зависит также от согласованности брачно-семейной мотивации, которая во многом обуславливает его стабильность.

В целом различают следующие факторы стабильности семьи, распределяются по двум осям: внешние - внутренние и объективные - субъективные (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Факторы стабильности семьи

 

Безусловно, объективные факторы (неблагоприятные социальные процессы, войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и т.п.) существенно влияют на жизнедеятельность семьи. В то же время успешность решения семейных проблем во многом зависит от особенностей осознания членами семьи семейной ситуации, их готовности и умения сконцентрировать усилия на сохранении семьи.

Таким образом, основными факторами, которые формируют стабильность брака, есть внутренние субъективные, то есть психологические. Прежде всего - это супружеская совместимость как социально-психологический показатель сплоченности семьи.

Согласно современным представлениям совместимость как способность супругов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности образует иерархию уровней [8].

Нижний уровень составляет психофизиологическая совместимость темпераментов супругов, сенсомоторная согласованность действий, которые выполняются совместно. Высокий уровень психофизиологической совместимости характерен для пар холерик - флегматик и сангвиник - меланхолик, как бы дополняют друг друга (например, спокойствие флегматика “гасит" вспыльчивость холерика, а жизнерадостность сангвиника компенсирует пониженный фон настроения меланхолика).

Средний уровень психофизиологической совместимости характерен для соединенных по “кругу" Г. Айзенка (рис. 2.2) темпераментов (угол асимметрии а = 90+45 °): холерик - меланхолик, которым не хватает эмоциональной стабильности; меланхолик - флегматик и флегматик - сангвиник, которые характеризуются соответственно безынициативностью и отчужденностью друг от друга; сангвиник - холерик, которые спорят за ответственность и главенство в семье.

 

 

Рис. 2.2. “Круг” Г. Айзенка (α - угол асимметрии)

 

Низкий уровень психофизиологической совместимости свойственный парам с одинаковым темпераментом-за отсутствия в двух холериков выдержки, у меланхоликов - бодрости и энергии, у флегматиков - инициативности и скорости реагирования, у сангвиников - последовательности.

Второй уровень супружеской совместимости составляет функциональная ролевая согласованность, то есть согласованность структуры, понимание, распределения и принятия семейных и межличностных ролей (см. тему 1). При этом важное значение имеет желаемое и реальное соотношение ролей [4].

Высшим уровнем совместимости является ценностно-ориентационная единство, фиксирующий степень совпадения оценок супругами семейных целей и ценностей.

Различают такие семейные цели [13]:

• связанные с воспитанием детей, когда для семьи особенно важно именно совместное воспитание ребенка отцом и матерью;

• что предполагают прежде всего дальнейшее развитие супругов как личностей, включая увлечения на досуге, интенсивное и содержательное внутрисемейное общение;

• обусловлены важностью создания своего домашнего гнезда с приданием ему своеобразия и уюта.

Опроса, который провел Украинский научно-исследовательский институт по проблемам молодежи, показало, что молодые семьи на первое место выдвигают функцию рождения и воспитания детей (90,3 % опрошенных), на второе - удовлетворение потребностей в любви, личном счастье, чувство защищенности (74,2 % респондентов) [8].

При этом отмечается, что когда молодожены выбирали из приведенных в анкете трех семейных ценностей - любовь, дети, быт, то подавляющее большинство выбрали “любовь" (74,4 %), а рождение и воспитание детей считали важнейшей семейной ценностью только 15,5 %. Это расхождение объясняется тем, что в первом случае (оценка функций семьи) мог оказаться определенный социально-психологический стереотип, согласно которому дети занимают центральное место в жизнедеятельности семьи. Во втором случае (ценность семьи для человека) вероятнее всего проявились реальные установки молодых супругов. На третьем месте согласно ответов респондентов оказалась функция “ведение домашнего хозяйства", затем - “удовлетворение сексуальных потребностей", “духовное общение" и “развитие личности членов семьи". На последнем ранговому месте респонденты отметили возможность повысить благодаря браку свой социальный статус (10 % респондентов).

Интересно, что в отношении важнейших функций семьи максимальное совпадение оценок наблюдается по репродуктивной функции (89,8 % респондентов). Относительно таких функций семьи, как удовлетворение потребностей в любви, ведения домашнего хозяйства, удовлетворения сексуальных потребностей, у трети супружеских пар можно констатировать разногласия.

При этом существуют гендерные* различия в семейных ценностях. Так, женщины в большей степени ориентированы на рождение и воспитание детей, духовное общение членов семьи, удовлетворение потребности в любви, личном счастье, взаимопонимании. Мужчин же по сравнению с женщинами в семейной жизни в большей степени привлекает возможность удовлетворения сексуальных потребностей, ведения здорового образа жизни, организации быта.

 

Среди общечеловеческих ценностей мужчины чаще всего выделяют интересную работу, профессиональный рост, а также уверенность в себе, материальную обеспеченность и общения с друзьями [7].

Расхождения во взглядах мужчин и женщин на семейные цели и ценности, другие аспекты жизнедеятельности семьи в принципе можно преодолеть в процессе их взаимной адаптации к совместному образу жизни.

В широком смысле под адаптацией (от лат. adapto - приспосабливаю) понимается целостная система активных и направленных действий индивида, способствующих не только поддержанию динамического равновесия в конкретных условиях, но и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении [8]. В психологии адаптация - это единство двух процессов: ассимиляции (в наиболее общем понимании изменения окружения для успешного приспособления) и аккомодации (изменения самого себя с той же целью).

Таким образом, психологическая сущность адаптации заключается во взаимном уподоблении супругов, согласовании, сближении мыслей, чувств и поведении на основе прежде всего таких психологических механизмов познания друг друга, как идентификация и рефлексия.

Различают следующие направления адаптации:

• материально-бытовую, которая заключается в координации прав и обязанностей супругов, формировании моделей семейного бюджета, удовлетворяющих обоих;

• морально-психологическую, основанной на согласовании интересов, установок, ценностных ориентаций, мировоззрения;

• интимно-личностную, что предполагает достижение сексуальной гармонии, морально-психологическое удовлетворение интимными отношениями.

При этом может возникнуть вторичная негативная адаптация вследствие того, что любовь подчиняется общем психофизиологическом закона адаптации, согласно которого при постоянном действии одного и того же раздражителя сила чувства, что вызванная этим раздражителем, уменьшается. В результате для поддержания силы чувства на высоком уровне необходимо либо увеличить силу раздражителя, или делать перерывы, или менять качество раздражение [5].

Вторичная негативная адаптация проявляется в трех сферах:

интеллектуальной (уменьшение интереса супругов друг к другу как личности вследствие повторения в общении тех же оценок, суждений, мнений);

моральной (возможно снижение уважения супругов друг к другу в результате ежедневного неизбежного общения, когда они могут появиться друг перед другом в неприглядном внешнем виде, использовать неприемлемые слова, жесты и т.п.);

сексуальной (снижению взаимной привлекательности через доступность и однообразие отношений).

Негативная адаптация может усиливаться вследствие гендерных различий, поскольку мужчины особенно чувствительны к материально-бытовым неудобствам, трудностям физической адаптации, а женщины - к уменьшению внешних проявлений со стороны мужа любви и уважения, потери романтики добрачных ухаживаний.

В условиях преодоления вторичной негативной адаптации относятся:

• личностное самосовершенствование, духовное развитие;

• повышение культуры взаимоотношений, поддержание чувства высокой самоценности друг друга [10];

• повышение автономности супругов, расширение интересов и круга их общения за пределы брака.

Успешность адаптации, а следовательно, стабильность брака зависят от особенностей взаимодействия членов семьи, прежде всего проявляющиеся в их общении.

Вывод о важности роли супружеской взаимодействия, общения подтверждается исследованиями В. Мет'юза и К. Міхановича [5]. Они обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семьями. Признаки несчастливых семей:

1. Не имеют единого мнения по многим вопросам и проблемам.

2. Плохо понимают чувства друг друга.

3. Говорят слова, которые раздражают другого.

4. Часто чувствуют себя нелюбимыми.

5. Не обращают внимания друг на друга.

6. Чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии.

7. Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.

8. Редко делают комплименты друг другу.

9. Вынуждены часто уступать друг другу.

10. Желают, чтобы их любили сильнее.

Условия успешного семейного общения [9]:

• открытость, отсутствие у супругов тайн друг от друга, запрещенных тем, возможность откровенно высказать свои мысли, выразить чувства;

• подтверждение в процессе общения позитивного представления о себе у каждого из партнеров;

• активный трансактний обмен, постоянное обсуждение мыслей, чувств, впечатлений;

• ситуативная адекватность, обусловленность форм общения супругов конкретной ситуацией.

Основной причиной нарушения коммуникации в семье является перегруженность общения вторичными функциями (усиленная проверка соответствия представлениям каждого из партнеров о себе, друг о друга и их отношения). При этом чрезмерно центрированный на партнере отношение к нему, сомнение в его верности, подозрение в измене формируют особое психическое состояние - ревность.

Различают такие виды ревности [10]:

тиранические, конечно присущие авторитарным, эгоистичным, упрямым людям, которые, как правило, считают своего партнера собственностью, объектом для удовлетворения собственных потребностей;

от ущемления, присущие людям, которые страдают на комплекс неполноценности (по А. Адлером), с тревожно-мнительным характером;

обращенные, возникающие как защитный механизм - проекция своей готовности к измене партнера.

Супружеские коммуникации нарушает также неадекватное представление как о себе, так и о партнере, что предопределяется, в частности, функциональными стереотипами (“ты - жена (муж), следовательно, должна (должен) ...").

При этом выявлено, что супруги способны несколько лучше понимать своих мужчин, хотя при этом существуют определенные погрешности в представлениях партнеров друг о друге. Например, супруги склонны переоценивать жизнерадостность, оптимизм и мнительность мужчин и недооценивать их способность переживать чувство вины, мужчины же - переоценивать уровень возбудимости и неуравновешенности своих жен [18]. Это, безусловно, может существенно повлиять на характер взаимоотношений в семье.

В целом совокупность субъективных психологических факторов стабильности брака и семьи можно объединить в понятие психологическое здоровье семьи”. Под психологическим здоровьем семьи понимается интегральный показатель динамики жизненно важных для семьи функций, выражающая качественный аспект социально-психологических процессов, которые происходят в ней [15].

Структуру психологического здоровья семьи показано на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Структура психологического здоровья семьи (по В. Торохтієм [15])

 

Различают следующие уровни психологического здоровья семьи:

норма, что условно определяется степенью развития индивидуальных и групповых процессов, в рамках которых, с одной стороны, наблюдаются согласованность и удовлетворение потребностей членов семьи, а с другой стороны - их социальная (внутрішньосімейна) активность;

отклонения от нормы, что характеризуется преобладанием индивидуальных процессов над социальными (внутрисемейными), частичной согласованностью действий членов семьи;

отсутствие психологического здоровья семьи (психологическое нездоровье), что заключается в ее неспособности самостоятельно корректировать дезорганізуючі действия ее членов, преобладании внутрисемейного дискомфорта и практически полной автономности действий членов семьи относительно удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей.

Психологически здоровой семье присущи такие свойства: гуманность (забота и внимание к человеку как высшей семейной ценности), гармоничность (высокий уровень совместимости членов семьи), жизнеспособность (устойчивость против воздействия внешних дестабилизирующих факторов) и др.

К показателям, по которым оценивают психологическое здоровье семьи, относятся:

• сходство семейных ценностей, ценностно-ориентационная единство;

• функционально-ролевая согласованность;

• социально-ролевая адекватность, или мера осуществления ожиданий членов семьи относительно друг друга, отсутствие конфликтов между ролью и личностью;

• адаптивность, или мера приспособления к социально-психологического климата семьи после пребывания в другой среде, особенно кризисном, стремление сохранить комфортные эмоциональные семейные отношения;

• эмоциональная удовлетворенность браком, семейными отношениями;

• устремленность на семейное долголетие, осознанное стремление к новым (ближайших и перспективных) семейных целей.

Таким образом, психологически здоровая семья (такая, что успешно функционирует), создает условия для реализации потенциала каждого ее члена, оптимальную модель для овладения социальными навыками, что может быть перенесена во внешнюю среду. Границы между подсистемами в такой семье достаточно прозрачны для обеспечения общения между подсистемами и с внешней средой и достаточно неприкосновенны для поддержки их автономности; семья с уважением относится к правилам, которые определяют отношения между подсистемами и внутренние процессы в каждой из них [1].

Важным условием становления психологически здоровой семьи, укрепление ее стабильности является формирование готовности личности к браку и семейной жизни, в которой выделяются четыре компонента:

1) физическая и физиологическая зрелость будущего супружества, когда человек становится способен зачать, а женщина - выносить и родить здорового ребенка; при этом существует реальное противоречие между юридически установленным брачным возрастом, что свидетельствует прежде всего о физическом зрелость будущих супругов, и их социальной зрелостью, которая чаще всего наступает значительно позже;

2) социальная готовность, которая означает, что будущие брачные партнеры являются равноправными членами общества, которые способны выполнять социальные роли и обязанности, осознают правовую основу брака, готовы взять на себя ответственность друг за друга и за своих детей, способны материально обеспечить семью;

3) этико-психологическая готовность, которая предполагает сформированность адекватных брачно-семейных отношений, представлений будущих супругов о браке и семье, супружеские и родительские обязанности, понимание соотношения между любовью и браком; умение ценить личностные качества партнера, объективно оценивать собственные чувства и отношение к избраннику; направленность на другого человека; понимание основ формирования психологически здоровой семьи, создание благоприятного социально-психологического климата семьи и наличие соответствующих умений; при этом для того, кто вступает в брак, важно уметь спроектировать реалистичную модель будущей семьи, ее уклад с учетом влияния образа жизни родительских семей, материально-экономических возможностей, путей реализации совместных планов на будущее;

4) сексуальная готовность, ориентация на общность сексуально-эротических переживаний с любимым партнером другого пола, которому человек доверяет и чье доверие способна отвечать, с которой она хочет и может разделять ответственность за общий труд, продолжение рода и отдых для того, чтобы обеспечить возможности благоприятного развития детей; при этом важное значение имеет наличие знаний по анатомии и физиологии, культуры полового общения.

Особую роль в формировании готовности к созданию семьи играет этико-психологическая готовность, которая предопределяет способность к браку, то есть способность [5]:

• беспокоиться о другом человеке;

• сочувствовать, сопереживать другому;

• общаться на основе сотрудничества с другим;

• быть терпимым (толерантным), воспринимать другого человека с его индивидуальными особенностями, привычками, даже противоположными собственным, умение приспосабливаться к ним.

Сексуальная готовность к браку во многом обусловлена особенностями полового воспитания в семье. Модели полового воспитания в семье приведен на рис. 2.4 [4].

 

Рис. 4. Модели полового воспитания в семье

 

Самые распространенные ошибки полового воспитания:

• подавление естественных реакций (не только половых, но и непосредственно эмоциональных), что вызывает возникновение холодности, которая препятствует проявлениям нормальной сексуальности;

• слишком строгое воспитание, изоляция от лиц противоположного пола, что не способствует получению необходимого опыта общения;

• формирование пренебрежения к противоположному полу, сдерживания любых проявлений половой сущности и интереса к противоположному полу;

• сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация;

• избежание вопросов относительно половых особенностей и отношений, искаженное освещение половых проблем.

Исследования современной семьи свидетельствуют о недостаточном уровне готовности супругов к браку. При этом особенно значимыми являются две

взаимосвязанные проблемы: малодітність и развод. Две трети разводов приходится на первые пять лет брака, причем половина из них - на первый год. Это обуславливается многими факторами: завышенными ожиданиями от брака, личностной незрелостью супругов, коммуникативной некомпетентностью и др.

Поэтому кроме стихийного формирования готовности к браку и семейной жизни как составляющей общего процесса становления личности, как и раньше, актуальной является специальная подготовка молодежи к браку и семейной жизни, что предполагает [19]:

• повышение ответственности молодежи в брачно-семейных отношениях, а также относительно отцовства;

• формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, возможности отцовства от наличия вредных привычек (курения, алкоголизма, употребления наркотиков);

• формирование психологической компетентности относительно особенностей взаимоотношений в семье, детской психологии;

• освещение вопросов рационального ведения хозяйства, эффективной организации бюджета семьи.

На успешность подготовки молодежи к браку и семейной жизни, безусловно, влияют политика государства в отношении социальной защиты семьи, взаимодействие социальных институтов (семьи, школы, общественных организаций и др.).

__________________________________

* Гендер в психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой определяют понятия “мужчина” и “женщина” (в отличие от понятия “пол”, что является чисто биологической категорией).

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Как соотносятся понятия "брак" и "семья", "любовь" и "брак"?

2. Всегда устойчивый брак успешен?

3. Как мотивация брачно-семейных отношений влияет на удовлетворенность браком?

4. Какие факторы обусловливают стабильность брака и семьи?

5. Основные причины расторжения брака.

6. Охарактеризуйте уровни супружеской совместимости.

7. Означает ли низкий уровень супружеской совместимости обреченность брака на неудачу?

8. Что означает термин "психологическое здоровье семьи"?

9. Компоненты готовности к браку и семейной жизни.

10. Составляющие этико-психологической готовности к браку.

11. Составьте собственные правила-заповеди семейной жизни.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Введение в психотерапию / Под ред. С. Блоха. - Амстердам; К.: Сфера, 1997.

2. Гозман Л. Я. Процессы межличностного восприятия в семье / Под ред. Г. М. Андреевой, А. Ы. Донцова // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 210-232.

3. Голод С. Ы. Любовь: нравственно-психологические и социальные основы взаимоотношений юношей и дэвушек / Сост. Э. В. Соколов // : становление человека. - Л.: Знание, 1972. - С. 124-146.

4. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991.

5. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

6. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1989.

7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер. Ком., 1998. - С. 225267.

8. Молодая ам'я УкраТни 90-х / под ред. Ю. М. Якубовой. - К.: АЛД, 1996.

9. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - С. 366-377.

10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика, 1992.

11. Семья: социально-психологические и этические проблемы: Справоч. / B. И. Зацепин, Л. Н. Бучинская, И. Н. Гавриленко и др. - К.: Политиздат Украины, 1989.

12. Служба семьи: изучение опыта и принципу организации / Под ред. С. А. Янковой, А. Ф. Севериной. - М.: Изд-во Ин-та соц. исслед. АН СССР, 1981.

13. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. - М.: Мысль, 1986.

14. Тийт Э, Уколова В. Нравственные основы молодой семьи. - М.: Б. И., 1979.

15. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитацион. работы. - 1996. - №3. - C. 36-44.

16. Файнбург 3. Социальные функции семьи и генезис понятия ее стабилизации // Стабильность семьи как социальная проблема. - М., 1978. - С. 14.

17. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

19. Этика и психология семейной жизни / Под ред. Н. Г. Юркевича. - Минск: Народная асвета, 1989.